За шесть лет существования маткапитала чего только не произошло. Получилось так, что все этапы становления государственной инициативы «прошлись» по жизни семьи. И сейчас, под разговоры о решении Минфина о прекращении программы, есть что сказать, основываясь не на один год жизни с бумагой о наличии крупной суммы денег в папке с документами.
За шесть лет существования маткапитала чего только не произошло. Получилось так, что все этапы становления государственной инициативы «прошлись» по жизни семьи. И сейчас, под разговоры о решении Минфина о прекращении программы, есть что сказать, основываясь не на один год жизни с бумагой о наличии крупной суммы денег в папке с документами.
Сразу оговорюсь, что рожать специально под программу не собирались. Просто первый ребенок относительно вырос, соответствующий возраст, материнский инстинкт, относительная определенность с жильем позволили закрасться мысли: «А почему бы и нет?» И мысль закралась задолго до принятия госпрограммы. И хотя, подсчитав сейчас сроки, получается, что октябрьский ребенок 2007 года рождения ну как раз «сделан» буквально бегом сразу после вступления в силу Федерального закона (вступил 1 января), глядя в глаза дочке могу сказать, что совсем не ради денег.
Кстати, сразу в инициативу никто особо-то и не верил. Во-первых, распоряжаться деньгами можно только через три года. А три года в современной России — ох какие дальние и туманные перспективы. Во-вторых, сколько всего принятого вообще не работало. В третьих, сами специалисты пенсионного фонда не могли точно ответить на некоторые вопросы, что тоже не добавляло очарования государственной инициативе и уверенности матерям. Однако ВСЕ в большой палате роддома, кто лежал со вторым ребенком, собирались оформить документы и получить сертификат — на всякий случай. А вдруг сработает?
Сработало! Эта бумага до сих пор перевозится с собой по разным городам и территориям.
Обналичить маткапитал нелегально никогда не хотелось, хотя все в курсе, что было время, когда это проходило запросто. Достаточно тяжело проходили 2008, 2009 годы, и семьи с двумя маленькими детьми проходили все те экономические сложности, что и остальной мир. Да, шли на обналичку, отдавая за процедуру по 70 тысяч риэлторам, чтобы было на что кормить, одевать, за взятку отправить в садик или ясли и выйти хоть на какую-то работу. Особенно туго приходилось матерям-одиночкам.
Сейчас то и дело возбуждаются уголовные дела по этому поводу, и по скромным личным предположениям, деятельность правоохранительные органы здесь могут развернуть бурную. Вот только как судить матерей, которые шли на это не из-за хорошей жизни в родной стране?
Никуда не денешься, но это было в истории материнского капитала.
И было раздражение из-за того, что не можешь им воспользоваться. Действительно было, сильное: те, кто плачет, что сложно и дорого обходится ребенок, еще не знают, как обходятся сейчас двое детей. Пока работает только один из родителей, а пособие после полутора лет на ребенка не выплачивается, пояс затягивается очень туго - и мамы с двумя детьми таким чудесным образом получают тонкую (как до родов) талию. Любуясь талией, буквально плачешь, когда тебе в нос тычут материнским капиталом, помощью государства и заботой о демографии. И мысли об этом капитале неприятные, и о тех, кто его принимал, тоже, а про мысли в отношении говорящих о «зажратости» населения вообще лучше молчать. В такие времена в интернете появлялось очень много публикаций о бесполезности бумажки-сертификата, о бездумности правительства, о том, что все в стране через … (расхожее выражение). «На тебе конфетку, но ты ее не ешь», - из этой оперы. «Дали деньги — разрешите использовать их так, как решит семья, а не как вам заблагорассудится. Что значит перечислить их себе на пенсию? Такими темпами до пенсии точно не доживешь. Какая оплата образования, если из пеленок ребенка поднять сложно?» - самая что ни есть стандартная ситуация. Да, негатива на маткапитале много. Кстати, спасибо тому человеку, который предложил и продавил в нашей законодательной системе положение о том, что можно снять 12 тысяч на неотложные нужды. Дважды такое позволяли, и это помогло отправить старшую дочку в хорошую школу по всем правилам.
Но вернемся слегка назад. Когда пришло время, младшей дочери исполнилось три года и практически была готова наша пристройка к небольшому дому, для завершения отделочных работ и для так сказать общего благоустройства была принята отчаянная попытка получить средства маткапитала по такому пункту, как реконструкция жилья. Все сходилось и рисовалось самыми радужными красками: жилплощадь увеличилась вдвое, три года второму ребенку есть, самостоятельное строительство - без договоров и чеков - в расчет принимается, строительный процесс закончился — делаем оценку и получаем капитал всей суммой как компенсацию за заботу о том, что детям теперь есть где жить. Не тут-то было. Вот уже получено свидетельство о регистрации собственности с увеличенной жилплощадью — до этого, естественно, собраны все необходимые кадастровые планы, паспорта БТИ и прочая обязательная документация. Есть нотариальное обязательство в течение полугода оформить жилье, которое реконструировалось, в собственность в равных долях на всех членов семьи (сертификат называется материнским, но в скобке он еще и семейный). Обиты пороги пенсионного фонда, отсижены часы в очередях всех этих официальных ведомств. И вдруг оказывается, что именно этот наш пункт, который касается реконструкции, единственный «недоделанный» из всего закона. Не определено, кто и как будет официально убеждаться, что строительство было, и что площадь увеличилась настолько, что можно выплатить государственные деньги. Господи, да что ж это такое. Письмо в Минэкономразвития ничего не дало. Проблемы с минимальной учетной нормой площади жилья, не прошибешь. Все документы одномоментно превратились в бумажки второй раз. Безнадега.
Потом все развивалось совсем бурно. Переезды. Мысли о том, что все обошлось удачно — в отношении материнского капитала. Как хорошо, что он не разошелся по мелочам, хотя было очень трудно. Не ушел на дом, в котором дети уже не будут жить (скорее всего). Сейчас, когда все относительно «устаканилось», именно материнский капитал дает шанс на новую нормальную жизнь. За все это время он увеличился — начиналась история с 250-ти тысяч, сейчас - 408 тысяч 960 рублей 50 копеек. Конечно, надо вычесть те 12 (или 24), которые снимались раньше.
Когда заговорили о том, что после 2016-го года он, возможно, отменится, стало грустно. Несмотря на все, что было, это шанс. Сейчас редко кто из застройщиков не работает с маткапиталом, и в качестве первоначального взноса при приобретении жилья это идеальный вариант. Только через шесть лет после введения этой «стимулирующей меры» выяснилась все же эффективность решения. Или, вернее, эффект.
Сомневаюсь, что кто-то специально рожал «ради денег». Но все же дополнительным доводом «за» второго ребенка это могло послужить запросто: первоначальный взнос есть, гораздо разумнее платить за свою квартиру банку, а не за съемную хозяину, и государство, собственно, худо-бедно, а решало две важные проблемы: и демографическую, и жилищную (особенно в части молодых семей).
В общем, хорошее было нововведение.
Август прошел под разговоры об отмене капитала. Буквально вчера министр финансов РФ Антон Силуанов заявил журналистам, что считает разумным предложение экспертов прекратить выплату материнского капитала после 2016 года, но окончательное решение пока не принято.
Последнее слово — за Правительством. А пока интернет собирает на голову власти очередную партию издевок: мол, обижать во все времена проще самых слабых. Коррупцию не победить, воровство из бюджета не изжить, давайте ради экономии заберем последнюю надежду у тех, кто пытается выжить.
Наталья Кулакова
Специально для «ВК Пресс»