Коррупция на Кубани сменила статус


Самая большая сумма взятки, которая фигурировала в этом году на Кубани  – 20 миллионов рублей. Подозреваемый до сих пор на свободе.
Самая большая сумма взятки, которая фигурировала в этом году на Кубани – 20 миллионов рублей. Подозреваемый до сих пор на свободе. 

Подозревают судью Краснодарского Арбитражного суда Сергея Русова. Об этом и других коррупционных делах сообщил первый заместитель руководителя следственного управления по Краснодарскому краю Андрей Маслов.

В начале года судья Русов, как установило следствие, пригласил к себе представителя ответчика, которому предложил передать 20 миллионов рублей за вынесение решения в пользу строительной фирмы. Представитель ответчика согласился на указанное предложение, но сообщил об этом в краевое следственное управление СК России. После получения денег дальнейшие действия судьи были пресечены оперативными работниками. 

- В связи со статусом подозреваемого, - прокомментировал Андрей Маслов, - мы до сих пор не завели уголовное дело. Высшая квалификационная коллегия судей РФ удовлетворила представление председателя СКР, просившего согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, надеюсь, что в ближайшем времени мы предъявим ему обвинение.

На Кубани наблюдается большой рост выявляемости фактов коррупции по сравнению с прошлым годом.

В России мы занимаем одно из лидирующих мест по этому показателю. Например, в прошлом году зафиксировано было 268 дел этой направленности, в этом, за такой же период - 472. Из них получение взятки – 159, дача взятки – 80, мошенничество – 94, злоупотребление должностными полномочиями – 52, превышение полномочий – 12. 

Кроме того, именно в нашем крае произошло изменение субъектного состава взяточников. Если раньше преобладали врачи, педагоги, то сейчас - чиновники, главы сельских поселений, руководители крупных подразделений, в том числе правоохранительных.

Некоторым чиновникам суд уже вынес приговор. Бывшего начальника одного из отделов администрации города Анапы Артура Астахова, который брал взятки квартирами, к 7,5 годам колонии строгого режима, его сообщница получила 2,5 года заключения. Экс-начальника управления по экономике, налогам, инвестициям и малому бизнесу администрации Красноармейского района Кубани Сергея Самолетова за взятку в 1,2 миллиона приговорили к 8,5 годам колонии и штрафу в 84 миллиона рублей. Он обжаловал приговор. Но Краснодарский краевой суд оставил его без изменения.

И что же дальше? Этот пример - как раз к недавнему постановлению Верховного суда РФ о необходимости учитывать судами имущественное положение осужденных по коррупционным статьям. Теперь те взяточники, которые подтвердят свою маленькую зарплату, смогут рассчитывать на меньший штраф. 

Я считаю, - отметил Андрей Маслов, - что нужно вводить конфискацию имущества взяточника и его близких в доход государства. Да, сейчас коррупционерам в суде назначают штрафы в десятки раз больше, чем они взяли. В каком-то смысле это было призвано заменить конфискацию. При крупных штрафах суммы получаются гигантскими, не всякому коррупционеру по карману. Поэтому возникла проблема: штрафы в большинстве своем остаются на бумаге. Например, взял 2 миллиона, а штраф назначили - полмиллиарда. Да он за всю жизнь не расплатится с государством, потому что все имущество у него на жене, детях.

Коррупция в России достигла запредельного уровня. Судя по соцопросам, большинство граждан считают ее одной из главных проблем страны.

Парадокс заключается в том, что граждане могут наблюдать чуть ли не каждый день аресты мелких и крупных чиновников по соответствующим коррупционным статьям. Но не видят в этом серьезной подвижки борьбы власти с крохоборами.

Чем дальше — тем больше телодвижения властей вокруг борьбы с коррупцией в России. Однако всерьез их воспринимают разве что сами участники действа… 

А пока наша страна улучшила место в международном рейтинг восприятия коррупции за счет ухудшения ситуации в других государствах. 

Рейтинг охватывает 177 стран, каждая из которых оценивалась по 100-балльной системе. Россия заняла в рейтинге 127 место, поднявшись на шесть строк. Но вряд ли это можно считать улучшением, ведь количество баллов осталось неизменным, просто в ряде государств ситуация за год значительно ухудшилась. Соседями нашей страны стали Мадагаскар, Ливан, Азербайджан, Пакистан, Мали, Коморские острова, Никарагуа и Гамбия.

На днях создали новое управление при президенте, которое опять-таки займется борьбой с коррупцией. У нас с ней «занимаются» бесчисленные ведомства, общественные организации и вот еще одно. Возглавил управление Олег Плохой – выходец из КГБ. Он окончил Высшую школу КГБ СССР, служил в органах безопасности, а затем перешел на работу в администрацию президента. Его фотографию вы не найдете в интернете. Чей он ставленник – можно только догадываться.

Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что создание управления не что иное, как усиление контроля за госслужбой и чиновничеством. Оно будет чрезвычайно информированным, что соответственно даст президенту еще один рычаг воздействия на своих подчиненных.

Однако директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отмечает, что ничем новым управление заниматься не будет. 

- Для населения факт создания антикоррупционного управления преподноситься властью как реальный инструмент борьбы с «заразой». На это я бы ответил: есть люди, которые, как в известном стихотворении - «в русалок верят, в домовых», а есть люди, которые верят в президента. 

Я бы очень хотел, чтобы это управление начало искоренять коррупцию, но для этого нужны или принципиальные изменения в российском законодательстве, что управление не может делать в принципе, или принципиальные изменения в практике правоприменения. Только в последнем случае управление надо было создавать не в составе администрации президента, а в составе ФСБ, в крайнем случае – ФСО. А пока все это производит впечатление обычной бюрократической «тягомотины», рассчитанной на то, чтобы отвлечь внимание журналистов от освещения событий на Украине. И ничего больше.

Анекдотичная ситуация с предъявлением обвинения Сердюкову по статье «Халатность» еще больше ставит власти в неудобное положение.

Смешно даже предположить, что Сердюков – главный вор и коррупционер в России. Максимум – один из самых крупных неудачников, поскольку попался. И то отнюдь не благодаря деятельности доблестных следственных органов, а из-за сложной системы подковерных интриг. 

Его привлечение - это не что иное, как банальная месть человеку, забравшемуся на вершину социально-пищевой пирамиды с помощью удачной женитьбы и гибкости позвоночника. Не более. Угодил в некую хитро расставленную административную ловушку, был сдан подчиненными, подписал ненужную бумажку, ну и так далее. Таким образом, любой более или менее серьезный российский чиновник никогда не сидел за «воровство» и сидеть в обозримом будущем не будет. Чиновник сидит только за то, что подставился. И, соответственно, кого не нужно подставил. И наиболее подходящим термином тут будет уже, кажется, хорошо и надежно забытый: «назначен отсидеть».

Например, наличие заграничных активов «раскрыла» лишь мизерная часть депутатов и чиновников. У большинства и так уже все оформлено на дальних родственников или подставные фирмы. Как отмечает сотрудник прокуратуры России, пожелавший остаться неназванным: «Если человек при должности, не под следствием, то выяснить, в каких странах у него есть счета или недвижимость, можно только оперативным путем. То есть кто-то должен на него настучать. Но это происходит крайне редко. Вывод, что у большинства высокопоставленных госслужащих есть имущество за границей, деньги в зарубежных банках, напрашивается из уже расследованных дел: почти у каждого фигуранта что-то находилось... У мелких сошек - дешевые квартиры в Болгарии. У более высокопоставленных - в русских поселках на Кипре, в Испании, Италии, Англии, США... 

Но система построена так, что «контролеры» живут в тех же поселках».

Инна Семенова
Фото: asiamir.com