Первым делом — не самолеты: Краснодар проиграл Ростову битву за воздух


В  Ростове  будет построен самый крупный хаб на Юге России. Краснодарскому краю не осталось ни рожек, ни ножек от заманчивой идеи.
В Ростове будет построен самый крупный хаб на Юге России. Краснодарскому краю не осталось ни рожек, ни ножек от заманчивой идеи.

Хабом называют узловой аэропорт (от английского hub - ступица колеса, центр). Проект строительства крупнейшего узлового аэропорта включен в федеральную программу подготовки к ЧМ-2018.

Узловые аэропорты, или хабы, если взглянуть на них, скажем так, поверхностно, служат для того, чтобы пассажирские потоки, стекаясь в одну точку и перераспределяясь там, расходились дальше по множеству направлений. Цель создания хабов - концентрация пассажиропотоков в определенном узле, которая позволяет повысить рентабельность перевозок, увеличить количество направлений и частоту рейсов. Такое расписание еще называют «веерным». 
 
Классический пример хаба - аэропорт Домодедово, откуда можно улететь в любую точку земного шара. Безусловно, региональный хаб никогда не сравнится с крупными аэропортами типа Домодедово или Шереметьево. Но и при этом они дают ряд преимуществ. 

- Хабы дают колоссальную выгоду: позволяет увеличивать внутренний валовой продукт создавать новые рабочие места, привлекать в регион прямые иностранные инвестиции, - считает менеджер компании «Аэрофлот - Консалтинг» Сергей Васильев.
В Южном федеральном округе на роль хаба было два претендента: Краснодар и Ростов

В последнее время чаша весов стала склоняться в пользу соседей, о чем экономисты не раз предупреждали региональные власти:
- Пока Краснодар проигрывает Ростову, - заявил на недавних общественных слушания исполнения бюджета края декан кафедры менеджмента Санкт – Петербургского института внешнеэкономических связей Борис Щепакин. – Если в самое ближайшее время край не предпримет усилий по развитию аэропорта «Пашковский» в Краснодаре, то рискует остаться позади. 

Краснодарский аэропорт соответствовал всем критериям регионального хаба: находится он на пересечении воздушных маршрутов, имеет солидный, причем постоянно растущий объем пассажирского трафика, обладает необходимой инфраструктурой.
Если взглянуть на официальные данные работы аэропортов Краснодара и Ростова, то получается такая картина. 

Пассажиропоток Краснодарского аэропорта в прошлом году вырос по сравнению с 2012 годом на четыре процента и составил 2,5 миллиона человек. Ростовчане немного отстали - 1 миллион 850 тысяч пассажиров. 

- В общем, Краснодар для создания хаба подходит лучше всего по сравнению с другими ближайшими аэропортами, - утверждал генеральный директор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев три года назад. 

Почему же тогда самый большой хаб на Юге России решено стоить в Ростовской области, а не в Краснодаре?

«Базэл Аэро» вложил средства в строительство и реконструкцию аэропортов Сочи, Геленджика и Анапы. С одной стороны, это позволило «застолбить» места в перспективных города–курортах, тем более накануне Олимпиады. С другой – отвлекло деньги от базового аэропорта. 

- К 2013 году запланировано модернизировать покрытие взлетно-посадочной полосы, построить новое здание аэровокзала площадью 30 тысяч квадратных метров.
В аэропорту Краснодара появится новый терминал. За час через него смогут пройти до двух тысяч пассажиров, - расписывала телекомпания НТК радужные перспективы в 2011 году. А что на самом деле?

3 июля заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов осмотрел объекты реконструкции аэропорта Пашковский. Нового здания аэровокзала он не увидел, как и окончания реконструкции первой взлетно-посадочной полосы.

- Выполнена первоочередная задача, стоящая перед аэропортом Краснодар, - ремонт терминала международных авиалиний, - рассказали корреспонденту «ВК Пресс» в пресс-центре компании «Базэл Аэро». - К началу летнего сезона 2013 года более чем на 350 кв. м. увеличены зоны досмотра и регистрации пассажиров, на 130 кв.м. – зона выхода на посадку, что позволяет обеспечить пассажирам более комфортные условия для ожидания вылета.

До конца этого года будет окончена реконструкция магистральной рулежной дорожки, которая временно станет второй резервной взлетно-посадочной полосой.

В рамках второго этапа будет проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы. На третьем этапе будут построены площадки для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, проведена реконструкция существующего перрона.

- Нам есть куда территориально развиваться, тогда как существующий аэропорт в Ростове-на-Дону со всех сторон зажат городскими кварталами и ему некуда расти, – заявил три года назад генеральный директор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев в интервью информационному порталу АвиаПорт.Ru.

Почему же Ростов обошел Краснодар?
Если бы Краснодар не был вычеркнут из списка городов, где в 2018 году будут проходить игры чемпионата мира по футболу, то группа Олега Дерипаски кинула бы все силы на реконструкцию аэропорта «Пашковский». Но, увы… 
...Сочинскому аэропорту никогда хабом не стать - хотя бы потому, что постоянно меняются погодные условия, очень непростая «роза ветров» серьезно осложняют выполнение полетов.
Еще один немаловажный фактор. Донской губернатор упорно «продавливал» решение о строительстве нового хаба в правительстве. Глава Кубани, похоже, искреннее надеялся, что вопрос о создании регионального аэропорта в Краснодаре – решенный.

На этой неделе сомнения в целесообразности строительства хаба премьер-министра Дмитрия Медведева рассеялись. Ранее он считал, что построить аэропорт в чистом поле очень сложно, а сдать его в эксплуатацию так, чтобы он начал принимать пассажиров летом 2018 года, — непосильно. Глава Росавиации Александр Нерадько выступил в защиту строительства хаба в Ростовской области, отметив, что вкладывать деньги в строительство действующего аэропорта Ростова бесперспективно, так как он расположен в густонаселенном районе.

В итоге: новый аэропортовый комплекс будет построен в станице Грушевской Аксайского района на федеральные деньги. Место выбрано очень удачно: рядом трасса М-4 «Дон», что позволит создать мощный логистический центр. Расходы на организацию водоснабжения самого аэропорта и близлежащих населённых пунктов поделят областной и федеральный бюджет.

Что имеем в сухом остатке? Во-первых, Ростовская область в последнее время опережает Кубань по объему иностранных инвестиций. По информации Краснодарстата, в первом квартале 2013 года общий объем иностранных инвестиций, вложенных в экономику Кубани, составил 284,2 миллиона долларов. Ростов обошел нас почти вдвое - 523,2 миллиона долларов. В ближайшие годы разрыв между нашим краем и соседями увеличится еще больше. Иностранные инвесторы без сомнений заинтересуются проектом строительства южного хаба, поскольку это высокодоходный, а главное - долговременный бизнес. 

Во-вторых, в конкуренции между регионами ЮФО Ростов усилит свои позиции по ряду направлений: сможет оттянуть серьезные средства федерального бюджета, что в условиях сокращения дотаций регионам и фиксирования федеральных программ на территории субъектов РФ приведет к сокращению доли государственной помощи в целом по ЮФО.

Значит, нам достанется меньший кусок федерального финансового пирога. 

В целом все эти факторы позволят Ростовской области с каждым годом все сильнее наступать на пятки Кубани. И как занять, не потеснит ли Ростовская область Кубань в рейтинге самых инвестиционно-привлекательных регионов России. 

Сергей Капрелов 
Специально для «ВК Пресс»