Бюджетники VS договорники: жизнеспособен ли очередной образовательный законопроект?


Уж сколько преобразований коснулось многострадального образования в нашей стране, и, похоже, они не закончатся никогда. Неуспевающих студентов-бюджетников скоро переведут на платное обучение. "ВК Пресс" анализирует.

Уж сколько преобразований коснулось многострадального образования в нашей стране, и, похоже, они не закончатся никогда.

Неуспевающих студентов-бюджетников скоро переведут на платное обучение.

С такой инициативой выступил депутат фракции «Единая Россия» Николай Булаев, подготовивший соответствующий законопроект. Депутат предлагает ввести рейтинги успеваемости студентов вузов, чтобы «платники» могли занимать места учащихся на «бюджете».

В Госдуме считают, что студенты коммерческой формы обучения должны иметь возможность заменить «бесплатников», которые плохо учатся. Нужно каждый год доказывать свое право на бесплатное высшее образование хорошей учебой.

– Допустим, на курсе учатся 200 человек, - цитирует Булаева газета «Известия», - на них положено сто бюджетных мест. Первая сотня лучших каждый год начинает учиться на бюджетных местах. Сотня тех, кто хуже, платит за свое образование. Вот такая здоровая конкуренция. А то у нас многие внебюджетники учатся лучше, чем бюджетники. Причем не просто лучше, а на голову лучше.

Инициативу единоросса поддержали многие его коллеги по Госдуме, включая оппозиционных депутатов.

Вот, например, высказывание «Эсера» Андрея Туманова:

— Я сам преподавал в МГУ и считаю, что для того, чтобы студент хорошо учился, его надо немножко в черном теле держать, чтобы над ним дамоклов меч висел. Если человек поступил на бюджет, а потом бросил учиться — ну, пожалуйста, иди на платное место, освободи бюджетное для того, кто хочет учиться. Надо только поставить преграду для всякого рода жуликов, чтобы они не смогли этим воспользоваться.

Между тем, вузовское сообщество встретило законопроект в штыки. Представители крупнейших вузов страны говорят, что нужно просто разделить платное и бесплатное образование по разным учебным заведениям.

– Нигде в мире не принято соединять в рамках одного учебного заведения платное и бесплатное обучение. Нигде так не делают. Оно должно быть разведено по разным учреждениям, – считает заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей.

Оппоненты говорили, что этот закон поможет бороться с фальсификацией ЕГЭ. Студенту каждый раз надо будет подтверждать свои знания. И резон фальсифицировать ЕГЭ уменьшится.

С одной стороны, предложение гнать взашей бездельников-бюджетников правильное. Есть такие, которые просиживают штаны, чтобы армию отсрочить. А также стобальники, пишущие «воробей» с ошибками.

Помню, когда я поступала в университет в неспокойное перестроечное время (о легальном платном образовании тогда только мечтали), на первый курс филфака зачислили 118 человек (при норме сто человек), дошли до финиша (до пятого курса) 75 человек. По идее на выбывшие 43 места можно было набрать желающих учиться – но тогда этого делать было нельзя.

Зато сейчас вот уже четвертый год в КубГУ по итогам сессий «платников», хорошо себя зарекомендовавших, переводят на освобожденные бюджетные места. А эта цифра за эти года достигла 635 человек! Неплохо, да! Студенты, которые недобрали баллы на ЕГЭ, получили возможность бесплатного образования.

И, кажется, это единственный вуз на Кубани, который не держится за деньги внебюджетных студентов. Во всяком случае, что такие переводы есть в других наших вузах, я не слышала.

Пока в Госдуме собираются вводить закон. У нас на Кубани уже давно есть прецедент. Правда, бюджетников просто отчисляют: если они плохо учились бесплатно, то зачем их переводить на платную основу?

Вот здесь-то и собака зарыта. Как будут определять «плохих бюджетников», кто, когда?

Если в вузах нет коррупции, и оценки за мзду никто не ставит (что почти нереально), то идея замечательная. Например, нужно разработать прозрачные критерии оценки. Чтобы было понятно, если ты к концу года не сдашь… (и далее по списку), то просим - к «платникам».

Другой вопрос, волнующий большинство родителей, которые тратили деньги на репетиторов, чтобы их чадо сдало ЕГЭ нормально. Но в вузе вдруг, потеряв родительский контроль, совершеннолетнее дите решило бунтовать и пустилось во все тяжкие. Не думаю, что родители вновь возьмутся за кошелек и выложат деньги, если их сыну или дочке предложат перейти с бюджета на коммерческую основу. Зачем, если нет к учебе тяги?

Похоже, что очередной законопроект – нежизнеспособен.

И. Васильева