Транспортная карта ограниченного действия


Нужны ли горожанам транспортные карты для проезда в маршрутках и какова цена обещаниий администрации Краснодара?

Краснодар. Стандартная картина: пассажиры, садящиеся в маршрутное такси, роются в поисках мелочи. Тем, кому повезло забить сидячее место, передают деньги стоящим своим собратьям. Последние, едва удерживаясь на ногах при торможении и резких поворотах, предают деньги водителю. Виртуозы, сидящие за рулем, одним глазом смотрят на дорогу, другим – на мелочь. Отдав сдачу, водитель снова отвлекается, укладывая деньги в специально приспособленный коробок: десятки - к десяткам, двушки - к двушкам.

Слава Богу, скорость движения в центре черепашья, поэтому водители успевают вовремя нажать на тормоза. В противном случае счет ДТП шел бы на десятки.

В Москве или Питере картина иная: подавляющее количество пассажиров при входе в такси прикладывают карточку к валидатору (считывающему устройству, автоматически снимающему деньги с карточки). Исключение в больших городах – приезжие. Они расплачиваются наличкой.

Какая из схем оплаты более удобная? Этот вопрос мы задали людям, стоящим на остановке маршруток в районе Сенного рынка.

Ольга, менеджер:

- Карточка удобнее. Не надо лезть в сумку в переполненном автобусе, выуживая мелочь.

Светлана, студентка:

- Конечно, карточка. Без вариантов. У меня есть льготная транспортная карта. В троллейбусах и трамваях я могу ею пользоваться. А в маршрутках – нет. Надо сделать так, чтобы ею можно было пользоваться во всех видах общественного транспорта без исключения.

Вадим, разнорабочий:

- Мне все равно, карточкой расплачиваться или наличкой.

Олег, программист:

- Карточкой - однозначно. Ребята, 21 век, а мы все живыми деньгами платим.

Ирина Георгиевна, пенсионер:

- Карточка, конечно, удобнее. Если бы еще на нее льготы распространялись, было бы замечательно.

Как видно из этого мини-соцопроса большинство краснодарцев предпочли бы оплачивать проезд в маршрутках карточками. Тем более, такая возможность есть.

- В Краснодаре куплено 150 тысяч транспортирных карт, - рассказала заместитель начальника отдела планово-экономического управления транспорта краснодарской мэрии Галина Шешина. – Ими пользуются хотя бы раз в месяц 80-85 тысяч человек.

Получается, что базовый инструмент - транспортная карта - есть. Есть и желание пассажиров использовать ее при проезде в маршрутных такси. Так чего же не хватает? Думается, политической воли «отцов» города.

В соседнем Ростове-на-Дону в конце августа — начале сентября в маршрутных такси начнется установка бортовых терминалов безналичной системы оплаты проезда, сообщает ИА «Вon news» со ссылкой на директора городского департамента транспорта Сергея Посохова.

- Нас упрекают, что мы не повышаем тарифы на услуги автобусов малой вместимости. Такая ситуация возникла потому, что мы не можем в точности просчитать доходную и расходную часть АТП. Поэтому тариф остается на прежнем уровне. Внедрение новой системы позволит рассчитать экономически обоснованный тариф для маршруток. В автобусах большой вместимости посчитать выручку довольно просто, а маршрутках - нет, — пояснил чиновник.

Вот оно как у соседей–то. Они задались целью рассчитать экономически обоснованный тариф для маршруток. А по какому принципу в Краснодаре рассчитан тариф? Скорее всего, «от балды». Повысилась стоимость проезда в автобусах и электротранспорте, РЭК дал добро на увеличение цены поездки в маршрутках. Просчитывали ли тариф в ведомстве Сергея Милованова или нет? Да, черт его знает! Скорее всего, накинули где по два - четыре рубля, где по пять.

- Мы только за введение оплаты проезда в маршрутных такси транспортной картой, - рассказал корреспонденту «ВК Пресс» президент некоммерческого партнерства «Союз транспортников Кубани» Николай Мельников. – Я вижу здесь одни плюсы: удобство для пассажиров, снижение аварийности и прозрачность. Если в электротранспорте и автобусах большой вместимости мы понимаем, каков там пассажиропоток и можем перебросить, к примеру, трамваи на более загруженные маршруты, то в автобусах малой вместимости какая–либо информация для анализа отсутствует напрочь. Сегодня никто не знает, сколько денег собирают водители маршруток, о каких доходах они отчитываются перед налоговой службой.

Обратимся к интернету. Забиваем в «поисковике» фразу: «Краснодар, транспортная карта». Среди списка сайтов нахожу «ЖК», где говорится: «Оплачивать проезд в маршрутных такси Краснодара с 1 января 2013 года, возможно, будут с помощью транспортных карт. Сейчас специалисты администрации краевой столицы и Союза транспортников Краснодара рассматривают варианты технического оснащения автобусов малой вместимости для введения новшества. Валидаторы будут, скорее всего, устанавливать на поручнях. Данные с него будут поступать на монитор, расположенный рядом с водителем - на приборной панели».

А какое сегодня число? И где те маршрутки с валидаторами? Впрочем, к пустым обещаниям чиновников краевого центра все уже привыкли и не принимают их всерьез. Чего только стоят одни разговоры о проекте «Краснодарский транзит».

Если все «за», то кто же «против»?

- Мы и так еле-еле выполняем план, - жалуется водитель 65 маршрутки Игорь. – А если ввести систему оплаты транспортной картой, то 10 процентов будут забирать себе тот, кто является хозяином терминалов.

- Действительно, 10 процентов с каждой поездки автоматически снимается на сервере оператора, - поясняет президент «Союз транспортников Кубани» Николай Мельников. – Это же бизнес, поэтому фирма «Кубанские платежные системы — Краснодар» не может бесплатно оказывать услуги.

Что же имеем в итоге? В Ростов цивилизация приходит быстрее, чем в Краснодар. Хотя на совещаниях в краевой администрации и Госбанке постоянно говорят о необходимости увеличения потока электронных денег и уменьшения хождения наличности. Получается, у нас говорят, в Ростове – делают.

Сергей Капрелов

Специально для «ВК Пресс»