О прошлом женщин юга России: как на территории современной Кубани жили амазонки
Амазонки как героини античных авторов
Они не просто «объекты упоминания»... но и героини очень многих легенд. А упоминают очень многие! Виталий Литвин тщательно изучил труды древних — Гомера (первый писал об амазонках), Эсхила, Геродота, Гиппократа старшего, Эфора, Лисия, древнеримских авторов — всего около 30, которые в разных коллизиях, в разное время и в разные эпохи описывали амазонок. И, несмотря на то, что у ученого мира сложилось впечатление курьеза об этом явлении — слишком много противоречий и географических локализаций, — при создании системной картины все получилось ...довольно стройно и целостно.
- Я все сообщения о локализации, которые указывали авторы, нанес на карту, — рассказал автор исследования «ВК Пресс». — Получилось, что территория амазонок — берега Черного моря. Теодор Сицилийский нам рассказывал о самых древних амазонках, которые существовали, вероятно, в третьем или начале второго тысячелетия до нашей эры на Севере Африки. Спускаемся по шкале времени — и видим амазонок уже в Передней Азии. Их описывали многие авторы — Гомер в «Илиаде» пишет, что в Троянской войне амазонки вышли сражаться на стороне защитников Трои. Это примерно 1200-1300 год до нашей эры. Еще ближе к нам — появляются амазонки Фемискиры (устье реки Терме), это мнение очень многих авторов.
Идем дальше. Геродот описывает нам пленение амазонок Фемискиры греками и отправку их в Грецию, вероятно, для показа публике. Но женщины перебили своих поработителей и из-за того, что не умели управлять кораблями, были носимы течениями и ветрами по Черному морю. В конце концов их прибило к берегам Меотиды (Азовское море) у Кремн. Павел Ларенок — археолог из Ростова — и Ортвин Дали — член Берлинского свободного университета — открыли Кремны на берегу Таганрогского залива — вот и территория Кубани!
Геродот указывает, что, когда амазонок прибило в Кремны, они увидели табун лошадей, захватили его и стали грабить скифов, жить здесь.
Сделаем первое отступление. Очень хочется сказать: так вот ты какой... прошлый опыт. Женщины не ограничивали себя — прилично или неприлично, «что станет говорить княгиня...», и были, согласитесь, в другом месте от знаменитых «трех К» — киндер, кюхен, кирхен — дети, кухня, церковь. Перебили поработителей, грабили скифов — женственно! И как можно расценивать после этого слова «настоящая женщина»?
Когда скифы увидели, с кем сражаются (раздели убитого воина, им оказалась женщина) — очень удивились и решили не бороться, а иметь детей от этих женщин, пишет Геродот. Скифы подослали молодых парней, юноши пригласили амазонок жить в стойбище скифов. Но женщины не согласились — они сказали, что не умеют ничего делать из того, что делают женщины скифов, а могут только биться. И не пошли.
- Я реконструировал путь амазонок, — продолжает ученый. — Поехал в те места, где была Фемискира. Это в Турции, город Самсун. Там были очень рады ученому, исследующему тему амазонок. Поездка очень обогатила представление о рассказе Геродота. Я отношу путешествие и высадку амазонок в Таганрогском заливе к 7-8 веку до нашей эры.
Амазонки — может быть, просто миф?
- Мифов об амазонках не существует, — утверждает Виталий Литвин. — Во всех рассказах об амазонках древних авторов никто не предписывал им каких-то божественных свойств и признаков, которые могли бы быть восприняты в нереальном представлении. Амазонки не совершали божественных превращений и сами не превращались в кого-то, не совершали сверхъестественных чудес. Они всегда — в реальном действии, в реальном событии или коллизии. В мифах, где действуют другие персонажи, амазонки иногда упоминаются — но в исключительно реальном плане. Нет амазонок, которые имели бы конские головы, клыки, на их плечах нет гидры, которая их защищает...
Вывод — мифов об амазонках нет.
Сами амазонки описывались древними авторами во вполне реальном плане, и они героини множества легенд.
Что мы знаем об мазонках
Кто они такие и что делали?
- Были отважными, храбрыми, смелыми, умели сражаться — это все указывают авторы, — рассказывает ученый. — Далее — все амазонки владели верховой ездой. Лисий описал в шестой погребальной речи, что амазонки среди окружающих их народов первые сели верхом на лошадь и взяли в руки железное оружие. Это уже серьезная заявка. Она обратила мое внимание на железо как металл, которое повернуло человечество в технологическую сторону развития. Человек с железом мог владеть пространством, властвовать над территориями, людьми. Железо — и орудие, и оружие...
А вот здесь опять сделаем перерыв. И поставим очередной приятный для женского пола акцент. Именно барышни — еще без кринолинов — первыми среди других племен сели верхом на лошадь и взяли в руки железное оружие. И как вам после этого реклама 21 века: «Женщина, твое место на кухне». И «Что приготовить, пусик?»...
Но вернемся к высокому жанру.
Выводы, сделанные на заочной конференции древних авторов сообщений об амазонках, которую «провел» ученый:
Эти женщины жили отдельно от мужчин, прежде, чем выйти замуж или продолжить род, должны были повергнуть врага. И еще как-то редуцировали грудь, чтобы не мешала при использовании лука. И передавали отцам или умервщляли новорожденных мужского пола. Это общие факты.
Но явление амазонок не может быть единым ни в понимании, ни в представлении и значении. Чтобы ввести некий универсализм, приходится искать общее — обобщать, то есть делать наименее противоречивый, возможно, идеальный образ. Как-то компенсировать территориальный и временной разброс в сообщениях древних.
- Турки — предприимчивые люди. Я уже в 2003 и 2004 говорил о том, и об этом писали краевые газеты, что на Кубани жили амазонки. После этих публикаций амазонки появились в кубанских учебниках для школьников. В 2005 году успешно прошла наша выставка «Страна Амазония» в здании Законодательного собрания Краснодарского края. В 2004 состоялся разговор с руководителем департамента культуры Краснодарского края. Но отклика так и не получилось. А турки сделали тематический лагерь амазонок в 2010 году, в 2011 его уже запустили. Это полноценный туристический объект, отдающий прибыль. Из бетона сделаны гроты, из пластика — фигуры. Очень живописно и красиво. Женщины представлены в гротах, пещерах, амазонских шатрах.
Амазонки как явление и отголоски этого явления сегодня
- Все идет от границы перехода от матриархата к другим формам устройства сообществ, — уверен автор исследования. — Изначально женщина правила, а мужчина владел материальными ресурсами: в руках мужчины-воина накапливались домашний скот, возделанные участки земли. А женщины занимались детьми, жречеством — самое главное, у них были дети. Когда в групповом браке нет установления отцовства, материнство выполняет некую роль фактора власти, и женщины были не только главными жрицами — они вообще руководили, были вождями. Однако по мере накопления материальных ресурсов в руках мужчин те захотели закрепить за собой эту массу. Стали различать детей между мужчинами — именно отцовство и явилось причиной кризиса матриархата. А реакция женщин на уход власти — я считаю — и является причиной вооруженного сопротивления женщин — «амазонства».
Женщины с оружием в руках отстаивали свою власть. Образовывали боевые дружины и боролись со своими мужчинами. Но патриальные порядки все-таки устанавливались. Амазонки — это и есть переходный процесс от матрилокального к патрилокальному способу устройства общества.
Третье отступление. Банально, но часто приходится видеть, как в общественных местах девушки задирают своих парней. Выворачивают им руки, дают подзатыльники, локтем пихают — эти «нежности» что, и есть отголосок? Или результат совсем других явлений в обществе?
- Виталий Витальевич, унаследовали южные женщины какие-то черты амазонок?
- Очень много! Кавказские женщины (древняя Албания была на Кавказе) имеют очень много пересечений с этнографическими данными по амазонкам, достаточно вспомнить гаргарейцев. Сам историк казачества Федор Щербина считал, что амазонки — некие праматери наших казачек, есть прямые его утверждения. Правда, мы можем воспринимать это скорее в литературном плане, не этнографическом. Амазонки не могут иметь прямого отношения к казачкам. Но косвенно — конечно, могут.
Более того, когда создал карту территории амазонок, на нее поместил современные скульптуры женщин с вооружением — то есть с мечами. И получилось современное подтверждение мнения. Такая стоит в Варшаве — обнаженная женщина с хвостом русалки и мечом. Туда дошли наши сарматы, женщины-сарматки были очень воинственны. На Мамаевом кургане женщина с мечом. На Кавказе в Тбилиси, Ереване — тоже. В Дагестане в селе Кумухи стоит памятник женщине с мечом Парту Патиме. В Киеве стоит — а это все амазонские земли. Нигде в мире больше нет женщин с мечом — случайность? Только на этих амазонских территориях. В Турции уже в современности поставили. В Нью-Йорке нет подобного— там поставили с факелом. В Испании, Китае, Африке, Австралии — нигде ничего подобного. А вот здесь, где были амазонки, женщины с мечом!
Чтобы как-то оправдать наше стремление к истокам этого явления, мы должны связать его с генетической памятью территории. Есть некая линия, которая питает наш интерес к этой теме. Нигде нет такого, как у нас — конно-спортивная школа, и больше 80 процентов — девчонки! Отлично занимаются. Клуб исторического фехтования — и тоже девчонки там. Никто их не заставляет!
Дальше: кто так реконструирует одежду скифов, как наши мастера? Все развито только у нас, в Краснодарском крае. Это нас все же характеризует: мы хотим знать историю, она нас интересует, она нас оживляет.
Скифянки наши, савроматки, сарматки — это все в один котел, в одну тему уходит. И понятно, что Кубань вообще может по праву явиться тем историческим центром, который расскажет об античной истории, в том числе об амазонках.
- Где были амазонки — мало кто знал. Пришлось мне создавать карты, первая была опубликована в 2003 году. А до того момента, как Турция не взялась за это дело, ни одного амазонского места в туриндустрии не было. А в Турции три года ждали мою книгу, встретили ее с большим удовольствием, — рассказывает краснодарский ученый. — 12 газет публиковали репортажи о моем визите с книгой. В Стамбульском университете, Самсуне, Терме устраивали встречи и приемы. Там рады, что книга вышла, есть системный анализ явления и доказательства-основа для бизнеса.
Сделаем первый вывод — серьезный. В 1990 на территории таманского полуострова в поселке Юбилейный найден рельеф со сценой Амазономахии. Очень интересное произведение древнего искусства, которое сейчас демонстрируется в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Нашли по кускам, собрали воедино — это замечательная иллюстрация рассказа Геродота о схватке амазонок со скифами, считает, как и другие ученые, Виталий Литвин. Будем надеяться, что со временем в крае заинтересуются все же античным прошлым территории. Корни — это основа патриотизма и любви к своей земле. А об этом так часто говорят в последнее время...
И второй вывод. Праздничный: разными бывают женщины. И во времена амазонок не все подряд бились на мечах — в других племенах не боролись с мужчинами. Но действительно, как говорит наш ученый, образ амазонки положительно воспринимается и мужчинами, и женщинами. Здесь разногласий нет!
В итоге — мы поздравляем всех женщин, девушек, барышень с 8 марта. Надеемся, наш рассказ поднял настроение и дал пищу для размышлений. Желаем разумного амазонства — в современных условиях приходится тоже биться за очень многое. Сейчас каждая делает это по-своему. И имеет шанс на победу.
Искренне ваш «ВК Пресс»
Фото: novoeplamya.org