Уроки диалектики, или Все познается в сравнении: о людях с инвалидностью
Так сложилось в моей жизни, что я работаю в общественной организации инвалидов, преподавала в колледже предмет «Социальная защита инвалидов» и веду уникальный проект в школах «Уроки доброты».
Итак, многолетний жизненный опыт и личные наблюдения привели к парадоксальному на первый взгляд выводу — инвалиды нужны обществу. Инвалиды появились на самом раннем этапе его развития и сопровождают поныне. И если инвалиды есть, то для общества они несут
Во-первых, в сравнении познаётся ценность того, что мы имеем. Сравнение — правая рука опыта. Общение с глухими людьми дает понять слышащим, какая же это радость — наслаждаться полной гаммой звуков. Общение с немыми людьми убеждает говорящих в ценности устной речи. Общение со слепыми заставляет зрячих осознать всё великолепие красок и оттенков. Общение с колясочником показывает, какое это счастье — самостоятельно передвигаться и владеть свободно своим телом.
А дамочкам вообще необходимо пройти тренинг «Сравни и почувствуй». Они, недовольные своей фигурой, формой ног и неэталонного вида талией, должны быть на седьмом небе от счастья, что эти ноги вообще наличествуют, что они ходят, бегают, а у некоторых даже прыгают. А далекий от эталона торс может поворачиваться и наклоняться.
Вот почему совместное обучение здоровых и
Я — продукт такого инклюзивного обучения, причем начиная с детского сада, и считаю, это самый интересный и лучший урок длиною в двадцать лет, который усвоила на отлично!
И, наконец, последнее умозаключение. К старости надо готовиться заблаговременно и осмысленно. Старость и инвалидность идут рука об руку очень часто. Старость — естественный процесс, естественный ход времени и жизненный биологический путь. Нет ничего трагического в том, что исправная работа организма с течением десятилетий затухает, что возникают проблемы. Общаясь с инвалидами с первых дней своей жизни, человек признает таких людей: с физическими ограничениями, с отсутствием нормального функционирования, однако с полноценным участием в жизни общества. Люди здоровые должны видеть и понимать (невольно запоминать), что можно развивать адаптивные и компенсаторные механизмы. А затем, когда придет нужда и подобные ограничения, то всплывут эти воспоминания и окажутся чрезвычайно полезными. И средства технической реабилитации: коляски, трости, слуховые аппараты, ходунки - не будут восприниматься как нечто обременительное, а окажутся необходимыми и полезными.
Ну что, я убедила, что инвалиды нужны обществу и приносят пользу только одним фактом своего существования? И чем выше будет степень их интеграции в общество, школы и детские сады с инклюзивным обучением, тем уроки жизни будут усваиваться легче и эффективнее. В природе и обществе ничего не происходит зря.
Татьяна Чурбанова
член Союза журналистов
Фото: bank-of-ideas.ru