ОСАГО чисто теоретически - благо. Въехал в чужую машину, страховая компания возместит причиненный тобой ущерб. Со своей автотрамвой разбирайся сам. Но закон постоянно "сбоит".
ОСАГО чисто теоретически - благо. Въехал в чужую машину, страховая компания возместит причиненный тобой ущерб. Со своей автотрамвой разбирайся сам. Но закон постоянно "сбоит".
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», убыточность ОСАГО с учетом выплат по суду, судебных издержек и штрафов по итогам 1-го полугодия уже достигла 72 процентов, а в некоторых регионах этот показатель подошел к 100 процентам "выручки".
В ноябре две страховые компании - «Метротон» и СК «Россия» - лишились лицензий на ОСАГО.
Последняя имеет филиалы практически во всех городах Кубани. Сколько полисов купили у нее жители края, неизвестно, но, думается, немало. Владельцам ОСАГО от СК «Россия», кому не посчастливится попасть в ДТП, убытки возместит Российский союз автостраховщиков из специального фонда, формирующегося за счет отчислений страховых компаний.
По мнению президента группы компаний «Росгосстрах» Даниила Хачатурова, причин столь плачевного состояния дел в этой отрасли страхования две. Первая – тарифы на ОСАГО, устанавливаемые государством, не повышается 10 лет. В то время как цены на запчасти, ремонтные работы за это время выросли в восемь раз. Вторая – в хитроумности автолюбителей.
На сегодняшний день законодательно установлено: максимальный размер суммы выплаты по ОСАГО не может превышать 120 тысяч рублей. В реальности же редко автовладелец получает такие деньги и зачастую обращается в суд, дабы «отвоевать» дополнительные рубли. Это стало возможным благодаря введенному четыре года назад принципу прямого урегулирования убытков. Законодатели оставили возможность альтернативного обращения – как в свою компанию, так и в компанию виновника ДТП. И это обернулось так называемой «селекцией убытков», когда клиентов всеми правдами и неправдами принуждают обращаться в компанию, где застрахован виновник ДТП, а сами отказываются платить, особенно если речь идет о крупной сумме
- В Москве среди страховщиков слово Краснодар хуже матерного, - высказал свою точку зрения Даниил Хачатуров. – У вас очень «талантливые» адвокаты, которые "выставляют" на деньги как автовладельцев, так и страховые компании. В среднем они получают 70 процентов от суммы, превышающей 120 тысяч рублей. Суды у вас принимают решения в пользу автовладельцев. Средняя сумма выплат по решениям судов составляет 300 тысяч рублей. Как можно в таких условиях вести страховой бизнес?
Думается, г-н Хачатуров слегка загнул, говоря о Краснодаре, но как бы там ни было – проблема есть. Сейчас активно обсуждаются поправки к закону об ОСАГО.
Страховщики видят выход во введении безальтернативного прямого урегулирования убытков (БПУУ). Что это такое? Все очень просто: обращаться за выплатами автовладельцы смогут только в компанию, у которой купили полис ОСАГО, независимо от того, кто является виновником аварии.
Если соответствующие поправки в закон об ОСАГО будут приняты, а вероятность этого весьма велика, то в следующем году владельцам «железных коней» придется тщательно выбирать страховую компанию.
Сами страховщики говорят о том, что по мировой практике лучше всего урегулирует убытки та компания, в которой изначально покупается полис. Ведь она заинтересована в сохранении вас как клиента, а значит, и в том, чтобы урегулировать ваши убытки максимально качественно. Потому что сегодня вы купили ОСАГО, завтра КАСКО, потом еще какой-либо страховой продукт.
Действительно, логика в этом есть. Ведь сегодня на рынке страхования работают сотни компаний, среди которых попадаются аферисты. Они продают ОСАГО, но полисы их ничем не обеспечены. Расчет построен на желании автолюбитлей сэкономить тысячу – другую рублей, а так же на слабом знании законодательства нашими согражданами. Кто из нас, покупая полис, обращает внимание на сервисную структуру той или иной страховой компании? Мизерная часть автовладельцев. Крупные игроки на рынке страхования имеют либо собственные автомастерские, либо заключают договора с надежными компаниями, специализирующимися на ремонте.
Вполне очевидно, что введение системы безальтернативного прямого урегулирования убытков приведет к вытеснению с рынка недобросовестных страховщиков.
Но просто так они не уйдут и будут до последнего «пылесосить» его, обирая доверчивых автовладельцев. Так что, покупая полис ОСАГО в следующем году, не поленитесь узнать побольше информации о страховых компаний и не введитесь на "халяву".
Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»