Трагедия, произошедшая в московской школе, для Краснодара затмила даже Эстафету Олимпийского огня. Об этом только и говорят.
Трагедия, произошедшая в московской школе, для Краснодара затмила даже Эстафету Олимпийского огня. Об этом только и говорят. Какой надлом произошел в душе ребенка, который заставил его взять в руки оружие и без сожаления расправиться с людьми? Психиатры и психологи предварительно уже высказались по этому поводу: у мальчика возникло нервное расстройство, переросшее в неконтролируемую агрессию.
Сейчас школьника направили на психиатрическое освидетельствование.
В России такой случай произошел впервые. Подобное характерно для Америки, где только в начале этого года произошло пять вооруженных нападений на учебные заведения в различных штатах. Самый громкий инцидент, после которого американское общество задумалось о запрете или ограничении оружия, произошел в 2012 году. Тогда бывший ученик расстрелял 28 школьников младших классов.
Забить до смерти бабушку, которая «достала» своими нравоучениями, убить топором родителей, которые не давали спокойно играть в компьютер, зверски избить одноклассника, а потом выложить об этом видео в Интернет — это уже современную Россию не удивляет, несмотря на чудовищность преступлений и растущую в геометрической прогрессии подростковую жестокость...
Напомним хронологию вчерашней трагедии. Десятиклассник московской школы в полдень подошел ко входу своей школы. Охранник, увидев у ученика в руках винтовку и ружье, заблокировал турникет. Подросток направил оружие в лицо мужчины, и ничего не оставалось, как пропустить. Охранник успел нажать тревожную кнопку.
Тем временем мальчик прошел в свой класс, в котором шел урок географии, и выстрелил в учителя. После убийства он обратился к своим заложникам (24 школьника) со словами, что будет сейчас рассказывать им о смысле жизни. К тому времени подоспели полицейские. Они вошли в двери класса, десятиклассник открыл огонь по ним. Одного убил, другого тяжело ранил.
Для того, чтобы уговорить школьника сдаться, вызвали его отца. Сначала он говорил с сыном по телефону, потом вошел в школу в бронежилете. Они говорили сорок минут. Группа захвата воспользовалась этим и обезвредила ученика.
Теперь о личности школьника. Он — круглый отличник, в начале учебного года прошел тестирование по истории, результат один из лучших в школе. Мальчик шел на золотую медаль. Однако друзей в классе у него не было, одноклассники отзываются о нем, как о «тихоне, человеке-тени», в младших классах «плакал из-за троек».
Стало известно, что его отец — бывший работник ФСБ. Он законно владел винтовкой и ружьем, часто брал с собой сына пострелять. Вначале говорили, что подросток совершил убийство учителя из-за мести, конфликта. Якобы географ поставил ему «четверку» или грозился поставить, что помешало бы его медали за одиннадцатый класс.
Но это лишь домыслы, настоящие мотивы, толкнувшие ребенка на страшное преступление, изучает следствие. Учителя географии коллеги характеризуют как доброго, уравновешенного, неконфликтного, у него остались молодая жена — учительница в этой же школе, и маленький ребенок. У погибшего полицейского сиротами остались двое детей.
Произошедшее вызвало широкий общественный резонанс. Мэр Москвы Собянин поручил проверить безопасность всех школ столицы. Его стали дублировать и многие министерства образования в регионах России. На Кубани тоже начали проверять школы на наличие «тревожных кнопок» и охраны. Депутаты обсудили вопросы ограничения владения оружием гражданами России. Председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила о необходимости ужесточить контроль за хранением оружия. Она сказала, что в России насчитывается более 6,5 миллиона владельцев огнестрельного оружия. В прошлом году выявили 330 тысяч нарушений в его хранении. Халатность и приводит к таким трагедиям.
КПРФ предлагает ввести во всех школах профессиональную охрану в лице сотрудников полиции. Как теперь казнит себя отец-фсбэшник, что оружие стало так доступно сыну? Отчего благополучные дети, отличники становятся кровожадными преступниками? Почему подрастают дети, поколение которых имеет проблемы с ценностной ориентацией? Вопросы по большей части риторические. Мы все знаем на них ответы.
Детская преступность — беда общества. Падение нравственности, бездуховность, мутация таких понятий, как стыд, страх, добро, зло, отсутствие жалости — вот лишь немногие причины. Пока современные дети будут предоставлены сами себе, без тепла домашнего очага, без чувства защищенности от внешних раздражителей, без понимания родителей, невозможно будет говорить о стабилизации у нас детской преступности. Очень трудно понять, как подростки могут чувствовать себя так плохо, ощущать себя настолько потерянными, нежеланными и одинокими, что сила жизни начинает работать разрушающе.
Многие стали говорить о том, что московский школьник реальное общение подменял компьютерными играми, что накануне он выложил в социальную сеть видеоролик с ужасными последствиями стрельбы из винтовки. Да, жестокие игры могут спровоцировать агрессию у учеников, нервное возбуждение, но чтобы толкнуть на убийство — вряд ли.
Психологи говорят о совокупности причин агрессии школьников. Спровоцировать могут и жестокие компьютерные игры, и взаимоотношения в школе с одноклассниками. Ведь не секрет, что в детских коллективах, в классах творится порой страшное.
Спросите любого школьника, и вам скажут, что нашумевший сериал «Школа» режиссера Гай Германики — это про взаимоотношения с одноклассниками. Самому ребенку порой очень трудно справиться с тем, что его коллективно презирают, травят или устраивают «темную». Родителям об этом не говорят, потому что нет доверительных отношений в семье или по другой причине. А учителя тоже не хотят регулировать детские конфликты. «Оно нам надо? Пусть родители этим занимаются». Очень часто закрывают на это глаза.
Ребенок становится заложником ситуации. Его ежедневно обижают, тюкают, унижают в школе, дома требуют хороших оценок. В какой-то момент наступает срыв... Психологи единодушны в том, что причинами подростковых срывов являются процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. Перегрузки и строгие требования, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом — напряжение, которое не всякий взрослый сегодня выдерживает. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача в таком возрасте равносильна краху, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт и желание избавиться от всего и сразу.
То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий напрямую связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы. А система образования ныне такова: учебный процесс не соответствует экзаменационным требованиям. Детей не учат, а натаскивают на ЕГЭ. Учителя сами в этом признаются — «мы учим правильно выполнять тесты, потому что от этого зависит их успешное выполнение ЕГЭ». Нагрузки страшные. Дети в постоянном стрессе: потому что ничего не успевают, объемы информации, которые они должны усвоить, часто не соразмеримы с возрастом и физиологией. И очень часто школьники не понимают, чего от них хотят, когда оценивают их знания.
Баллы ЕГЭ часто становятся судьбоносными. На кон поставлены дальнейшая жизнь, карьера и, к сожалению, как часто бывает, отношение родителей. Несомненно, жизнестойкость прививается в семье. Именно родители должны понимать, любить, давать запас душевных сил. Создать в семье оазис спокойствия и безопасности.
По-видимому, этого и не было в семье московского школьника. Вот об этом нужно говорить, а не устраивать тотальные проверки охраны школ. Что и говорить - чаще всего она безобразная. В охранники идут глубокие пенсионеры или приезжие. Их абсолютно никто не проверяет: судимы ли, есть ли странные наклонности? А по большому счету, если кто-то задумал недоброе, его не остановит даже самая профессиональная охрана.
Об этом говорят и сами учителя. Комментирует завуч одной из краснодарских школ Инна Тетерина:
— Да, в школе есть «тревожная кнопка», в вестибюле находится видеокамера. По новому закону охранник должен пропускать в школу только при наличии документа, записать все данные в журнал, сопроводить человека к учителю или директору или же вызвать преподавателей в вестибюль. Но это правило часто не действует. Родители начинают «качать права»: мы всегда ходили к учителю беспрепятственно и будем. Но с другой стороны, если кто-то захочет пройти и натворить бед, он просчитает все наперед, и ничто не спасет. Не думаю, что в американских школах плохая охрана — и, тем не менее, несчастья происходят с завидной регулярностью. Запретить свободное ношение оружия — вот это действенно. Если бы у нас сейчас каждый второй имел право на оружие — мы бы заткнули Америку за пояс. Посмотрите, сколько таких случаев на дороге.... Вообще — это ужасно, бесконтрольное хранение оружия, халатность отца привела к таким печальным последствиям. По моему мнению, причиной трагедии стала равнодушие взрослых к накапливающимся проблемам подростка. Родители, учителя должны были забить тревогу раньше, до того момента, когда у ребенка случился срыв. Телевизор, Интернет, жестокие игры, бесконтрольность делают свое отрицательное дело. А по поводу загруженности отличников — отличники бывают разными: кому-то в радость и легко даются знания, а кому-то, действительно, все дается с трудом, но родители ставят высокие планки и ребенок тогда мучается, требует оценки... С мотивами — все непросто. С современные детьми сейчас очень трудно работать...
Инна Мочалова
Специально для "ВК Пресс"