Почему-то зарплата стоит на месте, а продовольствие и услуги дорожают


Продукты в России дорожают так стремительно, что скоро в магазины можно будет ходить, как на выставку или в музей.  
Сейчас, согласно опросам, 88 процентов россиян говорят о росте цен и при этом 56 процентов заявляют, что их доходы или вовсе не росли, или росли темпами, не догоняющими инфляцию. И особых улучшений не прогнозируется. В следующем году Минэкономразвития ожидает роста доходов населения в лучшем случае на уровне 4–5 %, в то время как уровень официальной инфляции не опустится ниже нынешних шести процентов. Хотя и эти ожидания, по мнению специалистов, излишне оптимистичны. 
 
Продукты в России дорожают столь стремительно, что скоро пенсионеры смогут приходить в магазины только как на выставку. Посмотреть и руками не трогать.

В одних и тех же магазинах покупаю одни и те же продукты. На прошлой неделе была неприятно удивлена подорожанием яиц, сыра, молока, творога. А тут еще картошка резко выросла в цене. 

Пришла неожиданная новость из Российского картофельного союза: урожай в этом году погубили проливные дожди. По словам специалистов, зимой и весной «второй хлеб» продолжит дорожать, и шансов переломить эту тенденцию практически никаких. Придется привыкать к новым ценам. Картошка с начала года подорожала на 23,2 процента — это уже рекорд, а до конца года еще два с половиной месяца. К Новому году, пишет «Российская газета», за килограмм придется выложить 25–27 рублей. Но это средняя цена. Уже сейчас на краснодарских рынках картошка по цене превосходит заморские бананы, ее предлагают за 30-35 рублей. В Сочи вообще дороже, чем во Владивостоке – 50 рублей за килограмм.

Традиционно на Кубань картофель завозят из Воронежской, Брянской и Курской областей. Но уже конец осени, а машин их этих регионов все нет и нет. Самим не хватает. А наша кубанская картошка сгорела под летним зноем. 
 
Запасы, с которыми мы вошли в этот год, на 30 процентов меньше, чем в прошлом году. Заграница если и поможет, то с трудом. У нас картошки выращивают 30 миллионов тонн в год, а завозят всего 400 тысяч, больше всего из Египта, Китая, Нидерландов и Франции.
 
Кстати, в Европе картошка тоже не уродилась, и цены в Чехии выросли на 70 процентов. 
 
На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) инициировала расследование по подозрению в возможном сговоре в отношении более 80 предприятий, занимающихся разведением птицы, оптовой и розничной продажей яиц. Кроме того, по данным Росстата, за последний месяц взлетели цены также на овощи и молоко. Последнее за октябрь подорожало на 7,4 процента, при этом в некоторых регионах розничные цены достигают 80 рублей за литр. У нас, в зависимости от процента жирности, цены варьируются от тридцати рублей за литр до шестидесяти. 
 
Заметно подорожала рыба, причем не только селедка, а вся рыба - морская мороженая, речная, консервированная. 
 
Оказывается все дело в Китае. На фоне растущего спроса со стороны Китая и тенденции к снижению общемирового объема вылова рыбы индекс глобальных цен на рыбу ФАО ООН достиг рекордного значения. 
 
Примерно 93 процента от выловленной в этом году рыбы отправилось на экспорт преимущественно в страны Юго-Восточной Азии. 
 
И дело даже не в том, что иностранцы больше платят. С учетом транспортировки и хранения в Москве килограмм сельди в августе оптом покупали в среднем за 42 рубля (в Приморском крае - 36 рублей, в Мурманской области - 48 рублей). Средняя экспортная цена, то есть продажа с борта, составляла примерно 25 рублей. Если к этому прибавить логистические издержки, выходит примерно одно и то же. 
 
Прежде всего представители рынка в один голос говорят о проблемах с оформлением документов. Так, при разгрузке судна в Южной Корее капитан заранее отправляет пакет документов на продукцию, а за три часа до захода в порт отправляет сообщение в портнадзор и за два часа связывается с лоцманской службой, а по прибытии разгрузка начинается через 15 минут. 
 
Если везти рыбу в российский порт, то оформление нужно начинать за трое суток, за сутки отправляются заявки во все контролирующие и проверяющие ведомства. Время от прибытия в порт до выгрузки может составить до трех суток, а ветеринарное оформление продукции - до недели. Кроме того, рыбаки, продавая продукцию на экспорт, возвращают себе НДС. 
 
А вот специалисты говорят, что сегодня нет объективных причин для роста цен на продукты питания. 
 
– Удивляет то, – заметила заместитель начальника управления химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Ирина Епифанова, - как разнятся цены в регионах страны. Это дает повод задуматься о существовании сговора среди розничных сетей. 
 
Основные причины такого роста специалисты ФАС видят в подорожании комбикормов для скота, дефиците молочного сырья и возможном сговоре розничных продавцов. Эксперты же подчеркивают комплексный характер проблемы, которая формируется за счет множества факторов. 
 
Так, генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина обращает внимание на сезонную составляющую:
 
- Из-за неблагоприятных погодных условий в этом году – дождливых весны и осени, которые помешали сначала вовремя начать посев, а затем приступить к сбору, при изначально достаточном валовом объеме овощей и корнеплодов часть собранного просто испортилась, а часть оказалась непригодна для длительного хранения, – пояснила эксперт. – Это наверняка приведет к дефициту ряда продуктов и их подорожанию в зимний период. К тому же в ноябре-декабре стабильно отмечается общий рост цен, который, как правило, идет на спад только после Нового года.
 
Согласно последним статистическим данным, россияне тратят в среднем до 45-50 процентов своих доходов на продукты питания. При этом Банк России и Фонд «Общественное мнение» опубликовали исследование, согласно которому в сентябре 2013 года россияне перестали делать сбережения, а начали активно тратить. Причина проста – их доходы не успевают за ростом цен. Не удивительно, что в минувшем октябре Росстат зафиксировал отток сбережений с банковских депозитов. 
 
- Экономика стагнирует, – констатирует руководитель Центра уровня жизни Вячеслав Бобков. – И нас впереди ждет еще не один такой год. Поэтому следует ожидать только все большего ужесточения и сжатия расходов на оплату труда со стороны властей. Уже сейчас правительство отменяет индексацию зарплат большей части бюджетников, МРОТ составляет только 70 процентов от прожиточного минимума, а размер пособий по безработице все так же остается неизменным, как и несколько лет назад.

Как влияет на нас инфляция? Это самый важный вопрос для любой страны. Инфляция не страшна, если она небольшая (допустим, до 5 процентов в год) и если она контролируется государством. Она устанавливается в законе о бюджете — главном финансовом документе. В нем же на основании этого значения определяется и размер помощи, которую надо (и главное — можно) оказать бюджетникам, пенсионерам, инвалидам и другим незащищенным слоям. И если министры определили ее в 6 процентов (то есть на столько, по их мнению, в среднем подорожают хлеб, молоко, одежда, жилье, бензин и другие товары в течение года), то, значит, и добавить к зарплате и пенсии надо в таком же соотношении.

Поможет ли надбавка врачам и учителям? Одна из главных новостей последнего времени: повышение зарплаты учителям, воспитателям, и другим бюджетникам. 

 
Надбавка работникам бюджетной сферы необходима так же, как и другим категориям граждан. Но она не должна преподноситься как подарок от правительства, Думы или доброго дяди. Она была бы логична и эффективна, если бы делалась так же часто, как повышаются цены на товары. То есть постоянно, а не один раз в год или два. Эта надбавка давно уже съедена инфляцией, а ее дают с видом благодетелей. Еще хуже другое — зарплаты и пенсии увеличивают, как правило, на тот процент инфляции, который закладывают в законе. А на самом деле инфляция гораздо выше. 

 
Ведь инфляция, которую считает Росстат – это одно, а та инфляция, которую видит человек каждый день, на своем кошельке испытывает – это другое совершенно. Продуктовая инфляция. Росстат говорит про 6 процентов. На самом деле в последние годы продуктовая инфляция не была меньше 20 процентов. На 1/5 в год растут цены на прилавках. Причем надо сказать спасибо ВТО, потому что у нас сейчас есть определенное торможение в росте цен по импортным продовольственным товарам – это знают те люди, которые ходят в крупные сетевые магазины, там в основном импортное продовольствие. Но на рынках такая ситуация, что даже сейчас, в пору сбора урожая, осенью, цены не сильно снизились даже на овощи, которые выращиваются у нас в России.


Инна Васильева

Специально для "ВК Пресс"