СМИ запретят предавать огласке «доброе имя» коррупционеров.


В конце января профильный комитет Думы — по законодательству — рекомендовал к принятию поправки к статьям 150-152 (защита чести, достоинства и деловой репутации). Фактически предлагается уравнять понятия «недостоверной» с понятием «порочащей» информации, ввести запрет  на распространение без согласия гражданина любой информации о нем, а так же    доказывать необходимость обоснования общественного интереса для оправдания правомерности распространения информации.

В Госдуме прошло расширенное заседание комитета по информполитике, на котором обсуждались поправки ко второму чтению во внесенную еще президентом Дмитрием Медведевым новую редакцию Гражданского кодекса. В конце января профильный комитет Думы — по законодательству — рекомендовал к принятию поправки к статьям 150-152 (защита чести, достоинства и деловой репутации). Фактически предлагается уравнять понятия «недостоверной» с понятием «порочащей» информации, ввести запрет на распространение без согласия гражданина любой информации о нем, а так же доказывать необходимость обоснования общественного интереса для оправдания правомерности распространения информации.

Поправки еще летом, на стадии их разработки, вызвали недовольство представителей СМИ, и была создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли несколько федеральных изданий

Основные претензии изложены Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), представители которой планировали эти претензии вчера обнародовать. Если законопроект будет принят в таком виде, то может возникнуть множество проблем, отмечают в РАЭК. В частности, запрет на распространение без согласия гражданина информации о любых фактах его жизни может быть использован для предъявления к СМИ исков за любое упоминание физического лица, даже если это просто информация о его месте учебы или работы. В этом случае СМИ будут вынуждены по каждому такому факту публикации доказывать в суде наличие общественного интереса.

Рабочая группа предлагает компромиссный вариант — прописать, что без согласия гражданина запрещаются сбор и хранение информации об его частной жизни, за исключением случаев, когда дело касается государственных и общественных интересов, а также, если гражданин сам раскрыл по своей воле такие данные. При этом оставить существующее ныне правило, что в случае распространения недействительной информации в СМИ гражданин или юрлицо вправе опубликовать в этом СМИ ответ. И только в случае, если истцом будет доказано в суде, что опубликованные сведения опорочили его репутацию, будут запрашиваться источники информации. Ведь чтобы заставить журналистов в судебном порядке раскрывать свои источники, нужно сначала внести поправки в закон о СМИ. Слава Богу, пока до этого чиновники пока не додумались

СМИ действительно серьезно продвинулись в своих попытках блокировать поправки, поэтому и создается видимость обсуждения, но скорее всего их судьба будет зависеть от позиции фракции «Единой России », имеющей парламентское большинство.

Если поправки все же не будут приняты, то в наиболее сложном положении окажутся телевизионщики, ведь без «картинки» им никак не обойтись. Печатные и интернет издания смогут обойти закон. Например, называть только фамилию (если она, конечно, не слишком известна широкой публике). Фотографии можно заменить рисунками, но тогда пишущей братии срочно придется искать художников.

Сергей Капрелов.
Специально для «ВК Пресс».