Кубань в последнее время облюбовали искатели кладов и черные копатели
В последние годы грабительские работы захлестнули весь край. Для местных жителей они стали основным источником дохода и золотой жилой для приезжих. В приморских и предгорных районах Краснодарского края «черные» раскопки поставлены на промышленную основу. Грабители используют высокотехнологичное оборудование и обладают хорошими знаниями в археологии, на подъездных дорогах устанавливают сигнальные посты, привлекают вооруженную охрану.
В 2008 году в Апшеронском районе с применением землеройной техники разграбили меотский дружинный могильник IV–I веков до н. э. и пять средневековых адыгских курганных групп. В Темрюкском районе на протяжении последних месяцев систематически грабительским набегам подвергается один из богатейших античных могильников. Не брезгуют копатели и самыми варварскими методами. В 2009 году в Анапе была полностью разрыта цитадель городища. В Темрюкском районе для облегчения сбора монет грабители буквально распахали поверхность античных поселений. В 2010 году удалось раскрыть деятельность межрегиональной преступной группы. Ценности, найденные на Кубани, она контрабандой переправляла в Лондон. Там продавала в частные коллекции.
Но, несмотря на проделанную работу, проблема остается.
Только факты
На территории Краснодарского края находится 17923 объекта культурного наследия. Сюда входят: архитектура — 1124 памятника, исторические памятники — 2238, археологические — 13871, монументальное искусство — 676. Для сравнения: в Республике Беларусь — 8 тысяч памятников. Ряд объектов у нас имеют не только общероссийское, но и мировое значение: это древнейшая стоянка «Богатыри», ильская среднепалеолитическая стоянка, на которой обнаружены древнейшие постройки из бивней и костей мамонтов, стоянки в Мезмайской и Воронцовской пещерах, наскальные надписи в Мостовском районе. Также на Азово-Черноморском побережье расположены десятки памятников античности. Наиболее значимые из них — Гермонасса (Тмутаракань), Горгиппия, Фанагория, поселок Сенной...
Шесть населенных пунктов с февраля 1990 года имеют статус исторических поселений регионального значения.
Находки на олимпийской стройке
Как это ни странно, но именно олимпийское строительство позволило сделать несколько новых открытий. В частности, в Имеретинской низменности был найден памятник византийской архитектуры на территории России. Это редчайший образец раннего христианского зодчества с сохранившимся фундаментом, стенами, алтарной частью. Он был построен из местного камня в IX–XI веках.
Храм на горе Ахун относился к тому же периоду. Памятник известен еще с дореволюционного периода, упоминается в литературных и туристических источниках. Поставлен на государственную охрану Решением Краснодарского крайисполкома еще в 1981 году. А скандальную известность приобрел после того, как на его территории поорудовали «черные застройщики».
— На самом деле техники там не было, — прокомментировал ситуацию Семен Поваляев, ведущий консультант отдела памятников археологии управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. — Она работала чуть южнее от этого участка. Злоумышленники наткнулись на каменный выход и, должно быть, решили, что именно там находится храм. На территории самого храма они выкопали яму два на три метра и частично разрушили стену. На месте их работы были обнаружены костные останки, предположительно человеческие, и фрагменты керамики. Для грабителей в раннехристианских храмах ничего представляющего ценность нет. Там скудный инвентарь, скромные захоронения. А между тем ущерб составил более 430 тысяч рублей. Материалы направлены в органы внутренних дел для дальнейшей работы.
Копать — здесь
Ежегодно в Краснодарском крае на свет божий выходит более 300 новых памятников археологии. Это обусловлено геоморфологическими особенностями региона, говорят специалисты. И все объекты абсолютно не защищены, пока специалисты не поставят их на учет. «Черные копатели» этим и пользуются. Даже если их и поймают на месте преступления, доказать, что это они совершили преступление, будет крайне тяжело. Ведь объект не имеет документации, а значит, юридически не существует.
Похожая «ловушка» заложена и в законодательстве. По закону, на археологическом памятнике должна быть установлена информационная табличка. Иначе как человек узнает, что там залегает культурное наследие государства? И даже если грабителя поймают на месте преступления, доказать в суде, что он разорял исторический памятник, а не картошку сажал, будет очень сложно.
Вот и палка о двух концах
Сейчас Министерство культуры России считает, что специальное обозначение на археологическом объекте необходимо. Однако 90 процентов надписей уничтожают в течение года. К слову, стоимость каждой конструкции превышает 10 тысяч рублей. В итоге на ветер выбрасывают миллионы.
Информационные обозначения действительно имеют свои преимущества. Но отпугивать мародеров они будут только в том случае, если наказание неизбежно.
Туризм с металлоискателем
Появился новый вид несанкционированных раскопок — туристический металлопоиск. Например, на сайте Welcome to sea (путеводитель по курортам края) всем желающим предлагали выезд на поиск античных монет. Длительность программы — три часа. Стоимость — две тысячи рублей. Организаторы объясняют, что данное место не является государственным памятником, поэтому ничего криминального в подобном отдыхе нет. К таким видам туризма присоединились различные экстрим-клубы, а в отдельных случаях — лесники и казаки.
Меценатов на всех не хватит
Пожалуй, единственный пример в крае, где безопасность находится на высоте, — Фанагорийская археологическая экспедиция.
Было создано охранное предприятие, для него старались подбирать надежных людей (сейчас это в основном бывшие сотрудники МВД), приобретать необходимую технику и автотранспорт. В результате не просто были предотвращены десятки попыток «покопаться» на главном раскопе или на территории окружающего город некрополя. Злоумышленников, вооруженных металлодетекторами и саперными лопатками, задерживали и передавали органам МВД. При этом целый ряд эпизодов удалось довести до мирового суда (в этом случае нарушители отделываются обычно штрафом и конфискацией своих рабочих инструментов, а также сделанных на разных памятниках Таманского полуострова находок) и даже уголовного. Еще до принятия недавнего закона один из копателей получил реальный срок заключения, а у одного из «коллекционеров» в станице Тамань все собранное неправедным трудом было изъято в пользу государства, — поделился опытом руководитель программы «Историко-культурное наследие Кубани» Георгий Кокунько. — Мы понимаем, что опыт Фанагорийской экспедиции пока невозможно распространить даже на находящиеся сравнительно недалеко от Фанагории объекты — скажем, раскопки того же храма Деметры. И связано это не только (или — не столько?..) с бездействием местных чиновников и правоохранительных органов или алчностью бизнесменов. Главная проблема нынешней российской археологии — прежде всего, вопиющее отсутствие средств и на охрану, и на собственно научные исследования, и на просветительскую деятельность.
А что на дне морском?
Краснодарский край хранит уникальную историю не только на земле, но и на морском дне. Количество погибших у берегов Кавказа по разным причинам судов составляет многие сотни единиц, в результате повышения уровня моря размыты и затоплены десятки древних поселений и городов. Морское дно постепенно превратилось в колоссальное хранилище древностей различных эпох и народов, единственный в своем роде уникальный подводный музей. И вопросами выявления и сохранения этих памятников надо тоже заниматься, — считает Александр Кондрашев.
Ученый уверен, что в интересах науки и развития «подводного туризма» в крае необходимо разработать программы по выявлению и использованию памятников подводного наследия. В настоящее время вызывает тревогу практически неконтролируемая деятельность на Кубани самодеятельных подводных экспедиции из разных городов России. Они раскапывают и поднимают предметы с затонувших судов периода Великой Отечественной войны. Часть из них стоит на государственном учете. Суда, затопленные во время боевых действий, имеют статус воинского захоронения. Работа с ними требует специальных разрешительных документов и соблюдения определенных правил.
Большой урон подводной археологии могут нанести и действия ведомств обороны. На кораблях, затонувших во время войны, находятся боеприпасы. Разумеется, разминировать их необходимо. Но с таким же успехом военные могут полностью разрушить и сам объект.
Времени нет
Там, где грабители не успели приложить свои руки, неустанно орудует время. Древние артефакты разрушаются под действием сил природы. На протяжении многих лет из краевого бюджета выделяли средства на проведение охранно-спасательных работ. Экспедиции уберегли множество памятников и шедевров древнего искусства от уничтожения. Эти находки и сейчас являются прекрасными экспонатами музеев края. Но уже более пяти лет на такие работы не выделяется финансирование. И тут выясняется, что археологические объекты, которые являются историческим наследием России и находятся в федеральной собственности, нельзя финансировать из краевого бюджета. Такая ситуация является парадоксальной и стимулирует грабителей.
Куда идти туристу
Что там скрывать, туризм в Краснодарском крае развивается с давних времен. Вот только упор инвесторы и государство делают в большинстве своем на пляжный отдых. Тем не менее именно на исторический туризм многие страны делают упор и выигрывают.
Некоторые объекты в крае было решено «музеифицировать». Например античный памятник Горгиппия. Замечательный туристический комплекс, пользующийся популярностью у отдыхающих. Но инфраструктура не развита.
Отдельный интерес представляют подводные объекты.
Многим не нравится Тамань: жарища, зелени нет, а вода в заливе теплая и мутная. Но от Таманского полуострова отходят три рифовые гряды — идеальное место для дайвинга, — заметил Александр Кондрашев. — Мало того что там чистая вода и прекрасные подводные ландшафты, здесь можно увидеть редких подводных обитателей — крабов, скатов-хвостоколов и даже черноморскую акулу катрана. На дне находится также немало исторических памятников, в основном это затонувшие суда эпохи парусного флота и мировых войн. Таким образом, уже сейчас малоизвестные исторические объекты, расположенные у берегов Таманского полуострова, могут стать суперпопулярными у дайверов...
Вывод: мы, к сожалению, многого не знаем и не ценим.
Анастасия Воронович
Фото: www.gipanis.ru