Одаренные и умственно отсталые ребятишки будут ходить в одну школу


Сегодня в Краснодаре откроют дискуссионную площадку для педагогов коррекционных школ. Будут обсуждать возможности обучения умственно отсталых детей в общеобразовательных школах, профессиональных учреждениях, проблемы социализации. Вопрос очень серьезный и неоднозначный.

Сегодня в Краснодаре откроют дискуссионную площадку для педагогов коррекционных школ. Будут обсуждать возможности обучения умственно-отсталых детей в общеобразовательных школах, профессиональных учреждениях, проблемы социализации.

Вопрос очень серьезный и неоднозначный.

Сейчас у нас все сильнее слышны голоса на разных уровнях, что дети, которые попадают в коррекционные спецшколы различного типа, лишаются всякого будущего: их не берут на последующую учебу, их лишают всякой надежды, из них растят потенциальных безработных и преступников. У них нет социализации. Что, мол, надо бы объединить все школы в одну, чтобы были только средние школы или гимназии. Другими словами, советский вариант образования, когда те, кто не хочет или просто не может учиться, срывают уроки и доводят учителей до белого каления. И теперь представьте, что к этим проблемам «нормальной» школы добавятся проблемы детей из специальной, коррекционной.

Когда я училась, у нас в классе из сорока учащихся около пяти человек были явно умственно отсталые. Они не усваивали программу, срывали уроки, реально тянули всех на дно. Учителя тратили бОльшую часть своего академического часа на то, чтобы утихомирить отстающих детей.

Закон Европейского парламента гласит о том, что умственно отсталые дети имеют право на посещение обычных школ, сильно играет на руку сторонникам слияния разных систем школьного образование воедино. Они не хотят присмотреться к ошибкам или слабым местам в образовании спецшкол и что-то там улучшить, они хотят, как это делали в Советском Союзе, подсадить к отличнику двоечника, чтобы последний толкал первого в плечо и списывал у него.

Мне совершенно ясно, что не хотела бы, чтобы мой ребенок учился в одном классе с умственно отсталым, на которого учитель затрачивает дополнительные средства, вместо того, чтобы концентрироваться на общей программе для здоровых детей. Больной ребенок нуждается в особенном подходе и точка.

Обучение умственно отсталых детей в обычной школе, где их проблемы и уровень восприятия информации полностью игнорируются - настоящая медвежья услуга и больному ребенку и учителю.

Учитель, которому нужно справиться с классом из 20-30 здоровых детей, лезет к вечеру на стену. А что говорить о случаях, если в такие классы должны попасть больные дети?

С другой стороны бывают дети интеллектуально сохранные, но педагогически запущенные, и в нормальных условиях они не хуже прочих. И уж точно, если ребенок сильно отстает от возрастной нормы, ему нужно специальное обучение, а обычную программу он не потянет. Точно так же и одаренные дети нуждаются в отдельной программе обучения, им неинтересно осваивать стандартную.

В то же самое время, инвалидов любого типа очень важно интегрировать в общество, и что не менее важно - нужно само общество приучать к нормальной, здоровой реакции на разных людей. Чтоб пальцем не показывали и не считали ниже себя, здоровых. Наше здоровье - штука, во-первых, относительная, во-вторых, не гарантированная и временная.

И все же в современных условиях совместное обучение способных, перспективных детей и детей с нарушениями интеллекта в школах, неприспособленных под нужды и тех и других (большие классы, малое количество времени, которое отводится на индивидуальную работу), где учителя все еще работают по старинке, - это и неоправданная нагрузка неуспевающих, и оттягивание назад успевающих.

Конечно, вопрос сложный, и ответ на него дать непросто. А что вы об этом думаете?

И. Васильева.

Специально для «ВК Пресс»