Нововведения при получении прав: все последние изменения в законы
Во-первых, в них прописаны жесткие требования к материально-технической базе автошколы. То есть, требования к учебным автомобилям, классам и даже учебной площадке. Причем согласно правилам лицензирования, которые вступили в силу 17 ноября 2013 года, каждая автошкола, чтобы обучать по новым программам, должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие этой базы учебным программам. И площадка там прописана не просто так, а установлен ее минимальный размер — не менее 0,24 га. Также впервые в программах прописали формулы, по которым считается пропускная способность автошколы. Она напрямую зависит от количества и размеров классов, а также от количества автомобилей, что жестко ударило по недобросовестным предпринимателям. С момента вступления в силу данных требований из 43 автошкол города Краснодара только 26 смогли получить заключения ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Так что с момента вступления в силу этих программ можно надеяться, что автошколы будут выпускать на дороги не полуфабрикат, а действительно водителей.
Во-вторых, сами программы построены модулями. Есть базовый модуль, который при первичном обучении изучают все. Это, пожалуй, самый объемный блок — 84 часа. В нем обучают законодательству в сфере безопасности дорожного движения, оказанию первой помощи. Впервые включены в обучение психологические моменты, например, как избегать конфликтов на дороге. Также уделяется внимание самым незащищенным на дорогах людям — пешеходам, детям, велосипедистам.
Если человек уже имеет права, то для того, чтобы открыть следующую категорию, ему не надо изучать базовый модуль. Достаточно пройти обучение по спецификации для нужной категории. Поэтому, если первоначальное обучение по количеству часов несколько увеличилось, то для получения новой категории или подкатегории время на обучение сократилось. До сих пор на обучение по категории «В» отводилось 156 часов. Из которых 106 — теория, и 50 — практика. Теперь — 190 часов. Из них 130 — теория, 56 — практика и 4 — экзамен. Причем, если теория считается академическими часами, то практика — астрономическими.
Впервые в программы обучения включена обязательная проверка полученных знаний, то есть внутренний экзамен.
Также предусмотрена возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Это для тех, кто уверен, что за руль автомобиля с механикой не сядет никогда. Сдав экзамен, эти люди получат в правах отметку «АТ», что означает, что они могут управлять автомобилем соответствующей категории только с автоматической трансмиссией. Правда, время на обучение это не сильно сократит. Всего лишь на два часа.
Теперь об экзаменах. 5 ноября 2014 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», которым определены порядок проведения экзаменов, состав технических средств контроля, требования к указанным техническим средствам и условия их применения, а также порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений и обмена иностранных водительских удостоверений. Теперь проведение экзаменов, выдача водительских удостоверений лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, может осуществляться в любых экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции страны по месту обращения указанных лиц. При этом лица, временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, могут осуществить данные процедуры только в пределах того субъекта Российской Федерации, в котором они зарегистрированы по месту временного проживания (временного пребывания).
Исключен допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки. К сдаче экзаменов будут допускаться только лица, прошедшие соответствующее профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
Ужесточены требования к экзаменаторам. Увеличен возраст с 23 до 25 лет, допускается только высшее образование (ранее допускалось и наличие только среднего образования) и повышены требования к водительскому стажу управления транспортными средствами с 3 до 5 лет.
С учетом международного опыта предусмотрена возможность сдачи экзаменов как на транспортных средствах с механической трансмиссией, так и на транспортных средствах, оборудованных автоматической коробкой переключения передач с проставлением отметки АТ в выдаваемом водительском удостоверении. При этом неважно, с каким типом трансмиссии проходило обучение.
Для допуска к экзаменам несовершеннолетних заявителей (в возрасте от 16 до 18 лет) необходимо соответствующее заверенное письменное согласие законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей).
Увеличены сроки назначения повторного экзамена. Для лиц, не сдавших один из экзаменов с третьего и более третьего раза, повторный экзамен будет назначаться не ранее чем через 30 дней. При этом положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, будет считаться действительной в течение 6 месяцев (ранее 3 месяца).
Исключена процедура выдачи временных разрешений на право управления транспортными средствами, что требует особого внимания граждан, обращающимся с обменом водительских удостоверений, срок которых вот-вот окончится. При необходимости проведения ГИБДД необходимых проверок вы можете на время остаться без действующего водительского удостоверения. Рекомендуем проводить данные мероприятия заблаговременно (как минимум за 0,5 — 6 месяцев до окончания срока действия водительского удостоверения).
Определен порядок обмена иностранных водительских удостоверений. Теперь обмен производится по итогам сдачи соответствующих экзаменов (и теории, и практического экзамена).
Для лиц, лишенных права на управление транспортными средствами, с 29 ноября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» серьезно изменены условия восстановления права на управление транспортными средствами. Теперь возврат водительского удостоверения по истечении срока лишения права управления осуществляться только после проведения проверки знания Правил дорожного движения, которая проводится путем сдачи теоретического экзамена в подразделении Госавтоинспекции, а так же оплаты всех имеющихся штрафов. Проверка знаний ПДД осуществляется по истечении не менее чем половины срока лишения права управления, при этом лицо, не прошедшее проверку, сможет пройти ее повторно не ранее чем через одну неделю после неудачной попытки.
Кроме того, лицам, лишенным права управления транспортными средствами за управление в состоянии опьянения, за отказ от медицинского освидетельствования либо за совершение ДТП в состоянии опьянения, возврат водительского удостоверения осуществляется только после представления им нового медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Дополнительно хотелось проинформировать граждан о том, что с 1 января 2015 г. в сторону увеличения претерпели изменения размеры государственной пошлины за выдачу водительских удостоверений. Теперь за национальное водительское удостоверение размер пошлины составляет 2000 руб. (ранее — 800 руб.), за международное водительское удостоверение 1600 руб. (ранее — 1000 руб.).