Бойня в школе: защищены ли дети на Кубани?
По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в России в 2018 году от буллинга страдали 37 процентов школьников. В ноябре-декабре 2020 года ОНФ совместно с Советом матерей и АНО «Мама в праве» опросили 5500 человек на тему буллинга. Более 30 процентов участников опроса сказали, что подвергались травле в школе. Еще шесть процентов признались, что сами были агрессорами, четыре процента – страдали от буллинга еще и после школы.
Председатель Совета матерей России, эксперт ОНФ Татьяна Буцкая отметила, что по статистике с травлей в школе сталкивается каждый третий ребенок. При этом многие несовершеннолетние об этом молчат, пытаясь самостоятельно справиться с проблемой. Не всем это удается. Зачастую именно травля является основной причиной самоубийств среди подростков.
Но случается, что жертва буллинга решает отомстить. Так, по одной из версий, в 1999 году двое подростков, Эрик Харрис и Дилан Клеболд, устроили бойню в собственной школе «Колумбайн» из-за того, что их травили. В записях дневника они жаловались на буллинг со стороны одноклассников, безразличие родителей и педагогов. Случившееся вызвало широкий общественный резонанс, а название «колумбайн» стало нарицательным для шутинга (стрельбы) в учебных заведениях. И, к сожалению, находятся последователи подростков-убийц.
Владислав Росляков (слева), Эрик Харрис и Дилан Клеболд (справа). Кадры записей камер видеонаблюдения.
В 2018 году Россию потрясла трагедия в Керченском политехническом колледже. 18-летний студент Владислав Росляков устроил взрыв, а затем стрельбу, убил 20 человек и покончил с собой. Известно, что парень был большим поклонником Эрика Харриса и Дилана Клеболда и тщательно спланировал нападение, даже оделся как один из них. Только вот Владислава никто в колледже не травил. Все описывают его как обычного парня. Неспокойно было в семье убийцы. Родители развелись, когда Влад был ребенком, мама вступила в теперь уже запрещенную в России секту. Возможно, парню не хватало родительской любви, и пошло-поехало…
Если вернуться к трагедии в Казани, ходило много слухов, что убийцу девяти человек Ильназа Галявиева травили в школе, унижали учителя, поэтому, мол, он и решил отомстить. Но его одноклассники опровергают эту информацию. Ильназ особо не общался с ровесниками, был тихим и замкнутым, но и буллингу не подвергался. А вот в семье преступника, который возомнил и называл себя богом, пошел расстреливать детей, явно были проблемы. После задержания парень отрекся от родителей и говорил, что мать ему не мать.
Ильназ Галявиев сделал селфи перед тем, как отправиться убивать. Фото: соцсети.
СМИ стали проводить параллели между бойнями в Керчи и Казани. Так, Росляков убил 20 человек, а Галявиев в допросе заявлял, что планировал застрелить 20 человек, а там как пойдет… Будто хотел посоревноваться с Росляковым.
Известно, что незадолго до кровавой расправы над школьниками у Галявиева диагностировали заболевание головного мозга. Сейчас специалисты устанавливают, могло ли оно повлиять на вменяемость убийцы.
Вопрос доверия: как работают школьные психологи
Эксперты АНО «Институт прогрессивного образования» предложили вице-премьеру Татьяне Голиковой ввести диагностику эмоционального состояния учащихся, а также расширить штат школьных психологов, чтобы было по одному специалисту для младших, средних, старших классов.
Подросткам порой трудно преодолеть то, что на них сваливается. В силу возраста они могут слишком драматизировать или становиться безучастными к собственной жизни. Поэтому особенно важно говорить с ними, не обесценивать их проблемы, помогать справиться с трудностями. В первую очередь, этим должны заниматься родители, а в школах – психологи.
«ВК Пресс» направил запрос в министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Нас интересовала психологическая работа с детьми в образовательных учреждениях.
Фото: lazurnyj-sad.ru.
В ответе первый заместитель министра Сергей Пронько отметил, что школьные психологи активно работают с детьми и родителями, проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, психологическую диагностику учащихся, помогают предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. Интересно, насколько приближены эти слова к действительности? Есть примеры, когда школьный психолог по факту ничего не делает. Так, в одной из школ Усть-Лабинского района психолог практически не бывает на рабочем месте, не вылезает из больничных. Может, и правда со здоровьем проблемы, а может, просто трудиться не хочется? И кому в таком случае обратиться ребенку, который столкнулся с тем же буллингом или непониманием в семье? Школьный психолог – это такая же ответственная должность, как и учитель. Прийти раз в полгода в класс и провести тест на определение типа личности (сангвиник там или меланхолик) – недостаточно. Нужна индивидуальная работа. Особенно с учащимися, у которых есть проблемы.
В ответе минобразования края подчеркивается, что в первую очередь школьные психологи помогают детям «с отклоняющимся поведением, находящимся в трудной жизненной ситуации, из семей, состоящих на учете, а также другим уязвимым категориям школьников». Здесь имеется в виду развод родителей или смертельное заболевание одного из них. Отмечается, что с ними проводится индивидуальная профилактическая работа.
Между тем «ядром этой работы является морально-нравственное развитие несовершеннолетнего, развитие его правосознания. Важная роль в этой работе принадлежит в том числе семье школьника». Здесь невозможно не согласиться. Основа личности ребенка закладывается именно в семье и воспитанием тоже должны заниматься там, а не в школе.
Под защитой казаков
В минобразования региона рассказали, что сегодня практически все муниципальные школы Кубани охраняются частными охранными предприятиями. При этом 90 процентов школ заключили договоры с казачьими ЧОПами. Также все школы региона оснащены кнопками тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения, стационарными или ручными металлодетекторами. В этом году планируют установить охранные сигнализации, улучшить видеонаблюдение, модернизировать автономные системы оповещения.
Фото: из архива "ВК Пресс".
После нападения на гимназию в Казани в кубанских образовательных учреждениях проверили систему безопасности, усилили пропускной режим, провели учебные эвакуации учащихся и педагогов на случай угрозы теракта.
Губернатор даже предложил создать единый казачий ЧОП, который бы взял под охрану все образовательные организации края. Посмотрим, что из этого выйдет.
Преступники и жертвы
А как обстоят дела с подростковой преступностью на Кубани? По данным краевого ГУ МВД, в 2020 году в Краснодарском крае зарегистрировали 936 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. За четыре месяца 2021-го – 275.
Ранее «ВК Пресс» сообщал, что в Сочи школьник планировал нападение на одноклассников. Дома у лицеиста нашли самодельную взрывчатку, компоненты для взрывных устройств, средства связи, личный дневник с инструкциями, а также материалы о вооруженных нападениях на образовательные учреждения.
В Краснодаре подросток ударил женщину битой по голове за то, что та сделала ему замечание о распитии спиртного. На него завели уголовное дело.
В Абинске 16-летний парень пытался задушить свою мать, после чего стал угрожать ей гантелей. Потерпевшая обратилась в полицию. Ее сына задержали.
В Темрюкском районе подросток открыл стрельбу из пневматического пистолета по учащимся школы. Конфликт произошел за пределами учебного учреждения на бытовой почве. В результате пять человек получили травмы.
И это далеко не все случаи, когда несовершеннолетние переступали грань и нападали на других.
Фото: Wokandapix, pixabay.com.
Но хватает на Кубани и случаев, когда жертвами становятся сами дети. Согласно докладу уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае Татьяны Ковалевой, в отношении несовершеннолетних в 2020 году совершено 2846 преступлений, в том числе 1408 преступлений по статье о неуплате алиментов. Для сравнения: в 2019 году зафиксировано 3130 преступлений (в их числе 1428 – неуплата алиментов).
При этом отмечается небольшой рост числа преступлений против половой неприкосновенности детей. В 2019-м их было 307, в 2020-м – 312.
Также в 2020 году в регионе зарегистрировано 135 преступлений, совершенных родителями в отношении детей. Сюда входят и случаи домашнего насилия.
На вопрос об учете и количестве суицидов среди подростков в кубанском главке МВД нам ответили так: «В целях обеспечения единого учета количества совершенных несовершеннолетними суицидов и их попыток на территории региона ГУ МВД России по Краснодарскому краю ежемесячно проводятся сверки с КДН и ЗП при администрации края». Цифры не привели. О случаях сведения счетов с жизнью подростками стараются говорить как можно меньше, чтобы не вызвать всплеск подражательных суицидов. К сожалению, молчание проблему не решает…
Кристина Кузнецова.