«Время ангелов»: грандиозный проект в Краснодаре


В Краснодарском Художественном музее имени Федора Коваленко в самом разгаре выставка «Время ангелов. Шедевры английской гравюры XVIII». Похоже, она не пользуется большим спросом. А зря.
Вниманию краснодарской публики представлены шедевры из серии «Библия Маклина». Немного об этом грандиозном проекте, как сказали бы сейчас. Томас Маклин начинал обычным продавцом графики и картин, но любовь к искусству и амбициозность сделали из него самого известного издателя своего времени. Он не только смог организовать такой масштабный проект, используя фрагменты из Библии, но и разработал специально для этого новый вид бумаги и новый шрифт, привлёк для работы над проектом лучших художников современности: Филиппа Джеймса де Лутербурга, Уильяма Гамильтона, Джона Опи, Бенджамена Уэста и других. До сих пор «Библия Маклина» является самым амбициозным изданием, выпущенным в Великобритании.

Полная серия гравюр — редкое явление, и далеко не каждый музей мира может похвастаться его наличием. Жителям и гостям Краснодара повезло больше остальных, и их вниманию представили художественную выставку «Время ангелов» - это именно полная серия гравюр! Название для выставки было выбрано не просто так. Ангелы — символ христианского искусства, они божьи посланники, которые хранят человека и защищают его от всех бед. Время, описанное в Библии, — это время божественного влияния, эпоха расцвета всех небесных сил. Тема ангелов волновала всех художников во все времена, ведь это символ добра и света. И, конечно же, художники, творившие для издания Томаса Маклина, не могли обойти их стороной. На выставке можно увидеть немало картин с изображениями ангелов.

Работы выполнены в технике резцовой гравюры. За счёт этого все детали чётко прорисованы, а сама картина лишается холодности. Стоит сказать, что гравюры действительно очень теплы и приятны. Даже сцены битв не вызывают страха, ужаса или отвращения. На гравюре «Вознесение Илии» (художник Филипп Джеймс де Лутербург, гравер Уильям Бромли) очень ярко и точно выделена резьба на карете ангела, а вспышки света добавляют гравюре больше солнечности и лишний раз показывают возвышенность и божественность происходящего события. Так же яркость света сыграла свою роль и на гравюре «Волшебница из Аэндора» (художник Бенджамен Уэст, гравер Роберт Шипстер), она отделяет главную героиню от остальных персонажей и чётко определяет её принадлежность к божественному.

Очень выразительными получились и лица изображаемых персонажей, которые сразу же задают тон всей композиции. На гравюре «Христос усмиряет бурю» (художник Филипп Джеймс де Лутебург, гравер Уильям Бромли) лица персонажей выражают страх и надежду, которые и придают ей общий характер ожидания чуда. Гравюра «Видение Даниила» (художник Уильям Гамильтон, гравер Франческо Бартолоцци) символизирует собой мощь божественного начала, которая ясно читается в лице ангела. И, конечно же, нельзя не испытать жалость и сочувствие, наблюдая за сценой, сложившейся на гравюре «Плач Иеремии» (художник Филипп Джеймс Лутербург, гравер Уильям Берн).

В целом, чтобы действительно прочувствовать атмосферу, нужно лично побывать на выставке. За время экскурсии я ощутила всю гамму чувств и эмоций. Где-то это были печаль и сочувствие, где-то, наоборот, спокойствие и умиротворение. Гравюры выполнены в настолько мягких тонах, что сглаживаются любые проявления крайности.

К сожалению, выставка эта, похоже, не пользуется большим спросом, потому что пустоту выставочного зала рассекали немногочисленные одинокие люди, вероятно, поклонники английского изобразительного искусства. А зря. Она может понравиться не только почитателям христианской традиции или ярым поклонникам Книги книг — ведь картины выполнены по сюжетам, знакомым всем и каждому, а талант мастеров не может не оставить приятного следа...

Виктория Мнацаканова
Специально для «ВК Пресс»
Фото Родиона Харламова

Похожие материалы