Всеволод Богданов: Журналистика умирает? Да здравствует журналистика!
— Я вспоминаю, как защищал диплом в Ленинградском университете. У меня был руководитель диплома —
Но вдруг получил отпор от Гусева, который заявил: «Вы циник, молодой человек. Как вы могли! Вы пришли в нашу профессию, я вам так доверял, ценил вас. А вы запихнули журналистику
Все оппоненты сказали, что это лучший диплом за последние 10 лет. Мой диплом отметили, и по творческой части, и по части этих выводов. Но прошло время, я уже поработал в газетах, на телевидении, поработал чиновником. И снова встретился уже в Москве со своим бывшим руководителем диплома, и мы с ним нашли общий язык, сформировали общее отношение к профессии.
Журналистом, конечно, надо родиться. Но позже становиться им осознанно. Через образование, прежде всего.
И в этом плане я благодарен Ленинградскому университету, потому что там получил замечательное образование по части истории, литературы, филологии.
— Ну, это как база. А как Вы пришли к практической журналистике?
— Потом, конечно, была большая школа в самом Ленинграде — и в партийной журналистике, и в комсомольской. В молодежной газете «Смена», на высокопрофессиональном Ленинградском радио, где работали журналисты еще со времен блокады. Жанр радиофильма они подняли на такую высоту! Были фильмы Визбора, я был ими безумно увлечен. Но радиофильмы, которые делали ветераны Ленинградского радио, они были трагические или драматические, но с такими сюжетами, они настолько влияли на молодое поколение!
Поэтому у меня отношение к профессии журналиста как к
Очень важно, чтобы ты никогда не предал профессию, чтобы не предал своих читателей, зрителей, слушателей, чтобы они тебе верили. Я могу одним гордиться: ни разу ни одна моя публикация не опровергалась. Какой бы материал у меня ни был — в перестроечной «Советской России» или в «Магаданской правде», на радио или на телевидении — у меня никогда не было ошибок, даже в инициалах, даже в знаках препинания. Настолько для меня было важно соблюсти доверие.
— Значит журналистом надо родиться, и надо расти, и постоянно развиваться. То есть невозможно остановиться на
— Да, им невозможно становиться один раз, надо становиться всю жизнь.
— Вопрос второй: журналист
— Разница потрясающе принципиальная. Потому что журналист
— Помню, «Московские новости», «Известия».
— Да, я счастлив, что такое случилось. Но главное — существовало понятие — «действенность». Вот ты выступил. Ради чего? Изменилось
— То есть подтверждали?
— Еще как! Доказательство: если мы не научимся
— А в
— Особенно нулевые. Больше публикаций такого парадного свойства. «Вот я журналист, я имею позицию, свою точку зрения. Вот как я великолепно, классно выступаю, я все могу, дать любую оценку, вне зависимости от того, занимался этой темой или не занимался. Это мое мнение». Вот — это и есть журналист нулевых, который имеет свое мнение по любой проблеме.
— То есть это уже
— Да. В
— Понятно. Так что разница не просто принципиальная, а очень принципиальная. Следующий вопрос. К какой категории коллег относится ваше крылатое выражение «И правду напишет, и деньги возьмет»?
— Это я однажды сгоряча сказал на конгрессе журналистов в Москве. Сказал, чтобы
— Но к какой категории
— Да. Есть журналисты, которые, несмотря ни на низкую зарплату, ни на сложные отношения с властями, с сильными мира сего, все равно остались самими собой. Поэтому эта фраза больше выражала некий сарказм по отношению к нам самим.
— Все так и восприняли ее.
— Я думаю, что остались журналисты, которые никогда эти деньги не брали. За годы, с начала
Но потом вдруг обнаружилось, что свобода слова во многом подменена свободой слуха. Как Лидия Графова сказала, умная наша коллега, сегодня мы не разобрались, как свобода слова была заменена свободой слуха. Слышать власть, сильных мира сего. Что хочу, то и буду слышать. И вот с этого момента многое стало меняться не в нашу пользу и не в пользу интересов общества.
А следом появилась еще другая формула: свобода принятия решения. Одна журналистка, которая создала большой портал на Урале, мне прямо сказала:
«Если свобода, так она до конца свобода. Я печатаю то, что мне выгодно, мне и моему СМИ». Такое понятие свободы, конечно, вызвало трагические последствия в информационном пространстве России.
— Остаются ли в силе редакционные традиции: многообразие жанров, коллегиальные решения, конкурсы заголовков
— Многообразие жанров, коллегиальные решения, поиск заголовка — все это пропало. И это — после многообразия жанров, которое было всегда в журналистике… Естественно, мечтали, когда осваивали профессию, напечатать очерк, статью публицистическую, фельетон. Сегодня никто об этом не думает. Сегодня главный жанр — это особое мнение. И на телевидении, и на радио, и в газетах. И это, к сожалению, принизило нас, сделало убогими, примитивными. Самое главное, наше «особое мнение» сегодня мало влияет на общество, на читателей, слушателей и зрителей.
Я помню те времена, когда мы приезжали
— Сейчас мы их немного потеряли. Больше — в федеральной прессе. Уточним: в региональных изданиях многие традиции сохранились. И конкурсы заголовков, и острые внутриредакционные дебаты…
— Мне одна умная женщина, редактор газеты, сказала: «Я утром выхожу и вижу своих читателей, глаза в глаза. И я должна быть такой, какой они меня ждут, мне не должно быть стыдно за свою газету».
— Правильно. Еще вопрос. Тенденции сегодняшнего дня, особенно в региональных газетах — универсальный журналист. Меня это, честно, пугает.
— Мы немного уже на эту тему поговорили — что должна быть, конечно, у журналиста
— Пять человек в региональной редакции. Какая может быть специализация?
— Смотря как к этому подойти. Если, к примеру, говорить о Змеиногорске моем любимом, на Алтае, где в редакции — телевидение, и сайт, портал, и радио, и газета. И там им удается сохранить специализацию, поскольку одновременно несколько СМИ в одних руках. И они относятся к себе с большой требовательностью. Они стараются установить
Очень успешен телеканал
Но очень важно, чтобы журналист знал — кто он в этой журналистике. Автор расследования, или репортер, или публицист, этими жанрами наша российская журналистика была знаменита во все века. И здесь речь идет о том, чтобы не предать самого себя, понять, что ты можешь и попытаться взлететь на хороший, высокий уровень.
— Ясен Засурский — о явлении последних лет: на факультет журналистики поступает больше девушек. Почему? Особенности характера или тяга к популизму? В продолжение вопроса — действительно ли «женское перо» отличается от мужского? Или это домысел?
- Я часто выступаю в разных университетах и рассказываю о своем видении журналистики. Однажды я читал лекцию в университете «Останкино». И вот в огромной аудитории сидит много студентов. Я понимаю, что девушки, девушки, девушки. И
— Это
— Есть. Сейчас мы провели вместе с МГИМО потрясающий конкурс, а потом конгресс «Я живу и работаю в России, чтобы она стала лучше». Два дня студенты выступали в Доме журналистов с разными докладами. Кстати, больше было девушек. Там было 20 с лишним докладов. Я посадил в первом ряду легенд российской журналистики. Они сидели — те, которые имеют эти звания, сначала морщились, задавали острые вопросы докладчикам, этим студентам. А на второй день они все уже братались и понимали друг друга с полуслова, говорили о самых сложных проблемах развития медийного рынка, статуса профессии журналиста. И я обратил внимание, что настоящий интерес к профессии у большинства этих молодых людей есть.
Подумалось, да, сегодня поступают сотни людей на факультеты, а заканчивают и становятся журналистами десятки. Но это не трагедия, это, может быть,
— Но отсева стало больше, чем в прежние времена.
— Сегодня мы готовимся к фестивалю в Дагомысе. Одна из дискуссий будет посвящена этой проблеме, «Мы живем и работаем в России, чтобы она стала лучше». Будут доклады из МГИМО. Я сейчас готовлюсь ехать в
— Тогда еще уточнение. Это мелочь, но
— Мужская журналистика, на мой взгляд, глубже, вроде бы. Но это не всегда так. Если взять журналистику социальную, журналистику, связанную с жизнью человека, женщины преуспевают. Я вспоминаю, какие журналистки были в свое время в «Комсомольской правде», «Известиях», «Московских новостях». Они великолепно писали, они выдавали материалы, которыми зачитывались миллионы…
- Могут ли одновременно существовать быстрая журналистика, то бишь Интернет, и аналитическая?
— Все может быть. Вопрос в том, кто ты в этой профессии. Если ты серьезный человек, то и поиски первой фразы в статье, и схемы выстраивания набранных фактов, осмысление явления, события — все это обязательно важно. Я помню такой эпизод из своей журналистской практики. Это было на Крайнем Севере, в Магадане. Я занялся проблемами религиозных сект. И вдруг обнаружил для себя потрясающий факт: глава секты одновременно был старостой вечерней школы и главой бригады коммунистического труда. Когда я с ними познакомился, с этой сектой, они мне безумно понравилось. Они были фанатами настоящей любви, преданности, чистоты отношений. Я тогда написал три очерка — о том, как важно не отбрасывать людей от себя, а наоборот, пытаться найти с ними общий язык и сделать жизнь осмысленной. Первый материал напечатали. И сразу разразился скандал.
— Обком партии был недоволен?
— Да, обком партии. И редактор, которого я очень любил, которому доверял (это был мой любимый редактор в жизни) меня не поддержал. Я с ним поссорился. До того, что ушел из редакции, сказал, что я написал искренне, о том, во что поверил. Спасла ситуацию совершенная случайность. Появился
— Теперь самый, наверно, спорный вопрос. В сегодняшнюю журналистику буквально ворвалось понятие «медиабизнес». Ваше мнение: бизнесмен от журналистики — это наше будущее? Можно ли представить себе Белинского, Писарева, Чернышевского в роли медиакоммерсантов?
— В журналистике — это нечто другое. И Белинский, и Писарев, и Чернышевский печатались в
— То есть они не могли стать медиакоммерсантами?
— Они не могли быть коммерсантами по определению, это совершенно исключено. Если сегодня говорить о логике современной жизни, она очень простая. Вот та журналистика, когда журналистика — не пиар, не технология, не реклама — она есть в Европе, в мире, в серьезных изданиях.
Любой бизнесмен, владелец издания, дорожит тем, чтобы именно у него опубликовался известный журналист. Этот вопрос причина, и следствие — высокий рейтинг, большой тираж, дорогая реклама. Издатель зарабатывает на этом. Это разные виды деятельности. Настоящий медиабизнес никогда не будет зарабатывать за счет того, чтобы Белинского делать, извините меня,
Существует заказная журналистика. Бесплатная пресса, к примеру. В той же Германии, где
— Трудно представить себе, что у нас, особенно в некоторых федеральных изданиях, дорожат такими авторами, статьями которых зачитываются миллионы. Которых надо выращивать, пестовать и лелеять.
— Я думаю, что это беда сегодняшнего дня. Но, тем не менее, есть еще
— Последний вопрос, личный. Что Вы считаете самым большим достижением в жизни, творчестве, карьере?
— Горжусь тем, что ни разу не наврал, меня ни разу не опровергали. Тем, что всегда был готов прийти на помощь коллеге, который попал в трудную жизненную ситуацию. Считаю, что у меня больше недостатков, больше упущений, особенно в творчестве, но, тем не менее, мои внуки считают, что я нормальный человек, на которого они хотят быть похожими. И это для меня большая радость.
— Спасибо за откровенность. Думается, таким Вас мало кто знает.
Беседовала Софья Дубинская, Исполнительный директор