Тряхнём стариной.
Выгляните на улицу. Вы увидите, как по ней плывёт плотный, нескончаемый поток автомобилей... Мы видим это каждый день и относимся к нему, как к явлению обыденному. Иногда машины кажутся нам похожими друг на друга, и мы даже не успеваем запомнить марки, потому что их становится всё больше и больше. Они появляются ниоткуда и также исчезают. Но так было не всегда.
Чудаки.
Ещё в начале XX века автомобиль был большой редкостью. Сегодня этим "чудом техники" никого не удивишь. Вот только кто-то мечтает о последних моделях Audi и Porshe, а кто-то разыскивает уцелевшие "Мерсы", "Газики", "Волги" и "Запорожцы" 30-х, 40-х, 50-х прошлого века. Зачем, спросите вы? Чтобы дать им новую жизнь. Не для коммерции – из любви к искусству, произведением которого в 20-м веке считался автомобиль, имеющий своё – отличное от других – "лицо". Клуб таких "чудаков" существует в нашем городе около 30 лет. Он был основан энтузиастами, имеющими автомобили и мотоциклы, которые уже тогда исчезли с городских улиц. Как правило, эти люди имеют хорошую инженерную подготовку. Знатоки автомобильной старины. Реставраторы. Занятие, скажу, вам не из лёгких. Не дающее ничего, кроме морального удовлетворения. Своим любимым делом – реставрацией старинных авто – они занимаются в свободное от основной работы время, которое урывается у дома, у семьи. Старинный автомобиль для этих людей не куча металлолома, как считают некоторые обыватели, а живое существо, впитавшее в себя тепло рук автореставратора, его заботу, настроение... Мои коллеги не устраивают еженедельных встреч за чашкой кофе. Зато их всегда можно встретить на городских праздниках и мероприятиях. Они пережили разные времена – от интереса до забвения, и наоборот. Первая акция Клуба – участие в юбилее газеты "Комсомолец Кубани" в парке им. Горького в 1987 г. Основными направлениями жизни Клуба стали: поиск техники и её реставрация, участие в жизни города, связь с ГАИ, аналогичными клубами в России и за рубежом. Повседневная работа отсеяла многих случайных людей, а из оставшихся сложился костяк Клуба.
Первые лавры.
Уже осенью 1987 г. Краснодарские автореставраторы Е. Луценко и В. Новоселецкий участвовали в съёмках фильма Г. Данелия "Француз". ...1948 год, послевоенная разруха, домой в Россию возвращается бывший боец французского Сопротивления (Сергей Шакуров), его встречает жена (Евгения Симонова) и не помнящие отца дети... Вспомнили? Потом было ещё много выставок, парадов, пробегов. К нам подходили люди, чтобы посмотреть, потрогать, а часто и рассказать где стоит и ржавеет что-то древнее, например, автомобиль Штирлица. Так постепенно парк Клуба пополнялся новыми экземплярами, приобретал известность. В прошлом в выставках участвовали все старинные автомобили, собранные из чего попало и напоминающие авто Козлевича из "Золотого телёнка" Ильфа и Петрова. Позднее от вида и качества реставраций захватывало дух, особенно у представительниц прекрасного пола.
30 лет спустя.В настоящее время члены Клуба и наши единомышленники, живущие в городе и крае, имеют более 100 старинных автомобилей и мотоциклов. Среди них имеются как отечественные экземпляры, так и техника Германии, США, Польши, Франции и даже Японии, попавшая к своим хозяевам различными путями. Кому-то досталась по наследству, кто-то купил, а кто-то просто нашёл на свалке. От дня приобретения до "выхода в свет" проходит немало времени. Настоящий коллекционер старается воссоздать машину в первоначальном виде. Изучаются хроники, фотографии и другие материалы из истории конкретного авто. Ведётся поиск или изготовление недостающих деталей. Затем начинается работа над шасси, двигателем, кузовом... Отделка салона, придание автомобилю первоначального блеска и многое другое. Мало сохранить только внешний вид – механизмы и все детали должны быть такими же, как и много лет назад. Стёкла фар, ручки дверей, приборы, шины... За прошедшее время моими коллегами отреставрировано около 10 ретро автомобилей. В их числе две ГАЗ-21 Владимира Пасько, ГАЗ-21 и Москвич 403 Владимира Шендель, Mercedes 290, Volkswagen Kafer 1300 и мотоцикл BMW Игоря Потоцкого. На очереди Mercedes 170V и Fiat-500 Topolino. Мы из прошлого. Большое внимание уделяется тематике Великой Отечественной войны. Клуб ищет автомобиль ГАЗ М1 (эмка). В августе-декабре 2007 года члены Клуба И.Потоцкий, В. Крутько, М. Пахно принимали участие в реконструкции событий военного времени – Освобождении Ростова-на-Дону и прорыве Миусского укрепрайона на автополигоне СКВО (Северо-Кавказского военного округа) в пос.Чалтырь. ...Бой начинается с артобстрела. Грохот и воздушная волна заставляет вжаться в землю. Передёргивая затвор винтовки образца 1938года, понимаю что чувствовал мой отец в далёком сорок первом... Вот один из мотоциклистов противника остался висеть на руле своего ВМW в десяти метрах передо мной... Другой, стреляя из пулемёта, не даёт поднять голову, но с помощью роты казаков и подоспевшего ЗИС-5 с пушкой встаём и идём в атаку, расстреливая последние патроны... Противник оттеснён, взят в плен, а мы, разгорячённые боем, попадаем под холодные струи дождя. Перебравшись в огромную артиллерийскую палатку вместе с ветеранами войны, "казаками", "немцами" едим гречневую кашу с мясом, пьём наркомовские 100 грамм и поём "Катюшу"... Вот уже несколько лет автомобили Willis MB Владимира Хейсина, ГАЗ-67Б Ильи Кириакова и Вадима Рафаилова, ГАЗ ММ Максима Пахно и трофейный DKW-350 Константина Бусарева 9 мая открывают городской военный парад в честь самого главного праздника России – дня Победы.
...Солнечное утро 9 мая 2012года, 09.00 ч. утра.
Наша колонна из нескольких Виллисов,Газ-67Б, ГАЗ-АА и ЗИС-5 с противотанковой пушкой занимает своё место на праздничной театральной площади. Позади месяц упорной подготовки ретро-техники, поиск нужного сорта бензина(А-80), военной формы для нашего боевого товарища лейтенанта медицинской службы Ниночки Рябовой и других бойцов. До начала парада ещё час. К нам постоянно подходят знакомые и незнакомые люди с детьми и цветами поговорить, сфотографироваться и потрогать руками автомобили, на которых воевали их отцы и деды. ...В10.00 ч., одетые в солдатскую форму, держа дистанцию в одну машину, вместе с ветеранами объезжаем выстроенные на площади войска Краснодарского гарнизона, подразделений МВД, казаков. Вечная память и слава отстоявшим свободу и независимость нашей Родины!
Жизнь прекрасна!
Как хорошо весной войти в гараж, накачать "пустое" переднее колесо старинного автомобиля и, вдыхая запах цветущих деревьев, задуматься о том, что можно сделать с машиной после долгих лет реставрации. Оставить в домашнем музее-гараже или придумать что-то поинтереснее? Выбираем последнее – пробег своим ходом 2-х свежеотреставрированных машин и группы поддержки в Ростов на Дону, для участия в RETRO MOTOR SHOW. Количество будущих участников проекта постепенно выросло с одного экипажа до восьми: Volkswagen Kafer 1300, два Газ-67, две Газ-21 и Газ-24, Willis MB и даже ТПК (транспортёр переднего края). Всем было объявлено, что отказавшие в пути машины будут оставлены до возвращения на месте поломки. За несколько дней до отъезда количество экипажей уменьшилось до четырёх. Причин несколько: не отпустила жена, обнаружилась страшная неисправность в виде 2-х нуждавшихся в замене водяных шлангов, а также мнение, что ехать в электричке спокойнее. За день до отъезда остались самые надёжные – "Жук", Газ-67, запасной ГАЗик в кузове японского грузовичка и группа поддержки на оранжевой ВАЗ-05. В качестве средства передвижения выбираю Газ-67 моего коллеги Ильи Кириакова, автомобиль обязывает быть в "образе", поэтому мы взяли военную форму и плащ-палатки на случай дождя. Заложен в холодильник "экстра завтрак" – замороженные пельмени. Подъём в 4 утра, в 5 – выезд из города. Съехав на М4 под Динской и не дождавшись ГАЗ-24-й, с крейсерской скоростью 70 км/ч включаемся в ритм дороги. В основном, обгоняет нас – "Газик", а не Mercedes. Все знают, где будешь, если тише едешь? Правильно – на месте и вовремя. Под Кущевской останавливаемся у памятника погибшим в годы Великой Отечественной, разворачиваем флаг, минута молчания, и снова вперёд. Вот и граница Ростовской области. Работники ДПС необычайно благожелательны и любопытны. Фотографируемся с ними и выходим на связь с организатором мероприятия - ростовским коллегой Александром Ширинг. Перед Ворошиловским мостом попадаем в жуткую пробку, от которой не застрахован никто... Ещё один сеанс связи, и нас встречает жёлтый Ford Mustang, с которым наша маленькая колонна добирается до пункта назначения – парка Островского. Под аплодисменты зрителей и коллег из России, Украины совершаем круг почёта. По-военному быстрый выезд из кузова второго Газ-67, и мы останавливаемся в кругу "джипарей" (любителей джипов). После пресс-конференции на конкурсе Hippie Time наш "Жук" признан лучшим. В перерывах между конкурсами и выступлением многочисленных групп, осматриваем технику коллег, среди которых выделяются отлично отреставрированные Opel Admiral, Opel Kapitan 1940 года, мотоциклы BMW R75, BMW R35, двухцветная Волга Газ-21, ЗИЛ – 111 и "жертва самовыражения" – украшенный по вкусу владельца инвалидный автомобиль CMЗ (моргуновка). Ближе к вечеру, испросив у организаторов разрешения, ставим палатки, разжигаем костёр и готовим шашлык с красным вином. Ночью в палатки проник враг – злющие ростовские комары, которых выгоняем плащ-палатками. Пригодились всё-таки!
Утром подъём, зарядка, шашлык, но уже без вина – скоро за руль. Снова продолжаются конкурсы по вождению, парковке, "американцы 60-х – 70-х" жгут резину, отрываются глушители, шарахается народ... Затем выдерживаем приятную "осаду" хорошеньких ростовских барышень. В 15 часов красочная колонна, сигналя, выезжает на центральную улицу города. Передохнув в одном из парков, возвращаемся на место проведения шоу. Начинается награждение участников ретро-фестиваля, после которого нас снова ждёт дорога, встреча с краснодарскими байкерами, красивейшие кубанские пейзажи и вечерние огни Краснодара.
Валентин Новоселецкий.
Специально для «ВК Пресс».