Родители и педагоги: кто в ответе за воспитание подрастающего поколения?


В преддверии августовского педсовета поговорим о том, кто же должен уделять значительное время воспитательному процессу - родители или школа?

В краевом министерстве образования накануне августовского педсовета провели видеоселекторное совещание с педагогической и родительской общественностью Кубани. Совещание условно назвали «Ответы родителей на вызовы времени».

Долгое время в обществе кипели страсти: кто должен уделять воспитательному процессу детей значительное время – родители или школа? Учителя кивали на родителей: мол, наше дело обучить ваше чадо, а родители кивали на школу: ничего подобного, ребенок большую часть времени проводит в стенах школы, вам и карты в руки.

Закон, вступающий с первого сентября 2013 года, четко дал определение: воспитание детей – задача не только образовательного учреждения, но и родителей. Они становятся полноправными участниками образовательного процесса.

Действительно, долгое время важная цепочка в воспитании: родители-педагог-ребенок действовали порознь. В прошлом школа могла по-доброму, но твердо управлять духовным ростом детей. Давала средства к тому, чтобы любовь к порядку и чувству долга проникли в самую глубину детского сердца. Позже воспитательный аспект школы стал вторичным. И, по наблюдениям экспертов, в стране начал отчетливо проявляться упадок общественных нравов, более того наметилась тенденция к неуклонному ухудшению ситуации. Поэтому государство и решило, собственно, вернуться к прежним истокам, изменив школьные стандарты, взяв курс на воспитание. Тем самым, дав возможность молодой поросли со школьной скамьи не только учиться читать, писать и считать, но и постигать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Но без родителей этот процесс будет неполный или же будет напоминать «лебедя, рака и щуку».

В сущности, что волнует каждую семью? Чтобы ребенок был здоров, чтобы он находился в безопасной среде и чтобы получал современное качественное образование, а потом, умный, здоровый и счастливый, без проблем поступил в престижный вуз.

Перед образовательным учреждением стоит та же задача целенаправленного воспитания, только научно обоснованная и сформулированная в соответствии с требованиями времени. Получается цель у всех одна. Только не всегда, к сожалению, семья и школа работают в тандеме.

На Кубани формируют краевой родительский совет. Его руководитель Роман Цедов отметил:

- Раньше родительская активность носила импульсивный характер. Но пришло время, когда родители должны объединиться на вызовы времени, чтобы не потерять будущие поколения. Многие родители – профи во многих областях, и их знания могут пригодиться в образовательно-воспитательном процессе. Мы нацелены на активное сотрудничество с министерством. Мы абсолютные реалисты и понимаем, что многие вопросы решатся не за один год, но готовы работать.

Министр образования и науки края Наталия Наумова отметила, что, несомненно, фундаментальные основы воспитания происходят в семье, школа лишь корректирует.

- Только сотрудничество школы и семьи даст хорошие плоды в воспитании детей. Я уверена, что если школа и семья повернутся лицом друг к другу и будут говорить на одном языке, то тогда можно будет говорить о полноценности ВОСПИТАНИЯ! Сейчас мы буквально умоляем некоторых родителей – повернитесь к своему ребенку, уделите ему время пока не поздно. Но часто становится именно поздно, – сказала министр.

Она привела конкретные примеры, когда родители становятся в тупик в общении со своими детьми. В управление образования обратились вполне благополучные мама и папа четырнадцатилетней девочки. Они хотели собрать необходимые документы для определения ребенка в закрытое специализированное учебное заведение (интернат закрытого типа), потому что самостоятельно не могут справиться с воспитанием дочери. Другая мама, у которой на воспитании трех- и пятилетний сыновья, заранее озаботилась, чтобы определить ребятишек в школу-интернат кадетского типа. И таких случаев много, когда родители не умеют и не хотят заниматься воспитанием детей. К сожалению, статистика показывает, что в последние годы воспитание в большинстве семей сводится к выполнению с детьми домашних заданий (в лучшем случае), а общение с ребенком свелось вообще к трем вопросам: Что получил? Ты поел? Домашнее задание сделал? Главное для большинства родителей - накормить повкуснее, одеть помоднее, развлечь подороже, а в перерывах между кормлением, одеванием и развлечением дети родителей раздражают.

Наталия Наумова призналась, что родительские собрания должны быть источником знаний для родителей о подростковой психологии, конфликтологии, а у нас зачастую на них решают обычные организационные вопросы. Нужно переломить эту ситуацию и привлекать на собрание специалистов-психологов.

- Сейчас родителями наших первоклассников становятся люди 82-85 годов рождения. То есть мамы и папы школьников воспитывались в тяжелые для нашего государства время, - отметила она, - у них в сознании превалирует негатив. Но на нем невозможно построить что-то доброе… Мы получаем сейчас очень сложных деток…

Родительскому активу в районах предложили обсудить очень важные вопросы. Первый: какой должна быть школьной форма. Большинство актива проголосовали за то, чтобы форма стала единой в стране, меньше – за то чтобы форма была единой для школы или класса.

Вторым вопросом обсудили вовлечение детей в молодежные субкультуры, когда авторитет родителей уходит на второй план. Большинство родителей согласны с мнением, что там, где в семье царят взаимопонимание и любовь, душевное тепло и взаимовыручка никакие молодежные субкультуры не страшны.

Третий вопрос не менее важный – медиабезопасность ребенка. Кто должен контролировать выход ребенка в сеть Интернет? Как научить безопасному поведению в социальных сетях? Эту проблему нужно решать комплексно и на государственном уровне, и в школе, и семье. Родители обязаны устанавливать специальные фильтры, программы, которые могут обезопасить детей от ненужной информации.

В министерстве образования думают о запрещении в школе мобильных телефонов и других гаджетов. Они очень мешают детям сосредоточиться на учебе.

Четвертый вопрос, который обсудили родители – как уберечь ребенка от суицидальных настроений. В крае в этом году значительно увеличилось количество суицидов несовершеннолетних. За семь месяцев этого года – 13. Половина детей, покончивших с жизнью, из благополучных, материально обеспеченных полных семей. И это прозвучало на совещание как колокол! Почему так происходит? Родители теряют связь со своими детьми, не интересуются их проблемами, а дети не могут справиться с ними самостоятельно. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа - это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени. Детям порой просто не к кому обратиться за помощью. Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок. Кроме того, дети очень тонко чувствуют, нужны ли они семье. Перед силой истинной любви рушатся любые стены, и ни о каком самоубийстве и речи не будет там, где царит гармония, доброта, и где чтятся высокие нравственные принципы!

На ежегодный августовский педсовет, который запланирован на 27 августа, решили пригласить родительскую общественность.

Инна Мочалова