Помнится, в начале года мы уже обращали внимание на острую, просто кричащую проблему: растущую день ото дня, час от часу агрессию в нашем обществе. Тогда январь на Кубани выдался ух и злющим. Но не в плане погоды. Зима традиционно стояла мягкая, но накал страстей у людей зашкаливал: убийства, разбойные нападения, пьяные разборки, насилие над детьми, живодерство.
Однако нынешний май, похоже, затмил январь. Убийств больше, причем обращает на себя внимание тот факт, что на скользкую дорожку встают совершенно молодые люди, подростки, а жертвами преступников становятся слабые и немощные старики, дети, маргиналы. Куда мы катимся? К нам возвращаются лихие 90-е?
Звериная жестокость
Официальная статистика неумолима: уровень преступности падает, тяжкие и особо тяжкие статьи — единичны. Все возможно, общая картина наверняка и не так уж страшна. Но вот факты!
Общественность всколыхнуло
жестокое разбойное нападение на семью бывшего
вице-губернатора Мурата Ахеджака в День Победы! Бандиты действовали в стиле
90-х. Связали, били, пытали утюгом. Пожилая мать пыток не выдержала — умерла. Отец и сестра чудом выжили. По дерзости, наглости и жестокости эту трагедию сравнивают с кущевскими событиями в 2010 году. И ведь преступники совсем страх потеряли: напали на известную семью, хотя не могли не знать, что поднимется волна активности в СМИ на всех уровнях.
Еще один показатель: пошли на дело в аул, где каждый друг друга знает, чужака за версту чуют. Не побоялись. Классический разбой 90-х! Нынешние «герои» не носят малиновых пиджаков, но мозги те же. И проблемы решают по-старому: угрозами, насилием, пытками.
Правоохранители Адыгеи
задержали двух подозреваемых через неделю, практически по горячим следам. Идет следствие. О причинах нападения и иные подробности, полагаем, узнаем позже. Хотелось бы объективного расследования, чтобы наказание понесли настоящие бандиты.
В последнее время старики стали мишенью для нелюдей.
Темрюк. 9 мая.
14-летний подросток влез в домовладение пенсионера, чтобы поживиться, но вернулся хозяин. Завязалась драка. Подросток
перерезал горло 71-летнему мужчине, который впоследствии скончался от ран.
Еще одни молодые, да ранние (14-летние подростки) ворвались в дом к 89-летней бабушке в Крымском районе. Пригрозили убийством, если не скажет, где деньги. Пожилая женщина отдала 40 тысяч рублей, мальчишки накрыли ей лицо подушкой, велели не вставать, сами скрылись.
В Геленджике молодой человек забил до смерти пожилую женщину, мать своей сожительницы. Причина — она не хотела, чтобы он жил в ее доме тунеядцем, и периодически призывала к совести и выгоняла.
19-летний житель Кущевской на территории школы ждал свою случайную жертву в уличном туалете. Туда вошла
15-летняя девочка. Пригрозив ножом, преступник
изнасиловал ее, забрал мобильный телефон. И верх цинизма — послал ее в школу за зарядным устройством. Его поймали сразу же. Извращенца ждет суд и немалый срок.
А это преступление потрясло своей звериной жестокостью даже бывалых правоохранителей. В Мостовском районе (Псебай)
16-летний подросток
подозревается в убийстве 40-летней женщины. По версии следствия, он якобы выпивал вместе со взрослой компанией. Потом напросился провести домой даму. По дороге у них возник конфликт. Подросток, кстати одноклассник одного из детей женщины, ударил ее камнем, а потом задушил.
Эта версия произошедшего возникла сразу, да и малолетний убийца признался, но у родственников и станичников своя правда. Они утверждают, что в Псебае действует организованная банда подростков, которые держат в страхе всю округу. Не мог один малолетка так расправиться со взрослой женщиной. На ней живого места не было, вместо лица — месиво, вспорот живот. Они просят откликнуться очевидцев, тех, кто хоть что-то видел в тот день.
У покойной осталось пятеро детей, младшему всего два с половиной года. И уже в прошлую пятницу стало известно, что арестован еще один подозреваемый.
Глава поселка ушел в отставку. Неужели всегда нужен социальный взрыв, широкая огласка, чтобы понять, что на территории не все в порядке? Наверняка были жалобы? А что делали правоохранители в этом поселке?
Откуда у детей, подростков, молодежи такая нечеловеческая жестокость, полное отсутствие сострадания и милосердия? Такой садизм проявляли фашисты в концлагерях. Говорят, что жестокие фильмы и компьютерные игры играют свою роль в формировании агрессии, но все же это вторично. Первое и основное — это ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ. Окружение формирует личность. И что же за семьи у псебайских нелюдей? В сети идет обсуждение. Якобы у 16-летнего подозреваемого отец с большими связями, поэтому тот и взял всю вину на себя. Знал ли отец со связями, кого вырастил?
Как отмечают психологи, люди проявляют агрессию только к тем, кто реально слабее, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи… Словом, к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались. Жестокие подростки по своей сути трусы, и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Группа, где лидер с явными садистскими наклонностями, может напасть на взрослого, сильного мужчину (в группе надо быть как все, проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных, иначе сам станешь изгоем и слабым).
Разборки, стрельба, разбой…
Не кажется ли вам, что мы это уже проходили? Какие еще сегодняшние приметы возвращения страшных лет? Существует статистика, что с 1991 по 1999 год в России существовало около трех тысяч банд. Только за один год (например 1995-й) они совершили около трехсот убийств. Говорят, что времена ОПГ, заказные убийства, «авторитеты» вроде как ушли в прошлое. Нет, просто преступность стала другой, изощренной. Она срастается с властью, правоохранительными органами. Распространено рейдерство, мошенничество, «культурный» отъем бизнеса и земли.
Чуть раньше в той же Анапе было совершено вооруженное нападение на бизнесмена Тимура Подольского. Киллер открыл по нему огонь в его же собственной гостинице. Год назад при аналогичном покушении была застрелена супруга бизнесмена, в 2013 году снайпер убил отца Подольского, как утверждают СМИ, криминального авторитета Вальтера Арутюняна.
А в марте этого года на брата Тимура Подольского Артура, который является депутатом Туапсинского районного Совета, тоже совершили нападение. Его машину расстреляли, депутата ранили. В начале мая киллера, который стрелял в Артура Подольского, задержали.
Чем не разборки 90-х?
А вот еще один совсем свежий пример. В
Архипо-Осиповке на побережье в палатке
нашли трупы супругов. У мужа — пуля во лбу, у жены — перерезано горло. Жуть! «Как страшно жить!» — воскликнула бы известная медийная личность. И действительно, мы перечислили лишь наиболее громкие преступления. А сколько было убито в этом месяце на бытовой почве: только три жены, защищаясь от побоев пьяных супругов, пырнули их ножом.
Так жить нельзя
Пьяные драки, разборки на дорогах, ругань в транспорте…
Понаблюдайте: почти каждый день в транспорте вспыхивают ссоры. Кондуктор с пассажиром, водитель — с другим водителем-лихачом. А на работе? Порой одно неправильно истолкованное слово приводит к скандалу, прессингу и всеобщему бойкоту…
Большинство людей находятся в состоянии напряженности, агрессии, раздражения. Или, может быть, я сгущаю краски?
Как отмечает социолог кандидат психологических наук Татьяна Маликова, в периоды социальных и политических преобразований общество находится в стрессовом состоянии. В первую очередь люди реагируют на изменения в жизненно важных сферах — здравоохранении, образовании, социальной защите и правоохранительных органах. Их пугают нововведения, настоящее кажется нестабильным, а будущее — неопределенным. Такое напряжение выливается в агрессию, а значит, растет число преступлений, суицидов. Подобные всплески в России наблюдались во время революции 1917 года, в период после Великой Отечественной, когда резко возросло число убийств, так как покушение на человеческую жизнь перестало быть табу, а у населения появилось оружие. Сюда же можно отнести и лихие 90-е годы, и сегодняшний период преобразования многих систем в стране.
Не последнюю роль играют нормы двойной морали, расслоение общества. Кто-то из социологов сказал, что основные богатства в России находятся в руках пятисот человек, и это даже не один процент населения огромной страны, а намного меньше. Трудно сохранять нейтралитет и спокойствие, когда, допустим, за одинаковые злодеяния человек со связями и деньгами в суде получает условный срок, а без связей — на полную катушку.
Богатые идут во власть, распоряжаются деньгами, благами, учат, как жить простым людям, при этом сами нарушают элементарные морально-этические нормы, обходят законы, не гнушаются ничем, чтобы достичь своих целей. Величаво и правильно рассуждают с трибун, но не дай Бог перейти им дорогу — узнаешь истинное лицо такого оборотня. Все наши институты власти устроены таким образом, что человек должен доказывать свою правоту, бороться за свои права, зачастую жесткими методами. Законным путем добиться правды практически невозможно, но даже если возможно, то достаточно проблематично. Иными словами, все, во что верили люди, на что надеялись, оказалось в наши времена под сомнением.
Да и потом, нестабильность в экономике, чехарда с ценами, санкции и изоляция — людям это все уже порядком надоело. Когда в стране годами и десятилетиями не решаются самые банальные социальные проблемы, то доверия к власти все это не прибавляет. Мир кипит, в нем бурлят людские судьбы.
Все это отражается на психологическом состоянии общества, вызывает чувство несправедливости и незащищенности, неудовлетворенности собой, властью, влечет за собой агрессию.
Что-то разладилось в обществе, в людях, и возможно — непоправимо. ЧТО ДЕЛАТЬ? И КАК БЫТЬ? Многие задаются этими вечными вопросами. В разные времена ответы и последующие действия на них были не очень радужными.
Впрочем, надежда умирает последней. Мы в силах начать изменения с себя: не отвечать агрессией на зло, быть чуточку добрее, справедливее, учить своих детей слушать, понимать собеседника, чувствовать его настроение, уважать другое мнение, быть милосердными и чуткими. Глядишь, они будут жить в совершенно другом обществе.