Замшелый колхоз или не колхоз — уже не вопрос, или Об уровне современной сельской культуры


На протяжении десятилетий в нашей стране складывался стереотип: город – очаг культуры и просвещения, а село… Село - это вроде как кирзовые сапоги, свинки, утки, трактора… Увы, все течет, все меняется.
- О, слышь, глянь, какой прикольный чувак! Кто это, интересно?.. 
- Да рэпер зачетный, фамилию забыла. С «Тимати» играет…

Этот диалог двух девушек-подростков в шортах, ярко-оранжевых футболках, с африканскими косичками, услышал на днях в Ейске. Стало любопытно, кто же этот зачетно-прикольный чувак, о котором так светски рассуждали юные леди. Подошел поближе, и увидел... портрет Эрнесто Че Гевары… Да уж, вряд ли комманданте предполагал, что станет известным рэпером, ди-джеем или байкером.
 
На протяжении десятилетий в нашей стране складывался стереотип: город – очаг культуры и просвещения, а село… Село - это вроде как кирзовые сапоги, свинки, утки, трактора… Увы, все течет, все меняется. Часто приглядываюсь к тому, чем заняты современные городские дети в свободное время. Стеклянные глаза, руки на пультах управления игровых приставок. Они уже не знают других «литературных» героев, кроме Шрека, МакДака, или Гуффи, для них «Лакримоза», это не произведение Моцарта, а название рок-группы… 

Да и с «продвинутой» читающей молодежью выходят иной раз забавные казусы. Так, недавно на одном из литературных сайтов прочитал критические замечания одного молодого человека по поводу творчества Толкиена. В своем письме юноша уличает автора «Властелина колец» в ряде заимствований у … Гарри Поттера! На всякий случай напомню – профессор Толкиен родился в конце 19-го века, тогда как «мама» мальчика со шрамом Джоан Ролинг – наша современница. 

Самое страшное в данной ситуации – массовый характер культурный деградации детей и молодежи. Приведенные выше примеры в целом отражают современную картину уровня «продвинутой» городской культуры.

А теперь посмотрим, как обстоит дело на селе. Дети, да и многие взрослые, и в наше время здороваются при встрече с незнакомыми людьми. – Что такого, - отмахнется кто-то, - в деревнях так принято, традиция. Согласен что традиция, но традиция КУЛЬТУРНАЯ, о которой в городах уже напрочь забыли.
 
Если конкретно — возьмем Глафировку Щербиновского района. О библиотеке помнят, в дом культуры ходят. Такой вот культурный архаизм. 
А знаете, что поразило больше всего? Даже не количество и разнообразие кружков и секций, а то, что занятия в них проводятся БЕСПЛАТНО!!! То есть доступны для всех. 
«Самодельный» клуб «Аполлон» расположился в полуподвальном помещении дома культуры. Помещение небольшое, но опрятное, насколько, конечно, это возможно в бывшей котельной. И что самое главное — оно не пустое. Спортинвентарь не совсем такой, как в модных фитнес клубах - самодельные штанги, сделанные из автомобильных колесных дисков. Руководитель - Константин Зуенко. Такой вот «колхоз» замшелый, мальчишки красоту наводят, мышцы качают, не пивом-сигаретами с наркотой балуются, корча крутых пацанов. Плиз, все, что хотите в нашей деревне: бодибилдинг, пауэрлифтинг, армреслинг, гиревой спорт. И секция фитнеса для девочек.

Знакомишься с сельской культурой – а культура городская и культура сельская, как известно, не одно и то же - и появляется надежда, что не все так плохо, как могло показаться вначале. Нужна людям духовная жизнь, тянутся они к ней, будь то литература, вокал или физическая культура. И уровень качества «исходного материала» в настоящее время, с развитием интернета, доступом к лучшим роликам мировых тренеров, текстам уникальных книг, всевозможным записям не страдает от того, что живешь в деревне. 

...Культура, как известно, особа своенравная. Приходит когда захочет, селится где захочет. И экономическое положение общества, и численность населения ей не указ. Всемирная история тому подтверждение. Процесс урбанизации, стечение огромного количества разнородного населения в города размывает культурные традиции, присущие бывшим селянам, нивелирует личность горожанина, делает ее среднестатистической носительницей попкультуры.

Творческая элита страны во все времена искала вдохновение в народном творчестве, в сельской культуре. Из сел и отдаленной глубинки вышло подавляющее большинство выдающихся деятелей науки и культуры. Через пару лет адаптации студенты вузов, приехавшие из сел, по показателям успеваемости начинают обходить однокурсников–горожан и становятся более успешными в жизни. Не означает ли это, что настало время более бережного и уважительного отношения к селу, к его культуре, переоценке ценностей и процессов, происходящих в обществе, разрушения стереотипа мышления наших сограждан, что только большой город может обеспечить человеку достойную жизнь?

Ведь под достойной жизнью можно понимать не только стабильный заработок и бытовые удобства.

Николай Никитин
Специально для «ВК Пресс»
Фото: spp.ru