Соль, крупа и пармезан: кто будет контролировать цены во время годового запрета на импортные продукты?
Давайте разберемся, где мы покупаем "хлеб наш насущный". Часть жителей городов и крупных станиц Кубани отовариваются в торговых сетях. «Ашан», «Пятерочка», «Лента», «О’КЕЙ» «Метро» - по всему краю. Продукты питания там продаются как иностранные, так и отечественные. Запасов импортной еды в них осталось на 20-25 дней. Что дальше? Вариантов два. Они могут стать ритейл —предателями, если встанут на путь продовольственного саботажа, объясняя сбои ожиданием бразильского мяса и аргентинских сыров и фруктов. «Магнит» не в счет. Он все же наш, доморощенный. Сергей Галицкий заявил «Коммерсанту»: мол, будем подстраиваться.
Покупатели, увидев пустые полки в крупных сетях, заголосят: «Хватай мешки, вокзал отходит!» и начнут скупать продукты питания длительного хранения, не разбирая, импортные они или отечественные.
Второй вариант. Крупные торговые сети после того, как с их полок исчезнут голландские сыры, норвежская семга и датское сливочное масло, будут вынуждены закупать их российские аналоги. В таком случае торговым сетям придется ломать годами отлаженный принцип работы. До экономического эмбарго все ашаны и ленты выдвигали два основных условия: качество товара и бесперебойный график поставок. Обращали внимание на польские яблоки в сетевых супермаркетах? Яблочко к яблочку. Смогут ли наши садоводы поставлять яблоки приблизительно одного и того же размера? Отчасти. Тогда либо сети должны смириться с тем, что яблоки будут разные и по размеру и по качеству. Хотя качество-то как раз наших яблок лучше. Встречалось ли вам польское или испанское яблоко с червячком? А в наших? Червячки живут только в плодах, не обработанных убийственной дозой ядохимикатов.
Смогут ли кубанские садоводы обеспечить постоянные поставки? Думаю, смогут. Один только «Сад Гигант» собирает в сезон около 70 тысяч тонн яблок. И это не единственное крупное хозяйство.
Предположим, что все же торговые сети согласятся брать продукцию кубанских садоводов и овощеводов. Какую торговую надбавку они накрутят?
Кроме торговых сетей есть и сравнительно небольшие магазины. Продукты питания они закупают у средних поставщиков. Они-то как раз частенько грешат завышением цен. Вспомните «гречневую лихорадку» двухлетней давности.
Дмитрий Медведев заявил о некоторых мерах, которые смогут сдержать рост цен на продукты питания. Планируется работа с поставщиками продукции, потому что от того, как они наладят работу в новых условиях, будет зависеть и состояние продовольственного рынка. В чем именно заключается эта работа, неизвестно.
Также премьер — министр заявил о необходимости наладить мониторинг цен на продовольствие. Допустим, цены вырастут. Что в этом случае предпримет правительство? Поставит на вид губернаторам. Что могут сделать губернаторы? Издать постановления о предельной торговой надбавке так называемых социально значимых продуктов питания. Такое уже у нас в крае было. В 2008 году Александр Ткачев издал постановление «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае». Постановление носило рекомендательный характер, поскольку напрямую вмешиваться в рыночные механизмы могут только, как сказано в законе «О торговой деятельности», в исключительных случаях, «если это установлено федеральными законами».
Под действие постановления тогда попали сметана, кефир, молоко определенной жирности, «социальный кирпичик». Всего восемь позиций. Месяца два — три сотрудники администрации проводили рейды, выявляя нарушителей. К работе подключились народные контролеры из «Единой России», но их пыл быстро угас. Финансовый кризис прошел, все успокоились.
Нынешний политико —экономический кризис, вероятно, не будет длиться слишком долго. Правительство ввело запрет на импорт продуктов питания на год. Хотя о том, что будет дальше, уверенно сказать вряд ли кто сможет. Год запрета нужно как-то прожить, и без контроля вряд ли удастся стабилизировать цены. Уже начались некие попытки взвинтить цены. Пока только в ресторанах, которые вот—вот лишаться элитных сортов сыра и мраморного мяса. Вслед за ними крупные и средние поставщики могут поднять цены. Кто будет все контролировать? Очевидно, сотрудники отделов торговли администраций. Полицию подключить вряд ли удастся, по крайней мере массово. Стражей порядка и так не хватает. Остается единственная работоспособная организация — Кубанское казачье войско. Сейчас казаки заканчивают зачистку Краснодара и городов — курортов, и, вероятно, после этого их бросят на новый фронт — торговый.
Сергей Капрелов
Специально для "ВК Пресс"
Фото: www.chel.aif.ru