О слухах вокруг Краснодарского театра драмы, премьере и главрежиссере: все как в раю


В Краснодарском театре драмы 25 июня состоится премьера музыкального спектакля «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели, которым завершится 95 юбилейный сезон.
Мы говорим о премьере с исполнительницей главной роли в спектакле — Ханумы — Заслуженной артисткой России Верой Великановой.

О театре

Во главе театра должен быть художник, который знает всю кухню изнутри, который знает, как формируется труппа. Он должен быть психологом, тонко чувствовать, как относиться к молодым и артистам в возрасте. И естественно, он должен быть авторитарным. Чем бы был Московский Ленком, если бы ни диктатор, в хорошем смысле этого слова, Марк Захаров, где бы был МХАТ, если бы ни личности Ефремов и Табаков… А диктатор Любимов? Именно личности, сильные люди, которые гнут свою линию несмотря ни на что, невзирая ни на какие препятствия. Это должен быть человек волевой и независимый. Таким был Рудольф Кушнарев, но он был гибким диктатором, который умел договариваться, не «будет так, а не иначе», а «ребята, думаю, так будет лучше». Человек высокообразованный, необычайно добрый, но если касаемо профессии, дела, иногда был жестким. Как в нем это все уживалось?

И еще, сейчас очень много говорят о демократии в искусстве. Наверное, это хорошо. Но мое глубокое убеждение, что театр и демократия — две вещи не совместимые. Артисты не могут выбирать себе руководителя по одной простой причине: может получится как в знаменитой басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Я бы сохранила эту прерогативу за краевой властью и министерством культуры.

О режиссере-постановщике Зурабе Нанобашвили

— Прошу, запишите, что я выражаю только свое мнение, я человек, рожденный в театре, я застала еще потрясающий театр, я видела как нужно, как должно… Имею право… Так, как мы сегодня репетируем с Зурабом Нанобашвили, уже лет десять не репетировали. И вы знаете, он бывает неумолим, эмоционален… Режиссер для артиста — это зеркало. И я с ним как будто снова увидела себя в зеркале. Я смело иду за ним, так как доверяю ему. А доверие между артистом и режиссером большое дело. Да, и Зурабу Анзоровичу достаточно трех часов для репетиций. Это с бывшим главрежем могли репетировать с 10 утра до 22 ночи. Возможно, кому-то подобное нравилось. Сколько артистов — столько мнений. Увы, все эти годы труппой никто не занимался, репертуар формировался спонтанно, нас даже перестали величать труппой, приклеив нам название артистический персонал. Контора, и только. Разве это возможно, чтобы в академическом театре напрочь отсутствовали актеры-мужчины от 35 до 50 лет.

О «Хануме» и слухах

- Что случилось в процессе репетиций «Ханумы», в СМИ разместили информацию, что спектакль срывают?

- Да, были определенные трудности: мешали, вставляли палки в колеса. Прямо сказали — на «Хануму» нет денег.

…О, я долго шла к роли Ханумы, это на сто процентов моя роль: по возрасту, характеру, эмоциональности. Она энергичная, женщина без возраста, любящая себя (если мы себя не любим, мы людей не будем любить), справедливая. Спектакль о любви, счастье. Режиссер так и говорит: представьте, что герои живут в абсолютном раю. Это наш спектакль по менталитету, эмоциональности, темпераменту. Надеюсь, что зрителям понравится! Зураб Нанобашвили очень скрупулезно подошел к выбору актеров для спектакля. Мы сейчас — единое целое, ансамбль.

Суеверия перед премьерой

— В день спектакля не ем, только пью… воду, должна быть легкость на сцене. В гримерке — тишина. И все равно волнуюсь! Ноги и руки трясутся — до такой степени. Кто-то из великих сказал, что можно быть или актрисой, или женой и матерью. Наверное, я соглашусь с ним. Потому что перед премьерой, пред выпуском я не жена и не мать. Актерский труд можно сравнить разве что с шахтерским.

Любимые роли, со стопроцентным попаданием

— Мирандолина в «Трактирщице», Люська в «Беге» и Гитель Моска в «Двое на качелях». Это, как вы сказали, стопроцентное попадание.

О зрителе

— Я люблю людей. Я полтора года не работала в театре. Но скучала не по сцене, а по зрителям. Мне не хватало энергетического обмена с ними. Когда выходишь, и тебе несколько минут аплодируют — это ни с чем не сравнимое чувство. Какой он, наш кубанский зритель? Он терпеливый и ужасно благодарный. Он все эти годы приходил получить эстетическое удовольствие, но если этого не происходит — не винит актеров, театр, — «так сложились обстоятельства».

О возрождении в искусстве?


На протяжении 20 лет русское искусство убивали, сейчас происходит возрождение. Нужно вернуться к истокам, к системе. Мы лидеры в театральной культуре мира, и это нужно вспомнить.

Но разве это культура, когда, извините, Гамлет без всякой мотивации бегает по сцене с оголенным причинным местом. Некоторые режиссеры называют это провокацией. Не провокация, а деградация.
Говорят, что таким образом хотят привлечь в театры молодежь. Разве этим нужно привлекать? Вышли молодые люди после такого спектакля, парень девушке и говорит: «Ты меня притащила сюда, надеюсь, я получу вечером компенсацию». Как говорится, без комментариев. Или другой пример, когда молодые ребята вышли после спектакля «Дом Бернарды Альбы», кстати, в постановке Зураба Нанобашвили, и у них от эмоций перехватывает дыхание, они не могут говорить от избытка чувств… Наверное, это и есть настоящая сила театра.
— Спасибо за беседу и удачной премьеры!

Инна Мочалова

Наша справка

Вера Великанова — заслуженная артистка России. Родилась 17 декабря 1964 года в театральной семье. В Краснодарском академическом театре драмы с 1986 года. Сыграла ведущие роли в десятках спектаклей, в числе которых: «Бег», «Евангелие от Воланда», «Дядя Ваня», «Ночной таксист», «Ромео и Джульетта», «Трактирщица», «Пигмалион».

«Ханума» — режиссер-постановщик художественный руководитель Вологодского драматического театра Зураб Нанобашвили. Спектакль поставлен по одноименной пьесе Авксентия Цагарели. Действие происходит в конце ХIХ века в Тифлисе (Грузия), где соперничают две свахи — Ханума и Кабато. Князь Вано Пантиашвили ищет богатую невесту, чтобы оплатить долги и выкупить заложенное имущество. Ханума подыскала ему невесту, но Кабато собирается ей помешать… Спектакль пронизан тонким грузинским юмором, в нем множество колоритных персонажей.