«Выделенку» отменили. И что теперь дальше?


Десять дней Краснодар по хорошей революционной традиции делился на две спорящие половины. Разделительной линией фронта стала выделенная полоса для общественного транспорта.
С 13 октября на Северной от Красноармейской до Школьной — не затор из легкового автотранспорта, а попросту «коллапс в квадрате». Ситуация с вставшей намертво магистральной улицей накалилась, стала предметом обсуждения на нескольких городских совещаниях, выросла до краевого уровня, и губернатор направил спецкомиссию, которая должна была дать заключение «об эффективности мер городских властей, предпринятых для оптимизации дорожного движения». Заключение комиссии привело к отмене выделенной полосы.

Конечно, комиссия узнала, что Северная — это очередной маневр, после выделенных под общественный транспорт полос на не менее оживленных Октябрьской, Седина, Ставропольской и Мачуги. Узнала, что на этих улицах полосы приживались долго, через «не могу», о чем сейчас, кстати, никто не вспоминает. Разумеется, комиссию заверили, что ситуация постепенно стабилизируется. Однако, обобщая звонки в редакцию, комментарии на интернет-форумах и непосредственное общение с краснодарцами, хочется заметить: не все так категорично. Среди эмоциональных оценок, пожеланий и наблюдений встречаются разноречивые. От очень гневных:

— Присоединяюсь ко всем матерным словам, которые поступали в адрес гениальной власти! Пускай какой-нибудь кортеж проедет по Головатого в сторону мостов, а потом по Новокузнечной обратно. А ездить на транспорте для меня не вариант, так как среди дня часто надо ехать на встречи по работе... Власть не во всем виновата, но косяков более чем предостаточно!
До удивленных:

— Вчера впервые за долгое время, в будний день, в час пик проехал в маршрутном такси от Коммунаров до мостов за 10 минут! Когда такое было? (При этом машину имею и принципиально езжу на ней в городе только из крайней необходимости.) Понятно, что у нас многое делается наскоком. Прежде чем рисовать «выделенку», можно было бы привести в порядок все параллельные улицы, увеличив их пропускную способность, пересмотреть схему движения на ряде участков. Но есть в нашем менталитете штрих, о котором хочу сказать. Многие, признайтесь, думают: как это я залезу в бомжатник-троллейбус... Да, у нас не идеальный общественный транспорт, но пользоваться им можно, и, если хотя бы четверть поездок владельцы авто совершали на трамваях-троллейбусах-маршрутках, а летом, как вариант, и на велосипеде или пешком, не отправляясь в булочную за три остановки на авто, дороги заметно разгрузились бы.

P. S. Молчу про хамство на дорогах, обочечников (это, правда, касается больше загородных пробок) и прочих «расступись море — жаба лезет». Как минимум наполовину в пробках виноваты мы, а не власть.

Встречаются взвешенно-конструктивные оценки:

По стечению обстоятельств с мая по август 2014 года передвигался из Пашковского микрорайона до центра на троллейбусе № 7. Без «выделенки» путь занимал с пересадкой на Павлова на трамвай 1 час 40 минут, а с «выделенкой» — 50 минут. А с другой стороны, все выезжают на работу, в упор думая, что проскочат, выезжайте заранее, на дорогах свободно, тем более место под парковку можно отыскать легко. Мысль пересадить чиновников на общественный транспорт не комильфо, так как если им надо, то пробки они объедут или проскочат в сопровождении ГИБДД. Я лично за перехватывающие парковки на въезде в город около торговых центров и за «выделенки», но при этом нужно добиться, чтобы общественный транспорт ходил как часы, по расписанию.

Встречаются хоть и нерадостные, но достаточно компетентные аналитические суждения:

— Вы учитывайте тот факт, что Краснодар вообще-то приспособлен к телеге и строился в XIX–XX веках. Имеется в виду, что улицы так спроектированы. Все улицы рассчитаны на движение гужевого транспорта или максимум на треть того, что имеется сейчас в наличии. Два моста-виадука на Северной построены еще в середине 70-х прошлого века, и фактически только они разгружают город с точки зрения транспорта и организации движения. Безудержное строительство в центре управленческих и банковских зданий, сосредоточение в центре еще и элитного жилья плюс развлекательные центры, т. е. втискивание на территорию провинциального южного города современную урбанистику, вообще делают неприемлемой всю ситуацию.

Но чаще, к чести краснодарцев, болеющих за город, — звучат предложения, и иные далеко не лишены смысла:

— Пока не будет решен вопрос левого поворота общественного транспорта с Северной на Красную, там будут постоянные заторы на одноименном перекрестке. Также необходимо перенести остановку транспорта за трамвайные пути по улицам 40-летия Победы и Московской к офисно-торговому центру от KFC — это является причиной постоянных коллапсных пробок по улице 40-летия Победы. А вообще надо строить не грандиозные развязки по типу Старокубанской с космическими кольцами, а простые, экономичные путепроводы, и причем надо это делать уже неотложно.

— Парковки по обочинам запретить вообще (поставить столбы), «выделенку» убрать, регулировщиков поставить. Запретить левый поворот с Янковского, Базовской, Березанской, Кутузова. Разрешить правый поворот из второго ряда по Корницкого. Продлить зеленый на перекрестках. Тогда, может, и поедет многострадальная. А вообще неплохо было бы включать иногда мозги, а не адмресурс.

— Дороги, где возможно, расширить, левые повороты отменить (кроме регулируемых перекрестков), полос для общественного транспорта добавить везде, где полос движения в одну сторону больше двух. И будет нам счастье. Я за полосы.

Подытожить народное мнение можно таким читательским выводом:

- Да все оно, т. е. «выделенка», уважаемые участники обсуждения, будет двигаться, в том числе и Северная. Стонут только те, кто привык перестраиваться из ряда в ряд, создавая дополнительные проблемы. Опробовано лично: каждый день, двигаясь по Мачуги в сторону центра от Пашковки до Благоева, все едет, но после «умники» перестраиваются в крайнюю левую полосу, которая заканчивается тупиком и начинают уходить вправо перед разворотом у «О’КЕЯ». Я принципиально им не уступаю, хотя «режут» и сигналят. На первом месте у водителя должна быть КУЛЬТУРА, а не так, что купил(а) кредитный «Фокус» — и чувствует себя королем или королевой. Начать надо с малого, закрыть четвертую полосу после выезда из Гидростроя по Благоева, сделать из нее островок безопасности, установить камеры на «выделенке» по Мачуги, а то умники едут по ней и в районе Трамвайной перестраиваются, создавая заторы. И посмотрите, все получится.

«Выделенка» отменена волевым решением. Народный гнев не вылился в обещанные митинги. Но проблема с переполненными улицами остается. И противостояние водителей частного авто и пассажиров общественного транспорта сохраняется. И решить задачу в одностороннем порядке не получится. Необходимы усилия всех — чиновников, логистов, дорожников и... конечно, самих жителей нашего города. Обсудим?

Карина Миракова
Фото: auto.mail.ru