В Новороссийске перед журналистами отчитывались не только чиновники, но и главные виновники дискомфорта жителей – коммунальные предприятия.
В администрации Новороссийска прошла пресс-конференция по ЖКХ. Но формат был выбран необычный: отчитывались перед журналистами не только чиновники, но и главные виновники дискомфорта жителей – коммунальные предприятия.
Сразу хотелось бы объяснить, почему это так важно: с начала глобальной коммунальной реформы еще в 2005 году все бывшие муниципальные коммунальные предприятия стали переходить в частные руки. А потому, по закону, возможности влиять на их деятельность у муниципалитета практически не осталось. Это должны делать собственники, обращаясь в суды, прокуратуру и жилищную инспекцию. Понятно, что это сделают единицы, а весь гнев свой направят на местную власть.
Управление информационной политики и средств массовой информации разработало оригинальный проект, в рамках которого представители СМИ смогут получить ответы на все вопросы своих читателей, слушателей и зрителей; достучаться до самых недоступных руководителей.
На предыдущих пресс-конференциях перед читателями, от чьего лица журналисты задавали вопросы, отчитывались только чиновники, а ресурсники и управляющие компании молчали. Теперь же они должны рассказать о том, когда они начнут работать качественно и эффективно.
На пресс-конференции присутствовали журналисты различных СМИ, которые буквально завалили вопросами. Больше всего, судя по обсуждению, проблем у водоканала и «Новороссийской управляющей компании». Волновали присутствующих и механизмы повышения тарифов на горячую воду и тепло, но директор поставщика этих ресурсов так и не смог убедительно ответить на эти вопросы.
Двести миллионов против непогоды
Открыл пресс-конференцию Михаил Бабий, заместитель главы города по строительству, перспективному развитию и ЖКХ. Вот такая сложная и объемная должность. Он кратко рассказал присутствующим о подготовке города к зиме.
На приведение коммунального хозяйства в состояние «боевой» готовности было потрачено почти 200 миллионов рублей. Большая работа велась по городским котельным, ремонту и замене ветхих труб, котлов, необходимого оборудования. К середине сентября все они были готовы и специалисты проводили пробные топки, чтобы до начала холодов отладить систему. Понятно, что жалобы были, но, в основном, на завоздушивание системы и перетопы, что достаточно быстро устранялось.
Каждый социальный объект снабжен резервным источником питания на случай, если будут перебои с электричеством. Необходимое топливо для автономной работы уже закупили, также как и пескосоляную смесь для обработки обледеневших дорог.
В этом году весь город разбили на зоны, за которыми закрепили специалистов со снегоуборочной техникой. В случае снегопада или гололеда, каждый по отработанной схеме будет выезжать на участок, очищать и посыпать его.
Михаил Бабий сказал, что все ресурсоснабжающие организации в целом к зиме готовы, равно как и управляющие компании. Больше всего вопросов к водоканалу. Замглавы сказал, что «не будет заострять внимание на проблемах», но город активно помогает, работы ведутся.
Главное, не утонуть
Но обойти «водяную» тему не удалось. Вопросы вместе с ситуацией заострили журналисты, которые буквально атаковали директора «Новороссийскводоканал» ОАО «Югводоканал» Олега Жукова. Когда сдвинется с мертвой точки ситуация с водоснабжением? Что произошло с программой «Большая вода», благодаря которой еще несколько лет назад удалось перевести почти половину города на круглосуточное водоснабжение? Почему в кранах воды нет, а по улице она течет порой месяцами, и водоканал не торопится устранять утечку?
- Я работаю директором водоканала с июня, - сказал Олег Аркадьевич. – В июле мы столкнулись со стихийным бедствием, которое на длительное время вывело из строя некоторые системы водоснабжения. Передо мной стояла задача восстановить работоспособность в подаче воды.
Директор водоканала сам обозначил главные проблемы: утечки и взаимодействие с управляющими организациями. Для борьбы с первой бедой увеличили количество бригад – теперь их восемь. Хотя, лично мое мнение, их должно быть на порядок выше, учитывая такой высокий процент потерь воды под землей.
Что касается управляющих компаний, то в предыдущие годы водоканалу не удавалось заключить договор на поставку воды с крупнейшей из них – ОАО «НУК». Теперь же лед тронулся, на первые 20 многоэтажек, оборудованных общедомовыми приборами учета, такой договор в стадии заключения. Но лично для меня не понятно: почему с ТСЖ водоканал боролся жестко и непримиримо, а с НУКом сентиментальничали так долго?
Что касается возвращения круглосуточной подачи воды в те районы, где она была, Олег Жуков сказал, что будут это делать постепенно, начиная с 18-й зоны – улицы Героев десантников, Волгоградская и другие. Совместно с краевым руководством водоканала разработана комплексная программа по переводу Новороссийска на круглосуточное водоснабжение.
К сожалению, проблем у водоканала и, соответственно, вопросов к нему у журналистов так много, что в короткие рамки пресс-конференции их не удалось поместить. А потому от представителей СМИ поступило предложение провести такие встречи отдельно с каждым представителем коммунальных предприятий.
Прозрачные, но…
К крупнейшей управляющей компании – ОАО «НУК» - вопросов было не меньше, а, пожалуй, даже больше. Генеральный директор Эльдар Абдулаев начал свое выступление со слов: «Мы открыты для общения». И даже привел в пример сайт своей компании, который отвечает всем требованиям закона о раскрытии информации.
И журналисты решили воспользоваться этой открытостью. Интересно, почему даже по желанию собственников компания не уменьшает тариф, нарушая тем самым закон; почему в «прозрачной» информации на сайте нет данных о платежах собственников нежилых помещений за содержание общего имущества. А ведь от этого напрямую зависит сумма в квитанции собственника жилого помещения!
Эльдар Абусетович, отвечая на вопрос о тарифах, начал объяснять, что есть обязательные услуги, от которых нельзя отказаться, как бы того не хотели собственники. Но он так и не ответил, почему не пересматривается тариф в тех позициях, которые пересмотреть и уменьшить можно?! Что касается собственников нежилых помещений, то только после повторного вопроса директор НУКа согласился, что проблемы есть и в части заполнения сайта, и в части сотрудничества с владельцами нежилых помещений. И пообещал разобраться.
Интересна эта пресс-конференция была и тем, что вопросы задавали не только журналисты, но и представители общественной палаты города, советники главы города. Так, например, Сергей Цымбал, председатель Общественной палаты города резко отреагировал на реплику директора НУКа о том, что их компания сократила штат управленцев с 350 человек до 80 и «за три года не подняла зарплату сотрудникам ни на рубль».
- Получается, что мы обманывали население и заставляли их оплачивать работу 350 человек, а сейчас хватает и 80? - сделал вывод Цымбал.
На важные вопросы от советника главы города по ЖКХ Мирослава Погорелова Абдуллаев фактически тоже не ответил. А Погорелов интересовался, почему жители сталкиваются с проблемами расшифровки выполненных работ, а ведь в течение пяти дней после запроса управляющая компания обязана предоставить полную информацию со всеми сметами. А люди по месяцу и более не получают ответ.
Также советник главы спросил, как так получилось, что за уборку придомовой территории люди заплатили (по данным отчета) более трехсот тысяч рублей. Собственники направили запрос с просьбой разъяснить ситуацию, а ответа так и нет.
Поднимались и другие важные вопросы на пресс-конференции, за круглым столом развернулась дискуссия, воздух накалился от остроты вопросов. Но чем жестче разговор, тем он эффективней. Такова позиция и главы города, который и сам всегда отвечает открыто на самые острые вопросы и других к этому призывает. Владимир Ильич прилагает большие усилия, чтоб расшевелить коммерческие коммунальные предприятия города, заставить их работать. Но и помощь представителей четвертой власти считает очень важной и необходимой. Ведь мы, журналисты, представляем мнение народа.
Марина Краснокутская.
Специаоьно для "ВК Пресс".