Битва за лагерь «Холодный»: неизвестные страницы сражения за Сочи
Знамя рейха водружено над Эльбрусом! Высочайшая вершина Кавказа покорена бойцами группы Карла Грота! Горы Кавказа — в наших руках!
Через несколько дней в кинотеатрах Берлина появились кадры хроники. Солдаты в отличной альпинистской экипировке поднимались поочередно на обе вершины Эльбруса, устанавливали флаги, фотографировались на фоне гор. Однако эти восторги оказались преждевременными. Кавказ еще не был покорен, продолжались бои под Новороссийском, Туапсе, на дальних подступах к Сухуму. Вдоль всего Черноморского побережья фронт вытянулся длинной лентой, которую гитлеровцам так хотелось перерезать в нескольких местах. Да только все никак не удавалось этого сделать.
Практически полностью фашисты заняли Мостовский район Краснодарского края. От горного поселка Псебай через небольшой кордон Умпырь туристская тропа вела к перевалу Псеашхо. Стоит перейти через него — и можно будет выйти к поселку Красная Поляна и городу Сочи. На приморский город уже было сброшено около 300 бомб, на железнодорожную станцию и морской порт. Бомбить санаторные корпуса летчикам «Люфтваффе» было запрещено, эти прекрасные здания в будущем должны были стать центрами отдыха для гитлеровских солдат и офицеров. И вот тут произошло что-то совершенно немыслимое. Наступавшая на Умпырском направлении гитлеровская дивизия «Эдельвейс» была сформирована из австрийских и немецких альпинистов-разрядников. Все они умели штурмовать скальные выступы, отлично пользовались альпенштоками и страховкой, многие до войны не раз бывали на Кавказе по путевкам знаменитого германского туристского бюро «Сила через радость». Противостояли этим профессионалам настоящие, как говорят в горах, «чайники» — новобранцы, призванные из степных городков и станиц Дона, Кубани и Ставрополья. Горного снаряжения никто из них никогда и в глаза не видел, разве что на картинках. Именно из такого контингента была сформирована стоявшая здесь 20-я дивизия, которой чисто символически было дано название горно-стрелковой. Но ведь это были наши горы! И потому совершенно не обученные горным боям советские солдаты стали вдруг останавливать альпинистов из «Эдельвейса».
Конечно, бои в горах на Умпырском направлении по своим масштабам не могли сравниться с сражениями под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге или на Малой земле. Их изучению военные ученые-историки серьезного значения никогда не придавали. Все данные сохранились благодаря великому энтузиасту, учителю истории 65-й школы поселка Красная Поляна Борису Цхомария. Сразу после Великой Отечественной войны он создал в школе поисковый клуб «Краснополянский следопыт». Ребятишки в течение многих лет вели переписку со всеми ветеранами 20-й горнострелковой дивизии, записывали их воспоминания. Тысячи рукописных журналов сейчас являются настоящим кладезем знаний о боях в горах.
Самое главное, в Красной Поляне выросло целое поколение подростков, увлеченных поисковой работой. До сих пор некоторые из них путешествуют по местам боев и изучают архивные документы. Солидные отцы семейств Максим Карпенко, Сергей Филиппов, Антон Марков и Максим Кривошта недавно установили, что в боях на перевале Псеашхо, точнее, в районе лагеря «Холодный» был совершен настоящий подвиг. Вот краткое изложение этой истории.В первых числах сентября 1942 года крупное подразделение горных егерей под руководством генерала Курта Эгельзеера начало прорываться со стороны Умпырского кордона к перевалу Псеашхо. Бойцы защищавшей горную дорогу 20-й горнострелковой дивизии Красной Армии уже получили приказ оставить находящийся чуть севернее перевала лагерь «Холодный». Связисты сматывали телефонный провод, саперы готовились уничтожить склад завезенных в горы мин. В этот момент проводник Иван Куницын вывел к лагерю «Холодный» горстку уцелевших в предыдущих боях бойцов 61-го артиллерийского (минометного) полка. Несколько дней солдаты находились в окружении, они с чистой совестью могли отойти на переформирование в тыл. Командовал минометчиками лейтенант Николай Лимаренко. На глаза ему и попался склад с завезенными в горы минами. И тогда, действуя на свой страх и риск, он решил лагерь «Холодный» защищать.
Что такое лагерь «Холодный»? Обычная поляна среди скал. Удобное для ночевки место, где во время туристских походов обычно устанавливалось несколько палаток и разводился костер. В военном отношении никакого интереса это местечко, казалось, не представляло. Однако минометчики смекнули, что одна нависающая над поляной скала сможет защитить от артиллерийского обстрела и ударов авиации. И тогда восемь бойцов и проводник, имея в своем распоряжении четыре миномета, один ручной пулемет и несколько автоматов, перетащили ящики с минами из лагеря «Холодный» под скалистый выступ и заняли оборону.
Несколько лет поисковики разыскивали данные о защитниках этого горного рубежа. Установили все девять фамилий, а у некоторых даже адреса. Итак, подхода гитлеровцев возле лагеря «Холодный» у перевала Псеашхо ждали командир — лейтенант Николай Лимаренко из Полтавской области, его заместитель, лейтенант Иван Жерлюков со Ставрополья, лейтенант Роман Дудников из-под Ростова-на-Дону, политрук Василий Мельников из Москвы, сержанты Иван Дробышев из Майкопа, Василий Ронжин из Пятигорска, рядовые Акакий Самхарадзе и Александр Соломонов из Краснодара. Остался и проводник — лесник Кавказского заповедника Иван Куницын, местный, из Сочи. Шел второй год войны, и драться наши бойцы уже научились. На подходе к перевалу Псеашхо были заранее вырублены деревья, позицию для обстрела минометчики выбрали удачную. Вскоре к лагерю «Холодный» подошли фашистские автоматчики, осмотрелись и двинулись вперед. И тут же попали под шквальный минометный огонь!
Бой был очень долгим. Горные егеря дивизии «Эдельвейс» несколько раз поднимались на штурм — и каждый раз откатывались назад. Пытались обойти наших бойцов со стороны соседней высоты. И не смогли. Вызвали авиацию! Четыре самолета раз за разом заходили в пике, сбрасывали бомбы. Наших бойцов спасала лишь нависающая над ними скала. Снова гитлеровцы шли на штурм, а наши отбивались. Так продолжалось почти трое суток, и за это время было уничтожено около 800 фашистских солдат и офицеров. Все наши бойцы были ранены по нескольку раз. Смертью храбрых пал сержант Иван Дробышев.
Но лагерь «Холодный» стал последним пунктом гитлеровского наступления в направлении к Черному морю. Верхней точки перевала Псеашхо егеря дивизии «Эдельвейс» взять уже не смогли, тем более не дошли до поселка Красная Поляна, не увидели города Сочи!Затем подошла подмога, горстку героев сменили. Линия фронта в горах стабилизировалась. Когда 19 ноября 1942 года Красная Армия перешла в наступление под Сталинградом, фашистское командование приняло решение о спешном выводе своих войск с Кавказа через Таманский полуостров. Боев на перевале Псеашхо уже не было. Советские войска перешли в наступление, завершившееся освобождением Краснодара в феврале 1943 года. О подвиге в горах близ Сочи забыто не было. За мужество, проявленное в боях на перевале Псеашхо, лейтенанты Николай Лимаренко и Иван Жерлюков были награждены орденами Красной Звезды, остальные участники группы — медалями «За отвагу!» и «За боевые заслуги!». Сержант Иван Дробышев — посмертно!
Благодаря сочинским поисковикам сейчас все эти имена увековечены. Об их подвиге будет напоминать скромный обелиск, установленный на перевале Псеашхо близ поселка Красная Поляна.В битве за Кавказ победили мы, а не фашисты! В начале февраля 1943 года группа альпинистов под руководством мастеров спорта СССР Александра Гусева и Николая Гусака поднялась поочередно на обе вершины Эльбруса. Скинули вниз фашистские флаги и подняли красные полотнища. Такие же, как и Знамя Победы, водруженное 9 мая 1945 года в Берлине над поверженным рейхстагом!
Игорь СИЗОВ.