Синица в руке и Журавлёв в небе: проще выполнять старые законы в сфере ЖКХ, чем заставить работать новые
Этого не может быть?
«Очень даже может», — говорят чиновники. По крайней мере, именно так позиционируют свое законодательное детище авторы проекта депутат Сергей Журавлёв и сенатор Сергей Лукин. Два Сергея предложили, ни много ни мало, «расширить субъектный состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23.1 КоАП». Что за расширение нас ждёт после утверждения проекта?
Инициатива слуг народа, как оказалось, предполагает дополненный перечень субъектов правонарушения ТСЖ, ЖСК или иными специализированными потребительскими кооперативами. При этом оговорено, что «указанные юридические лица могут быть привлечены к ответственности в виде административного штрафа за данное нарушение».
Как сказали бы в Одессе, «а что я, бедный еврей, с этого буду иметь?». А то, что в расширенный список субъектов, подлежащих наказанию, попадают ТСЖ, ЖСК и другие виды кооперативов, прежде штрафных санкций благополучно избегавшие. Ударить деньгами по ним «экзекутор» в лице государства не мог из-за прорех в законодательстве, согласно которым эти организации не обязаны информировать широкую общественность о своей профессиональной деятельности.
А теперь будут обязаны? «Да», — утверждают авторы законопроекта. И поясняют: ответственность за сокрытие информации (в том числе и в Интернете) распространяется пока лишь на организации и индивидуальных предпринимателей, «осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления».
Но ТСЖ, ЖСК и прочие виды кооперативов домами управляют не по договору! Стало быть, остаются покуда вне списка штрафуемых объектов и субъектов. Вот и пекутся Журавлёв и Лукин об утверждении вносимых в КоАП соответствующих поправок, распространяющих штрафные санкции, в том числе на ТСЖ и ЖКХ.
Представим, однако, что кооперативы новый закон проигнорировали. А этого им делать не следует: за сокрытие, неполное раскрытие либо дезинформацию ТСЖ и ЖСК заплатят штраф до 300 тысяч рублей. Финансовым «наездом», впрочем, дело может и не ограничиться: согласно законопроекту ( поддержанному, кстати говоря, правительством) за повторное нарушение «информационных правил игры» провинившемуся «светит» самый что ни на есть реальный срок — от одного года до трёх лет.
Итак, восторжествует девиз Глеба Жеглова «Вор должен сидеть в тюрьме»? В смысле, субъект (или объект), своровавший у нас информацию. А заодно и деньги вместе с ней — ведь заведомо ложные данные гарантируют дезинформаторам чистую прибыль. Точнее, грязную...
Но не спешите сушить сухари, чтобы послать на зону передачу: сажать ваших обидчиков никто не собирается. Речь всего лишь о дисквалификации прикарманившего цифры с нулями должностного лица в случае повторного правонарушения. Разочарования ждут вас и дальше.
— Надо ли вообще изобретать велосипед? — удивляется президент Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей Любовь Бахметова. — Ведь если исполнителей заставить соблюдать восьмую, девятую и десятую статьи Закона о защите прав потребителей, никаких вопросов с получением информации по оплате услуг ЖКХ у населения не возникнет. При этом, разумеется, жилищная инспекция должна чётко выполнять свои обязанности по надзору и контролю.
Выходит, любой наш закон необходимо «заставить работать». А это порой столь же проблематично, как и осуществить мечту Жеглова насчёт вора, сидящего в тюрьме. Сидит он, как правило, в мягком кожаном кресле, но это уже совсем другая история...
Вот и поправки «Журавлёва — Лукина» могут надолго лечь под сукно мёртвым бумажным грузом. Ну и толку тогда о них?..
Впрочем, законы иногда способны скрупулёзно исполняться. Но простому обывателю такое уважение Фемиды зачастую — костью в горле.
— Порядок в сфере ЖКХ и прочих проблемных структурах можно быстро навести, отменив 294-ю статью ФЗ, — продолжает тему Любовь Бахметова, — в соответствие с этой законодательной нормой проверять работу представителей бизнеса госструктуры имеют право не чаще одного раза в три года. Это связывает руки государственным надзорно-контролирующим органам, предоставляя простор для нарушений прав потребителя.
Так что у нас уже есть «синица в руке» — восьмая, девятая, десятая статьи Закона о защите прав потребителей. Поймать её — использовать во благо обывателя — властям вполне по силам.
И нужен ли теперь «журавль в небе» — прогрессивные идеи двух российских депутатов? До журавля попробуй дотянись — в смысле, обеспечь-ка нам работу юридической новации! Которая рискует утонуть в бездонном бюрократическом хламе. И все о ней благополучно позабудут...
Специально для «ВК Пресс»