На днях в прессе появились сообщения о том, что Центробанк неожиданно встал на строну граждан, вполне справедливо решив, что банки должны возвращать деньги тем клиентам, с чьих карт были украдены их кровные. Собственно, ведь это банки должны заниматься безопасностью счетов и банкоматов, но этого не делается — интересна только прибыль.
Пластиковые карты давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Преимуществ у «электронных денег» много: не надо носить с собой кошельки и портмоне, набитые наличкой. Карту карманникам украсть гораздо труднее, чем тот же кошелек. Однако жизнь не стоит на месте, и на смену щипачам пришли технически подкованные жулики.
Недавно моя знакомая сняла деньги в банкомате, который находится в центре города. На следующий день вновь решила снять пару тысяч. Каково же было ее удивление, когда прочитала: «На вашем счету нет средств». У нее на карте должно было остаться 8 тысяч рублей. Девушка обратилась в полицию. Там ее выслушали и задали один-единственный вопрос: «Сколько денег было на счете?». Услышав сумму, рассмеялись и посоветовали с такой ерундой не обращаться. Кому ерунда, а кому деньги. В банке, куда она пришла в надежде восстановить украденную сумму, ей ответили, что не несут ответственности за сохранность денег на счете клиента. Так ее 8 тысяч приказали долго жить.
Такие случаи происходят все чаще,- рассказали в пресс-службе УВД Краснодара. Мошенники устанавливают вэб-камеры, клиент набирает пин-код, камера передает видеосигнал на телефон или планшет мошенника. Затем с помощью скиммера – устройства для считывания данных с магнитной полосы на карточке - он может накапливать украденную информацию о картах либо дистанционно передавать ее по радиоканалу находящимся поблизости злоумышленникам. После копирования информации они изготавливают дубликат карты. А дальше все просто – дубликат карты есть, пин-код есть, поэтому снять деньги не проблема.
Госдума, выступившая в защиту граждан, пострадавших от мошенничества, столкнулась с противодействием Минфина, который подготовил ряд поправок к закону "О национальной платежной системе". Закон вступил в силу в 2011 году, но ряд его положений еще не действует. В частности, статья №9. Согласно которой банки в случае списания средств без ведома клиента обязаны автоматически возвратить ему деньги, а потом разбираться, по чьей вине это произошло. Банкиры настаивали на том, что для подготовки к действию этой нормы им необходимо время, а позже рабочая группа Минфина и вовсе предложила другие поправки к статье, меняющие ее не в пользу граждан. Согласно им, клиент мог рассчитывать на автоматический возврат денег только если они были списаны со счета после уведомления банка об утере карты. Банкиры решили: спасение утопающих – дело рук сугубо самих утопающих.
На днях в прессе появились сообщения о том, что Центробанк неожиданно встал на строну граждан, вполне справедливо решив, что уровень электронного мошенничества с 2011 года вырос кратно. Посему банки должны возвращать деньги тем клиентам, с чьих карт были украдены их кровные. Собственно, ведь это банки должны заниматься безопасностью счета и банкоматов, но этого не делается — интересна только прибыль.
Пока идет борьба между структурами, исход которой непредсказуем, есть смысл нам самим позаботиться о сохранности наших электронных рублей.
Вот несколько советов, воспользовавшись которыми вы сможете сохранить свои деньги.
Всегда прикрывайте рукой терминал, когда вводите ПИН-код, даже если рядом с Вами никто не стоит.
Если на слоте ввода карты в банкомат имеется какое-то подозрительное устройство — лучше воспользуйтесь другим банкоматом.
Чаше всего мошенники устанавливают скиммеры в банкоматах на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах.
Старайтесь пользоваться не уличными банкоматами, а теми, которые установлены в здании банка. Туда мошенники вряд ли сунутся.
В общем, будьте бдительны! Береженого, как известно, Бог бережет. А не береженого – конвой стережет. Это я о мошенниках.
Сергей Капрелов
Специально для ВК Пресс