Летом на Кубань бегут дети со всей страны: причины и алгоритм действий для родителей


С наступлением лета у правоохранителей прибавилось хлопот: начался «сезон потеряшек». Так следователи на рабочем сленге называют пропавших без вести детей. К местным бегункам присоединяются подростки со всей России, которые жаждут приключений и направляются поближе к морю.
…Ушла в школу и не вернулась, отправился погулять и не пришел обратно - так чаще начинают рассказ об исчезновении детей их мамы и папы. Правоохранители успокаивают: далеко не все случаи носят криминальный характер. 
Термин «без вести пропавшие» у большинства россиян ассоциируется с войнами, горячими точками, толпами беженцев. Сейчас он получил новое значение. Но вот парадокс: количество без вести пропавших при этом устойчиво растет.

Почему сбегают дети из неблагополучных семей, догадаться нетрудно. Но довольно часто бывает так, что уходят из дома вполне обычные и ухоженные дети. Их родители разводят руками и спрашивают: «Не понимаю, чего ему не хватало? У него же есть все, что нужно для счастья!»
Как решить проблему убегающих детей? Отчего они бегут и куда? 

Найти живого и невредимого

С наступлением лета у правоохранителей прибавилось хлопот: начался «сезон потеряшек». Так следователи на рабочем сленге называют пропавших без вести детей. К местным бегункам присоединяются подростки со всей России, которые жаждут приключений и направляются поближе к морю.

В России каждый день пропадает 48 детей. По официальной статистике, из дому ежегодно бегут 50 тысяч детей. Примерно 30 процентов из них - из-за плохих отношений с родителями, особенно с отчимами. Еще 30 процентов беглецов дают семьи алкоголиков. Убегающие от учебы составляют 18 процентов. Из-за отсутствия внимания родителей (из-за эффекта «холодного дома») из семей уходят 12 процентов детей. Примерно 30 тысяч детей ежегодно подвергается насилию. Вместе с тем, 90 процентов от пропавших находятся и возвращаются либо в приюты и детские дома, либо к родителям или опекунам. Однако 10 процентов детей остаются в списках пропавших без вести.

Летом количество заявлений от родителей и опекунов резко увеличивается. 
- В прошлом году в крае пропало 414 несовершеннолетних, 402 разыскали, - рассказывает заместитель руководителя отдела криминалистики краевого следственного управления Дмитрий Ин, - а за первое полугодие нынешнего года 233 несовершеннолетних пропали без вести, 228 уже нашли, среди них 43 - дети до 14 лет. Все найденные живы и здоровы, против них не совершенно преступлений. Вопросы, связанные с розыском несовершеннолетних, приоритетные у руководства СК, поэтому пропавших начинают искать мгновенно. Если при опросе родителей выясняются факты, указывающие на возможные признаки преступления, то незамедлительно возбуждается уголовное дело. Например, ребенок ушел в школу и по дороге обратно не вернулся, то есть умысла убежать у него не было. Это один случай. Когда же родители обнаруживают, что их сын собрал все свои вещи, забрал деньги, сотовый телефон, то есть длительно готовился к побегу, или же неоднократно убегал раньше – это другой случай. 

Однако чаще бывает так. Вызывают родители: пропал ребенок. Выезжает следователь, проводится опрос всех в округе, возбуждается уголовное дело – к вечеру несовершеннолетний приходит домой. Ушел к другу и засиделся. Очень часто родители недостаточно контролируют ребенка, он предоставлен сам себе. Самая серьезная причина - ослабление ответственности за детей семьи, опекунов, школы, преподавателей. Обстоятельства разные, но чем раньше начнутся поиски тем, лучше. Важно не просто найти ребенка. Что еще важнее - найти живого и невредимого ребенка. 

Свобода пленит

Чаще всего статистику, отметил Дмитрий Николаевич, пополняют дети из неблагополучных семей, из домов-интернатов, многие из них при этом находятся на учете в отделах по делам несовершеннолетних. 
Четырнадцатилетняя Ольга из Армавира в марте ушла в школу и не вернулась. Ее мама пояснила, что накануне поругалась с дочерью по поводу ее неуспеваемости в школе. Кроме того, Оля просила деньги на накладные волосы, мама - отказала. Девушка и раньше неоднократно уходила из дома, ее возвращали более пяти раз. Ориентировки с ее фотографией во всех общественных местах края. Но пока результатов поиска нет.

- Многие дети уходят из дома или коррекционных школ и интернатов, где они проживают, потому, что хотят быть самостоятельными, свободно общаться с кем угодно и иметь возможность бесконтрольного поведения, - характеризует другой тип «бегунков» Дмитрий Ин. - У таких детей специалисты нередко находят отклонения в психическом развитии, диагностируют так называемый синдром бродяжничества, заставляющий ребенка перебираться с места на место.

Ирина (15 лет) сбежала из реабилитационного центра «Ивушка» в Гулькевичах, куда ее поместили из-за трудной жизненной ситуации в семье. Родители девочки пьют, ведут асоциальный образ жизни. До помещения в центр она больше года не училась в школе, находилась в розыске. Склонна к бродяжничеству и воровству. Несмотря на это девочку хотела взять под опеку семья. Но Ирина заявила подругам, что хочет самостоятельной жизни, и вечером ушла в неизвестном направлении. Ее до сих пор ищут.

В Лабинске из ПТУ пропала Екатерина (17 лет). Девушка-сирота раньше воспитывалась в Крымском детском доме. Первого сентября приехала на учебу в Лабинск, а уже 2 сентября сбежала из общежития. Ее охарактеризовали как злоупотребляющую спиртными напитками, гуляющую с парнями намного старше ее. Несколько раз ее видели в Белореченске в компании с молодыми людьми в увеселительных заведениях. Но определить конкретное место ее нахождения не представлялось возможным. И только недавно в апреле нынешнего года девушку нашли в Махачкале, там она жила со своими знакомыми. Ее вернули в ПТУ. Но надолго ли?

В Новороссийске подросток неоднократно сбегал из дома. Причина – нежелание учиться. На этой почве постоянно возникали конфликты с родителями. В последний раз, когда он сбежал, то в дверях крикнул, что покончит жизнь самоубийством. Возбудили уголовное дело. Школьника искали более года. В конце 12 года обнаружили скелетированный труп, остатки одежды были похожи на ту, в чем ушел мальчик. Теперь проходит судебно-медицинская экспертиза для определения причины смерти. Сам ли он покончил с жизнью или его убили. 

На Кубани известны истории пропажи детей с трагическим концом. Осенью прошлого года в Геленджике тело 4-летней Сони Глазковой нашли в цистерне на заброшенной базе отдыха. Девочку из Подмосковья похитил отец, именно его и подозревали в убийстве. Позже тело мужчины было найдено в районе Сочи. Он повесился в лесу. В октябре 2010 в Туапсинском районе в поселке Агой исчезла 16-летняя Лена Киргинцева. Девочка тоже жила в неполной семье. Выяснилось, что она погибла от рук маньяка.

Поэтому, когда к следователям обратилась мать четырехлетней девочки, указав, что ее ребенка похитил бывший муж, были начаты немедленные поиски. Суд определил ребенка оставить матери, а отца лишить родительских прав. Однако он с этим не согласился и забрал девочку. Поиски продолжались более полутора лет и увенчались успехом. Ребенок благополучно проживал с отцом в Майкопе. Он заботился о ней, занимался воспитанием. Уголовное дело прекратили. 

Проучить родителей за опеку

В подростковом возрасте в благополучных семьях к побегу иногда толкают обида на родителей, потребность в любви, в смягчении требований. Дети могут убежать из дома, в глубине души желая, чтобы их вернули. За побегом, как и за уходом, может скрываться и попытка восстановить отношения.

История с пропажей школьницы облетела быстро маленький приморский город Кубани. Мысли посещали самые разные: похитили, в притон куда-нибудь сдали, изнасиловали, убили… Версию, что девочка сама сбежала, оперативники также рассматривали, но она стала не основной. Девочка воспитывалась в благополучной семье, в школе успевала хорошо. Видимых причин, чтобы уйти из дома не было. 
На поиски были брошены все силы полиции. Оправившись от первого шока, родители Светланы обнаружили, что пропали некоторые вещи дочки. Опрашивая одноклассников девочки, следователю удалось выяснить, что, она осуждала родителей за чрезмерную опеку и мечтала о самостоятельной жизни. За Светланой часто на переменах приходил парень, и они уходили. Поэтому отец предположил, что дочку похитил молодой человек, с которым он повздорил в подъезде, запретив встречаться с дочкой. Тут же бросились на его поиски. 
Через время растерянный юноша давал показания в милиции. Да, действительно, он знаком со Светланой. Они иногда гуляли вместе. Ему нравилась симпатичная Света, но после встречи с ее отцом он стал видеться с ней реже. Следствие зашло в тупик, поиски продолжились. Вдруг, известие о том, что девочка-подросток сама пришла домой, стало громом среди ясного неба. Света просто решила «проучить» родителей, которые не замечали, что их дочь выросла. Она буквально возненавидела отца, который, по ее мнению, разрушил любовь.

Как же так получается, что дети, чьи родители - вполне нормальные люди, не гоняющие в пьяном угаре своего отпрыска по квартире, а стремящиеся заработать побольше денег, чтобы одеть и обуть свое чадо, пренебрегают «тепличными» условиями и бегут на «волю»?

Комментарий психолога Киры Лещук:

- Родители часто разводят руками, не видя или не желая видеть причин, из-за которых их ребенок, ради которого они работают сутками, бежит в неизвестность.
Да и правда, зачем убегать, если у тебя все есть — красивые игрушки, вкусная еда, хорошие условия жизни? Когда у ребенка все хорошо, все определено на ближайшую перспективу - он знает, что завтра пойдет в школу, послезавтра - в колледж, потом - в вуз, от его выбора ничего не зависит, он интуитивно начинает искать, где бы проявить самостоятельность, быть самим собой. 
Часто родители, не реализовавшие себя в жизни, пытаются взять реванш через своих детей. Они начинают навязывать занятия в различных кружках и секциях, музыкальных школах и творческих студиях. Это прекрасно, но если занятия подаются без права выбора, без учета интересов самого ребенка, то они способны стать кандалами рабства. Что ребенку на самом деле нужно? Ему необходимы родительская любовь, ласка, доброта, понимание, сочувствие и внимание. А что получают дети вместо этого? Тиранию долга, жесткие предписания, жестокую конкуренцию и принудительные работы в ненавистном кружке или секции. Поэтому, прежде всего надо учитывать интересы, желания ребенка и не думать: «Вот он вырастет, тогда будет сам все решать!»

Родители должны знать, чем интересуются их сыновья и дочери, иметь представление, с кем они дружат. Общие интересы и взаимное доверие помогут избежать серьезных ссор.
Дети поменялись. Они знают, что хотят: больше свободы, денег, возможностей, подходящей работы и достойной жизни. А социальных возможностей, адекватных потребностям современных детей, нет. Дети-бегунки, как отмечают все специалисты, бегут в основном из-за жестокого обращения или пренебрежения. Бывают случаи: ребенок просто не нужен, время от времени ему уделяют внимание, но толком не кормят, хаотично воспитывают. Ситуация не страшная, но ему делается скучно жить, он большую часть времени проводит на улице, а домой возвращается посмотреть, все ли там в порядке. Таких детей, уже начавших жить на улице и вкусивших вкус свободы, очень нелегко устроить в новую семью, они и оттуда бегут, потому что им хочется свободы. Часто такие дети становятся добычей криминального мира, потому что в нем нет воспитательных ограничений, не заставляют учиться, для них всякая регламентированная деятельность и обязанности - скучная пытка.

В нашем государстве масса инстанций, министерств, ведомств, обязанность которых организация работы по профилактике, учету, надзору, реабилитации несовершеннолетних детей и подростков. Ими занимаются все – и никто. Чаще всего эта работа не системная, в силу разобщенности структур. Необходимо, чтобы каждая служба точно знала круг своих обязанностей и безукоризненно выполняла его. Для этого на уровне региональной исполнительной власти, на уровне федеральных структур необходимо создание единой структуры по обеспечению всех этих функций. На уровне федерального центра полномочия по организации воспитательной работы, выявлению неблагополучных семей, изъятию детей из опасный среды, расследованию преступлений против детей, профилактике асоциальных проявлений среди детей, надзору за надлежащим их содержанием, реабилитацией, надзору за семьями, осуществляющими воспитание, курированию работы административного суда, исполнению решений суда, учету и надзору за преступниками среди детей – должны быть сконцентрированы в едином исполнительном органе. Только так, на наш взгляд, можно объединить разобщенные функции и решить поставленные задачи. Чтобы каждый ребенок почувствовал себя полноценным, нужным и, несомненно, любимым, несмотря на болезненные изъяны нашего несовершенного общества.

В заключение Дмитрий Ин назвал алгоритм действий при пропаже ребенка:

1. Постарайтесь не впадать в панику. Вспомните, как начинался день, о чем вы говорили с ребенком, как он себя вел, во что был одет.
2. Звоните и идите в полицию и следственный комитет, прихватив с собой детскую фотографию. Расскажите там все, о чем вспомнили.
3. В полиции не скрывайте информации о подозрительных друзьях сына или дочери, если в последние дни его поведение казалось странным - расскажите об этом.
4. Обзвоните знакомых ребенка, у которых, по вашему мнению, он мог задержаться. Постарайтесь выяснить, где они видели своего друга в последний раз.
5. Предварительно посоветовавшись с полицейскими, разместите информацию о пропавшем в Интернете и СМИ.

Инна Мочалова