Очереди, чтобы получить статус беженца в Краснодаре: когда много людей на немногих чиновников


Не знаю, как у кого, а у меня душа болит о жителях Украины, сорванных войной со своей родной земли. Как именно они получают статус беженцев, с недоумением увидел воочию.

Постоянно общаясь с луганчанами, собирающими в Краснодаре гуманитарную помощь для тех, кто остался там, где тлеют угли войны, не раз слышал о проблемах с регистрацией в Краснодаре, с получением статуса беженцев и так далее.

Утром возле отдела миграционной службы в Карасунском округе достаточно многолюдно. Небольшая очередь, стоящая на улице, — это всего лишь верхушка айсберга. В небольшом помещении людей — как селедки в банке. Причем здесь не только жители Украины, но и смуглые мужчины из Средней Азии, армяне, грузины. Однако все же больше всего людей со славянскими чертами лица. Самая большая очередь у кабинета, где стоит прибор для снятия отпечатков пальцев.

Процедуру дактилоскопии иностранцам (хотя язык не поворачивается назвать жителей Донбасса этим словом) необходимо пройти обязательно, без нее не выдадут разрешение на временное проживание в России.

- Я уже три недели не могу откатать пальцы, — говорит Оксана из Горловки. — Когда ни придешь, всегда очередь. То аппарат для дактилоскопии не работает, то кабинет закрывается.

- В очереди на дактилоскопию стою два часа. За это время прошло всего лишь два человека. Хотя сама процедура занимает пару минут.

- Работа должна быть организована четче. Когда идет наплыв в одни кабинеты, то можно было бы направить туда сотрудников, которые в это время не загружены, — считает житель поселка Алчевска Луганской области. — Я занял очередь на дактилоскопию в девять часов утра. Сейчас почти 11 часов, а за это время прошло всего два человека. Женщина, которая снимает отпечатки пальцев, одна и работает на два кабинета.

Людмила приехала в Краснодар в июле, когда в Донбассе шли полномасштабные боевые действия. Бомбы и снаряды ежедневно сыпались на Луганск, рушились дома, гибли люди. Из пылающего города она с детьми вырвалась чудом. Ее дом сгорел дотла. 


- Приходится сталкиваться с непониманием, раздражительностью. Но все же война, от которой никто не застрахован, привела нас сюда, мы не сами от нечего делать, бросив все, приехали в Россию. Соответственно, нужно было быть готовыми к наплыву беженцев. Я понимаю, нагрузка на сотрудников миграционной службы увеличилась. Значит, нужно, чтобы работа была организована оперативнее.

- Я занял очередь в четыре часа утра и до сих пор стою в очереди, — сокрушается Владимир из Донецка. — Ладно, я пока не работаю, хотя меня готовы взять водителем, но ведь здесь немало людей, кто уже устроился на работу, и им приходится отпрашиваться.

- Мне нужно получить готовый патент, но я вынуждена записываться в очередь и часами стоять возле кабинета, где его выдают, — говорит Мария. — Неужели нельзя вывесить списки с фамилиями тех, кому патент уже оформлен?

- Мы не в обиде на Россию. Спасибо ей   огромное! Нас приняли, нам помогают оформить документы, но все же хотелось бы, чтобы работа была организована четче.

В кабинете, где проходит дактилоскопия, сотрудница объясняет причину медленной работы.

- У нас периодически зависает программа, — говорит Валентина Авлилова.

- Почему? Несовершенное программное обеспечение?

- Нет, программа работает стабильно, но напряжение в сети скачет, отсюда и зависание. Сейчас мне приходится замещать сотрудницу, у которой заболел ребенок. Тяжело, а что делать?

- Действительно, у нас были технические сбои программы «Территория», без которой мы ничего не можем делать, поскольку только она позволяет внести данные жителей Украины в базу данных, — говорит врио начальника отдела УФМС по Карасунскому округу Оксана Журавлева. — Но это было всего лишь три дня. К тому же сейчас один сотрудник вынужден заниматься и делопроизводством, и дактилоскопией, так как у другого дочь положили в больницу. Вот такая ситуация, ничего не поделаешь. Списки тех, у кого готовы патенты, вывешиваются, но люди хотят быстрее получить документы, чтобы начать работать, поэтому приезжают каждый день, составляют списки, ждут в очереди. И потом, к нам обращаются и жители Узбекистана, Таджикистана, Армении. Украинцев мы принимаем в первую очередь.

- Одно из предложений беженцев — увеличить число сотрудников, часть которых занималась бы только оформлением документов жителей Украины.

- Увы, это от нас не зависит.

Что можно сделать для того, чтобы снять часть проблем, с которыми сталкиваются беженцы из Украины? Понятно, что ожидать увеличения штата миграционного ведомства не стоит. Следовательно, нужно исходить из реалий и максимально использовать электронные сервисные услуги. Почему бы не разместить на сайте УФМС список тех, чьи патенты готовы? Тогда людям, бежавшим от войны, не придется каждый день ни свет ни заря ездить в отделы УФМС, стоять в очередях, портить нервы и себе, и сотрудникам миграционной службы.

Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»

Фото: ok-inform.ru