Обращение атамана Кубанского казачьего войска по поводу столетия со дня начала Первой мировой войны
Слава Богу, в наших рядах еще есть ветераны той войны. Такие родные, близкие, дорогие каждому сердцу. По их рассказам мы понимаем, как далеко и в то же время близко грохотали танки и рвались снаряды. И так горько осознавать то, что пройдет совсем немного времени — и уже не останется тех, кто мог бы рассказать молодежи: какой ценой добывалась Победа. Как тяжело, было восстанавливать мирную жизнь, заново отстраивать города.
С первой мировой все совсем иначе. Великая война — забытая война скорее еще и потому, что уже давно нет в живых ее участников, что нет той нити, которая могла бы связать события и поколения, прошлое с настоящим. Ее герои и подвиги оказались вычеркнутыми из памяти народа. А сам факт войны, продлившейся для нашей страны три с половиной года, был предан забвению. Но даже этим я не могу оправдать нашу невнимательность к столь важной странице истории и государства, и Кубанского казачьего войска.
Война — это горе, которое не выплакать слезами. Война — это разлуки. И не каждая такая разлука оканчивается радостью встречи с близкими. Через Великую войну прошли 106 тысяч кубанских казаков. Почти 26 тысяч из них так и не вернулись в родные станицы живыми. И тем не менее абсолютно всех казаков отличали высокая моральная устойчивость и мужество. Как подтверждение — более 30 тысяч кубанских казаков и офицеров были удостоены Георгиевских наград.
Особая роль в Российской армии отводилась пластунам. Их отправляли на самые опасные участки фронта. Воевали казаки и в составе партизанских отрядов, в кавалерии.
Многих героев-казаков подарила нам первая мировая. Это и уроженец станицы Келермесской Вячеслав Ткачев, ставший первым Георгиевским кавалером среди летчиков. Уже в конце войны он возглавил Военно-Воздушные Силы России.
Полными Георгиевскими кавалерами также стали: Григорий Гуляев, Данила Попов — уроженцы станицы Даховской, Максим Сафронов из станицы Рязанской, Иван Гутор — уроженец Незамаевской, который с декабря 1915 года находился в лейб-гвардии и сводной сотне собственного Его Императорского Величества конвоя, и другие казаки.
Андрей Рой прославился тем, что в родной Сергиевской сформировал партизанский отряд из 150 сабель, был соратником Ивана Кочубея и возглавил штаб его бригады. В честь полного Георгиевского кавалера, обладателя ордена Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» Андрея Роя названа улица в родной станице.
А подвиг сотни Гамалия едва не стал нарицательным.
Есть и еще одна золотая страница первой мировой в истории кубанских казаков. В этом году исполняется ровно сто лет и со дня рождения всем известной песни «Ты, Кубань, ты наша Родина...». Ее автор, полковой священник Константин Образцов, написал ее вдали от дома — на Кавказском фронте и посвятил казакам 1-го Кавказского казачьего полка. Свою популярность сначала она завоевала в узком кругу фронтовиков. Но вскоре ее запели все кубанские подразделения действующей армии.
В 1915 году текст песни впервые был опубликован в журнале «Кубанский казачий вестник». В Гражданскую войну она стала гимном Кубанской рады. В годы репрессий песня эмигрировала вместе с казаками на греческий остров Лемнос и там стала их гимном, не давая забыть о родной земле. А в Великую Отечественную — поднимала боевой дух казаков, защищавших Отечество на всех фронтах.
Свое второе рождение песня обрела в 70-е годы. Новые краски внес художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко. В начале возрождения казачества на Кубани именно эту песню, вобравшую в себя безграничную любовь и преданность Родине, единогласно на Первом учредительном Всекубанском казачьем съезде, который проходил в 1990 году, — историческую песню «Ты, Кубань, ты наша Родина...», провозгласили гимном войска. А уже в марте 1995 года, когда на сессии Законодательного собрания Краснодарского края был принят закон «О символах» «Ты, Кубань, ты наша Родина...» стала официальным гимном региона и остается таковым до сих пор.
Братья-казаки, дорогие кубанцы, мне отрадно признавать, что потихонечку воскрешается наша народная память, память о наших предках, об их заслугах перед Отечеством. Время собирать камни для нас наступило совсем недавно — чуть больше двадцати лет назад, когда началось возрождение войска, а вместе с ним — культуры казачества, его героического прошлого. За эти годы мы сумели ответить на многие вопросы истории казачества, восстановить памятники, возродить разрушенные в период лихолетья храмы.
Большое внимание уделяем участию предков в защите Родины. Проводим поминовения, посвященные героическим и трагическим событиям прошлого. И, конечно, большую исследовательскую работу казаки провели, готовясь к юбилею начала первой мировой войны. И здесь хочу отметить Майкопский отдел, где за три года было увековечено 177 имен казаков — Георгиевских кавалеров.
Казаки по крохам собирали данные в архивах, заглядывали в каждый двор, отыскивая потомков героев. И не зря. Удалось установить немало интересных фактов.
Большую исследовательскую работу провели казаки Кавказского, Ейского отделов. И я благодарен каждому из вас за этот титанический труд.
Благодаря скрупулезной работе наших казаков мы узнаем о судьбах людей, об их непростой доле, о героях, о целой эпохе, оставшейся далеко-далеко — в прошлом тысячелетии. И этот номер «Кубанского казачьего вестника» целиком решено было посвятить событиям, коренным образом изменившим политическую карту мира, событиям, исходом которых стало исчезновение четырех мощнейших империй, — Великой и забытой войне.
Атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал.