Крымск: где правда, а где ложь – не разберёшь. В поисках истины…
Случившееся в Крымске болью отозвалось в сердце каждого человека. Меньше всего хотелось думать, что «в то время, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной…», люди не смогут справиться с разбушевавшейся стихией. Но природа в очередной раз внесла свои коррективы и показала нам, насколько мы стали беспечны…
Портал «ВК Пресс» одним из первых начал передавать информацию, касающуюся случившегося в Краснодарском крае: сначала Геленджик, потом Новороссийск, а потом все узнали, что затоплен Крымск. Рассказ нашей сотрудницы Елены Бегуновой, пережившей вместе с близкими ту страшную ночь, вызвал у нас бурю негодования: как же так, почему не предупредили людей, где было всеми хвалёное МЧС, почему власть не позаботилась о людях?! Общественность захлестнула волна слухов, предположений, версий – когда у людей горе, они хотят правды…
Но правду все узнали, только когда прилетел президент Владимир Путин – причина трагедии не рукотворная. Обескураженный горем народ Крымского района не готов был верить ни президенту, ни губернатору – слишком нелепой на фоне количества погибших выглядела правда: не успели всех предупредить… Теперь все хотят знать, кто и почему не смог правильно оценить ситуацию и предотвратить столь страшные последствия, ведь уже сейчас всё чаще звучат мнения о том, что панику, фактически, раздули СМИ и оппозиция. За оппозицию мы говорить не станем, а вот от лица СМИ попробуем объясниться.
В первые часы после трагедии по Крымску региональные власти не дали никакой информации: губернатор проводил совбез в Геленджике, говорил, что Крымск тоже подтоплен, а федеральные каналы транслировали страшные картинки из погружённого под воду города и убитых горем людей. Когда стали поступать звонки из Крымска от тех, кто выжил в ту ночь, стало понятно – в крае беда, и погибших отнюдь не 9 человек, как нам всем официально заявили. Вот тогда и началась настоящая общественная истерика – социальные сети каждую секунду взрывались новыми подробностями о случившемся, а звонившие подтверждали каждое слово. Мы поставили для себя задачу проверять любую информацию, перед тем, как выдавать её на портале, но быть полностью объективными не всегда удавалось. «Трупы вывозят магнитовские фуры, здесь пострадавших не меньше 1000», - сообщали социальные сети. «Нас никто не предупреждал, не было сирен, не было смс, никто не ходил по дворам», «Глава города уехал из опасной зоны в 23.00, а дорогие машины некоторые жители отвозили в безопасные места» - это малая часть из того, что писали и рассказывали люди. Но главным стал жуткий в своей бессмысленности слух, что воду спустили специально на Крымск, чтобы отвести беду от Новороссийска… Приводимые людьми аргументы были убедительны: река полусухая, шёл обычный дождь, как и раньше много раз – откуда 7 метровая волна?!! В поисках ответа на этот вопрос люди стали обвинять других людей в спуске воды из Неберджаевского водохранилища, хотя если вдуматься – КЕМ надо быть, чтобы принять такое решение? В принципе, нашей власти бы, конечно, серьёзно задуматься, почему народ так «ХОРОШО» о ней думает…но это уже отдельная тема для разговора.
Так вот… 8 июля наш специальный корреспондент из Новороссийска Марина Краснокутская провела настоящее журналистское расследование по поводу главного слуха о спуске воды из Неберджаевского водохранилища. Даже негативно настроенные против власти специалисты говорили, что эта теория бредовая – спустить воду было невозможно. В это время губернатор держал ответ перед жителями на крыльце кинотеатра «Русь». Держал не очень убедительно…после трёх затопленных городов, десятков погибших, убитых горем людей, приезда Путина. Социальные сети взорвались гневными обличениями в адрес Ткачёва, снова поползли слухи о взорванном водохранилище.
9 июля портал «ВК Пресс» побывал в Крымске, чтобы на месте оценить происходящее. Первое, чего мы опасались, что в город нас не пустят (об этом тоже писали в соц. сетях блогеры) – но полиция даже показывала нам дорогу, не задавая лишних вопросов «кто, куда и зачем». Возле районной администрации толпы людей, доступ в здание свободный, повсюду сотрудники МЧС, ведущие работу с населением. На втором этаже, где кабинет главы района полная демократия – жаловаться можно хоть лично Ткачёву, всех принимают, всех выслушивают. Пытаемся задать вопрос по поводу выплат в размере 10 000 рублей Виктору Чернявскому, депутату ЗСК, но у него разрывается телефон от звонков местных жителей.
- С 10 июля с 11 утра начнём выдавать по 10 000 рублей адресно на дому, - бросает он нам на ходу и убегает.
Здесь же толпы журналистов, требующие разъяснения по слухам, наводящим панику в городе. Большинство из них – это федеральные независимые издания: Лента.ру, Интерфакс, телеканал «Дождь», радио «Бизнес FM» г.Москва, даже государственное телевидение Китая… Нам сообщают, что губернатор готов ответить на любые наши вопросы, и мы отправляемся на пресс-конференцию, которая по сути прошла в формате беседы и обмена мнениями. Александр Ткачёв, к тому времени, уже уволивший главу Крымского сельского поселения Василия Крутько, сообщил:
- Для мирного времени бывший глава района был неплохим менеджером, но с критической ситуацией он не справился. Я принял это решение после многих встреч с жителями города.
Главным вопросом журналистов был вопрос о том, почему не предупредили об опасности людей. Здесь глава региона также был однозначен. По его мнению, система оповещения сработала плохо, но и никто не смог оценить масштаб надвигающейся трагедии – ведь такого в этих местах никогда не было.
- Глава за 6 дней получил порядка 35 сообщений о надвигающихся ливнях. После какой смс вы, будучи главой, стали бы проводить эвакуацию? – задал губернатор риторический вопрос. – В той ситуации сложно было принять единственно верное решение. Ведь Крымску не привыкать к подтоплениям, никто не думал, что сюда придёт цунами высотой
Портал «ВК Пресс» волновал вопрос распространения слухов, и Ткачёв тоже дал на него исчерпывающий ответ:
- Похоже, в городе работают профессиональные провокаторы. Я считаю, что это кощунственно наживаться на горе людей. 24 000 человек в Крымске остались без кола, без двора, люди подавлены психологически, им надо помогать возвращаться к нормальной жизни, а не нагнетать обстановку. Пятерым жителям, летавшим на Неберджаевское водохранилище, я лично сегодня предложил снова слетать на любое другое, на которое они захотят. Вы можете отправиться на кладбище и сами убедиться, что никаких 600 вырытых могил там нет. Также я заявляю, что компенсации получат семьи за каждого погибшего, независимо от причины смерти.
Едва закончилась наша беседа с губернатором, как в здании администрации появились пятеро активистов, совершивших повторный облёт. Абсолютно негативно настроенные перед полётом люди в один голос заявили: ни на одном водохранилище спусков не было, склоны не потревожены, следов схода воды нет нигде, это наводнение, на самом деле, результат выпавших осадков.
Город приходит в себя: повсюду сушат остатки имущества, работают пожарные машины, откачивают воду, много девушек и парней – волонтёры. Они с лопатами, топорами, вёдрами помогают жителям разгребать завалы мусора, подвозят воду и одежду, раздают еду. Много людей приехали на помощь просто так, не за деньги, просто потому, что надо помогать, а не говорить. Беда объединяет, и Крымск сейчас прямое подтверждение этому.
Хочется сказать ещё вот о чём… Не дай, Боже, кому из нас оказаться в такой ситуации, и уж меньше всего хотелось бы кому из нас оказаться в эти дни на месте губернатора, главы района, главы МЧС и других больших начальников. Эта огромная ответственность мало кому по плечу… И глубокие соболезнования семьям погибших, мы скорбим вместе с вами.
Галина Титаренко.
РИА «ВК Пресс».