Краснодар охватило «зарево пожаров» - открылась выставка Александра Семенцова «Метаморфозы Апокалипсиса»
— Вы знаете, отцу было нелегко, — рассказывает в интервью ВК Пресс Елена, — как видите, он пропускал через себя (указывает на последнюю авторскую картину «Истерзанная Россия») и отражал в своих работах происходящие в стране печальные события.
«Кто мы?», «Пылающие всадники», «Бункер», «Бойня», «Вторжение», «Беженцы» — ну разве не отражение современных реалий? Картины более чем актуальны, хотя и написаны художником в начале 90-х и 2000-х годов.
— Вот говорят, нет пророка в своем Отечестве, — замечает на церемонии открытия коллекционер Борис Ляпов, — но ведь это не так. Вот он перед нами — мы видим Семенцова в его работах, отражающих будущее, которое он будто предвидел. Это и события в Абхазии и Южной Осетии 2008 года, это и сегодняшние события на Украине...
Представлено более 70 полотен, молчаливо доносящих зрителю горечь войны и печаль перемен. Графическая серия работ «Лезвие» не иначе как отражение военных действий в Абхазии 1992 года. Дело в том, что в это время там находилась дочь Семенцова, и ему пришлось отправиться за ней в горящий город. Жуткие впечатления от визита на свою вторую родину (сам художник родился в Крыму в 41-м, младенцем пережил эвакуацию в Тбилиси, а позже переехал в Ленинград) и породили эту серию картин.
«Папа, разве они топчут цветы?» — вопрошает автор. Работы Семенцова заставляют остановиться и задуматься.
И люди замирали и думали.
— Едва сдерживаю слезы, — говорит одна из посетительниц выставки Надежда Турина.
Картины представлены в двух залах выставочного центра. После официального открытия первые очевидцы «военных» серий замечают: но здесь ведь нет фигур с оружием в руках и сцен кровавой бойни. Конечно, нет, здесь все символично, даже само слово «военные» стоит взять в кавычки, ведь картины никак не относятся к батальному жанру. Все в картинах — аллегория. Как говорили критики, коих на открытии было немало, символизм в картинах Семенцова переходит в карикатурность, а гротеск — в иконописный экстаз.
Как сказал Сергей Дудко, картины наполнены ощущением бренности бытия. Художник актуален и вездесущ.
Проходим по залу. Люди рассматривают шедевры, на лицах напряжение и попытка, заглянув вглубь себя, отыскать ответы на вечные вопросы. Еще один посетитель замечает: «А ведь густых, темных, черных красок-то и нет, здесь нет отталкивающих картин со сценами боя и грудой окровавленных тел, все изображено как бы мазками и обращено к восприятию самого человека, мол, почувствуйте сами...»
Во всех работах господствуют интонации и полутона, знаки и символы, темы и невысказанные вслух мысли.
Медленно шагая вдоль стен с полотнами, автор статьи случайно услышала разговор двух женщин, учительниц, по всей вероятности. Говорили о том, в какое неспокойное время досталось жить нашим детям: одни катастрофы, войны, аварии — катаклизмы и трагедии вокруг. «Но есть надежда на светлое будущее», — далеко не первыми эти дамы произносят заветную фразу.
Пообщавшись с заслуженным художником РФ Сергеем Дудко, я узнала, что Семенцов также, как и он, увлекался альпинизмом. «С 70-х годов он был не только альпинистом, но и горноспасателем», — говорит Дудко.
Как рассказывал сам Семенцов в одном из своих интервью: «Представь, что должен чувствовать человек, который два года участвовал в горноспасательных операциях? Тогда, чтобы спасти альпиниста с приступом аппендицита, вертолеты летали, ребята приезжали помогать из Ленинграда, из Москвы. Такие колоссальные затраты из-за одного человека! А за время конфликта на перевале остались сотни, тысячи людей...».
Он всегда оставался на самом острие событий. А между тем, в начале своей творческой жизни он писал тихие и спокойные пейзажи, которые позже затеряются в крестах, маячащих то и дело в апокалиптических видениях Семенцова. В его картинах все смешалось — обещание Воскресения и монстры-палачи. В работах господствуют интонации и полутона, знаки и символы, темы и невысказанные вслух слова.
член Союза художников Грузии и Абхазии, Союза художников СССР, Александр Семенцов был настоящим борцом с силами зла, непреодолимо тянущими его к темам распятия и жертвам инквизиции. Фигуры в его работах теряются в пелене разливающейся краски, знаменуя надежду на спасение и очищение.
Он слишком много думал, скажут некоторые, слишком близко к сердцу воспринимал эту жизнь. Его чистое сознание превращало повседневные ужасы мира в образы волков, пожаров, людей. В картины, полные отчаяния и бренности бытия, но в то же время в них мерцают лучики надежды. Как говорят критики, его символизм переходит в карикатурность, гротеск — в иконописный экстаз. Он — пророк своего времени с открытой душой и чистым сердцем, которое не выдержало отчаяния и сдалось. Александр Семенцов ушел из жизни неожиданно — он умер от остановки сердца в марте 2005 года.
...И сегодня пока мир варится в котле необъявленной мировой войны, то и дело выпускающем из своего «жерла» информационные пузыри, столицу Кубани озарило «душное марево пожаров». Но это уже не апокалиптическая копоть, а наоборот, очищающее пламя надежды на лучшее. Надежды на преобразования.
P. S. Дочь Александра Семенцова начала работу над небольшим документальным фильмом, посвященным жизни и творчеству отца. Увидеть ленту сможет и зритель, но об этом в другой раз...
Фото: Родион Харламов