Художница Анастасия Евграфова: об искусстве, которое пробуждает сердца и умы людей
До открытия выставки нам удалось поговорить с Анастасией Евграфовой. Как и положено молодую осетинскую женщину сопровождали мужчины: муж и брат мужа. А рядом, ни на секунду не оставляя маму, хвостиком следовала трехлетняя дочь Аида. Девочка так всю презентацию выставки простояла рядом с мамой.
Анастасия — стройная, хрупкая, почти воздушная, девушка с выразительными синими глазами. Очень скромная, я бы даже сказала стеснительная. Ей не привычно быть в центре внимания. Ей 26 лет. В столь молодом возрасте художница обладает тем, к чему многие приходят с годами — уникальным видением композиционных решений и поразительным стилистическим разнообразием. Она мягко чувствует малейшие изменения тона, искусно работает с цветом.
Это ее вторая персональная выставка. Почему именно в Краснодаре?
— В Краснодаре — мои корни, — рассказывает Анастасия, — здесь родился и вырос мой дедушка, позже переехал во Владикавказ, где и обосновался. Первая моя выставка была во Владикавказе, а эту мне захотелось сделать в городе моих предков. И к тому же Краснодар считается культурной столицей юга России.
Предпосылок к тому, чтобы стать художником у Анастасии не было. Мама — бухгалтер, отец — строитель. С самого детства особой любви к рисованию не испытывала. Но в 10 лет в местной газете увидела объявление о наборе в художественную школу. Настояла, чтобы ее туда отвели.
— С тех самых пор, мой мир изменился, поменял краски. Он стал ярким, четким... С десяти лет я уже знала, что этим буду заниматься в жизни, Это мое призвание, — вспоминает Анастасия.
В 2005 году она окончила Владикавказское художественное училище, живописно- педагогическое отделение. В 2010 года — выпускница факультета искусств Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, мастерская Заслуженного художника РСО — Алания А. Э. Есенова. С 2011 года — член Союза художников России. Сейчас преподает в республиканском лицее искусств. Специалисты говорят, что несмотря на молодость, Анастасия уже имеет свою собственную, узнаваемую манеру письма, в которой она аккумулирует все то, чему научилась за время учебы и которую она продолжает шлифовать в своих работах. У нее ясный и пластичный живописный язык. Продуманная композиция, точность и чистота рисунка и силуэта, своя цветовая палитра — все эти качества являются сутью ее творческого метода.
И действительно, ее картины — нечто непохожее на творчество других художников. Подходя к любому ее полотну, возникает много вопросов, любопытство: а что этим хотел сказать художник? Ведь картина — средство общения. Вот, например, осетинская женщина с огромной рыбой, на другой — женщина с тремя огромными рыбами. Кроме того, на картинах Анастасии часто изображены мощные сильные быки, мудрые, почти с человеческими лицами лошади, огромные птицы. Если это символы, то что они обозначают?
— Анастасия, как бы вы, в общих чертах, охарактеризовали свои картины? О чем они? Я понимаю, что это очень обширный вопрос, и все же, выделите главное, на ваш взгляд.
— Как ни странно, именно такой простой и привычный вопрос, сколько часто бы его не задавали, ставит по-прежнему в тупик. Самый общий ответ — о моей душе и внутреннем и реальном мире. О нашей жизни с разных сторон, о культуре Осетии... Или что-то увиденное, подсмотренное мной, прочитанное и переработанное. Картины зеркально меняются вместе с меняющимися мыслями и состояниями, поэтому каждый раз ответ на такой вопрос может быть разным. Как еще можно охарактеризовать собственные картины? В линиях — все мои мысли, в красках — вся глубина и экспрессия моих чувств. Все изображенные животные — это не символы. Это реальные птицы, рыбы, лошади. У вас в Краснодаре, может быть, странно увидеть лошадь или быка на улице. У нас — это в порядке вещей. Для меня важно донести людям, что в природе все взаимосвязано. Кроме того, каждый человек, в зависимости от его начитанности и образованности, может увидеть в моих картинах что-то свое, то, что я и вовсе не вижу.
— Хотелось бы стать художником с мировой известностью?
— Конечно, где-то далеко-глубоко внутри я об этом думаю. Каждому художнику хочется признания, причем признания при жизни. Но сразу оговорюсь, это не главная цель моей жизни. Я знаю одно совершенно точно. Я всегда хотела стать художником, создающим настоящее, искреннее, волнующее. Искусство, которое пробуждает сердца и умы людей. Делает их лучше и красивее душевно. Искусство, после встречи с которым, человек становится другим. Моя мечта — творить. Быть настоящим художником.
— Как поняли, что стали художником?
— Скорее всего по замечаниям и отзывам педагогов, уважаемых мной людей. В определенный момент я и сама поняла, что дошла до какого-то уровня... но это еще не предел.
В галерее «Сантал» гостье из Осетии устроили теплый прием. Мы уже неоднократно писали, что «Сантал» любое открытие выставки — своеобразный творческий вечер. Сюда на огонек приходят поэты, музыканты, художники, студенты. Вот и в этот раз здесь пели, читали стихи, спорили об искусстве, но главное, конечно, говорили о впечатлении, которое произвели картины Анастасии.
— Выставка производит очень светлое чувство, — отметила искусствовед Инга Май, — но разговор хотелось бы начать с другого. Анастасия, прежде всего, молодая мать и жена. А мы знаем, как тяжело творческому человеку одновременно все делать на «отлично». А жена в Осетии — это особый разговор...
И тем не менее, есть убеждение, что Анастасия успешная, состоявшаяся женщина. У художника, искусствоведа и зрителя абсолютно разные задачи на выставке...
Если картину выставили значит она должна располагать к общению с ней, значит зритель должен что-то в ней увидеть... У меня не испортилось настроение после беседы с картинами Анастасии. В них велико ощущение поладить с людьми. А изображение животных — удивительно. Лошади мне нравятся особенно. Мудрые, кроткие...
Темы картин внешне непритязательны, просты, даже обыденны, но в них присутствует внутренний драматизм, достигаемый сочетанием контрастом тонов и цветов.
Интересно в творчестве автора представлен натюрморт. Он совершенно не похож на классический, привычный с детства нашему взгляду. Вот, например, картина «Тыква». На первом плане полотна... Что бы вы думали? Тыква? Вовсе нет. Художница тщательно детально вырисовывает раритетный старинный шкафчик. Его история главная в картине, интересная, он жил долго и ему есть, что рассказать зрителям, каждая его трещинка, петелька, замысловатый узор несет смысловую нагрузку. И лишь потом глаз зрителя цепляет тыкву. Она изображена как бы в невесомости.
— Посмотрев на картины Анастасии, я услышала и увидела Осетию, — отметила руководитель Союза писателей Кубани Светлана Макарова, — нет ни одной работы, где бы видны были неточные мазки, неуверенность. И я считаю, что в каждой картине присутствует образ художницы. Образ светлый, спокойный...
Думаю, что для каждой женщины понятно изображение рыбы на картине. Посмотрите в любом соннике, что это обозначает... Название выставки «Слушая тишину...» очень точное. Зрители тогда понимают о чем картина, когда она совпадает с их внутренним состоянием. И тогда картина находит друга. Пусть таких друзей будет много.
Директор музея имени Коваленко Иван Ващенко назвал экспозицию Анастасии Евграфовой исповедальной.
— Здесь не совсем тишина, я бы сказал что это хрустальный звон. Все картины разные по тональности. Точность интонации, игра с подтекстами — это все авторское, индивидуальное, своя манера. Все картины заметные, выразительные, — отметил он.
Краснодарские поэты в конце встречи посвятили выставке «Слушая тишину» стихотворения.
Пожелаем яркой молодой художнице Анастасии Евграфовой творческих успехов и удачи. Будем ждать новых творческих идей и тем.
Специально для «ВК Пресс»