Новшества в школе: теория и практическая работа
Продленка
Но начнем, пожалуй, с младших школьников. Здесь самой наболевшей проблемой была продленка. С начала прошлого года, с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании», продленка как услуга по присмотру и уходу за детьми была исключена из числа бесплатных школьных услуг. Закон позволял школам самим выставлять для родителей цену за пребывание ребенка в учебном заведении после уроков.
И школы взвинтили такие цены, что мало родителем не показалось. В некоторых регионах плата доходила до 17 тысяч рублей. Посыпались жалобы в Министерство образования, в Госдуму. Министр Дмитрий Ливанов заявил, что школа вправе взимать плату, но ее размер должен быть разумным. Только вот кто должен определять эту разумность, кто должен установить критерии? С этого года внесли поправки в закон, и теперь региональные власти сами должны устанавливать максимальную сумму за «присмотр и уход» в детских садах и группах продленного дня в школах, тем самым ограничивая этот размер. Причем потолок может быть разным в городах и селах даже одной области или края. Это будет обоснованная сумма, которая учтет многие факторы, в том числе среднюю стоимость продуктового набора. До этого времени никаких ограничений по плате за детский сад и продленку не было.
Однако в нашем крае пошли по пути наименьшего сопротивления. Учитывая, что многие школы занимаются с детьми в две, а то и в три смены, продленки во многих школах отменили вовсе. Нет продленки — нет проблемы.
Возникают вопросы
Пятиклассники начали учиться по новым стандартам. Они предусматривают 10 часов в неделю внеурочной деятельности. Это занятия в кружках, спортивных клубах, школьных научных сообществах, олимпиадах. Второй иностранный должен быть обязательным и бесплатным. Но с оговоркой — по решению родителей и школы. Значит — не совсем обязательным. А для детей одаренных и детей с ограниченными способностями должны разработать индивидуальные учебные планы. К ним должен быть приставлен тьютор. И снова: а кто должен определить одаренность ребенка, по каким критериям? И все ли школы могут выделить ставку тьютора — человека, который бы направлял и помогал ребенку с обучением? Пока что с введением новых стандартов возникают только вопросы.
Электронные книги
Недавно мы с сыном взвесили его ранец. Восемь килограммов! А допустимый вес по нормам СанПина — три килограмма. Законодательство пошло навстречу школьникам: с 1 января 2015 года все учебники должны быть в электронном виде. Кроме того, информация в электронном учебнике может быть представлена в самых разных формах — текст, графика, видео. Графики, таблицы могут быть трехмерными и с функцией анимации. Особую ценность электронный учебник приобретает при изучении иностранных языков, так как одновременно можно включать аудиоряд и вникать в тонкости фонетики. Более того, учебник может еще и проверять ученика — правильно ли он выполнил задание.
По Закону «Об образовании» финансирование расходов на учебники и учебные пособия — обязанность региона. Значит, и электронные устройства должен приобретать регион. Но возможно ли это сейчас, в период кризиса и санкций, где каждый бюджетный рубль на счету? Значит, еще один хороший закон написали, но не продумали. Хотя в некоторых школах родители сами скидывались на приобретение планшетов или «читалок» для своих чад. Есть еще одна проблема. Ученики давно готовы перейти на электронный формат учебника, сейчас практически в каждой семье есть разнообразные гаджеты. А вот готовы ли учителя? По официальным данным Министерства образования РФ, в 2014 году доля учителей, владеющих компьютерным минимумом, должна была составить уже 85 процентов. Но это так мало похоже на правду. По другим данным, доля таких учителей составляет лишь 20, в лучшем случае 30 процентов.
А как бы было хорошо: в портфеле только тетрадки и ручки!
Новшества для девятиклассников
В этом году при сдаче ГИА девятиклассники должны помимо русского языка и математики выбрать еще два обязательных предмета. Затем количество предметов по выбору увеличится: в 2018 году — до трех, а к 2020 году — до четырех. Уже в 2017 году баллы по ГИА в девятых классах будут выставляться с помощью федеральной шкалы и влиять на оценку в аттестате.
Темы сочинений
Сочинение — не новшество. Его уже писали в прошлом году. В декабре 2015 года выпускники напишут сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ и будет оцениваться по системе
ЕГЭ досрочно
В этом году некоторые школьные предметы, изучение которых выпускник уже закончил, можно будет сдать досрочно. Например, ЕГЭ по географии разрешат сдать в
Расписание
27 мая — география, литература, 30 мая — русский язык, 2 июня — математика (база), 6 июня — математика (профиль), 8 июня — обществознание, 10, 11 июня — иностранный язык (устно), 14 июня — иностранный язык, биология, 16 июня — информатика, история, 20 июня — химия, физика.
Фото: sashakos.blog.ru