Генплан Краснодара: логика и сценарий
Уникальный для
О новом генплане рассказал разработчик — директор
— Генеральный план Краснодара — это была очень масштабная, огромная работа. Краснодар для нас как для разработчиков является ответственным проектом — по тренду развития вашего города развиваются все города России. Его проблемы обусловлены интенсивным развитием — Краснодар лидер по приросту населения. Работая над новым генеральным планом, мы постарались не просто выявить проблемы и найти алгоритм их решения, но и заложить основу для развития города на ближайшие 20 лет.
Директор НИИ подчеркнул: уникальность нового генплана в том, что Краснодар — единственный
Проведена большая работа по согласованию запланированных мероприятий. Как рассказал Павел Спирин, 42 процента земель в структуре городского округа принадлежат Российской Федерации — то есть на эти участки полномочия муниципалитета и края не распространяются. Три процента принадлежит краю, почти пять — городу. 50 процентов — земли физических и юридических лиц. Размещение объектов социальной инфраструктуры, инженерных коммуникаций, другие вопросы согласовывались с 16 федеральными структурами.
Общие направления: полицентричность и соцориентированность
Численность населения — это тот базовый показатель, от которого рассчитывается вся инфраструктура и в целом зависят проектные решения, логика и динамика развития города. В Краснодаре механический прирост населения высокий, его пик был в 2017 году — приехали 136 тысяч человек. Если высокий темп будет сохранен, то к 2040 году мы выходим на цифру более трех миллионов. Территориальные возможности позволяют комфортно расселить не более 2,2 миллиона человек, остальные будут проживать в агломерации (Северский, Динской, Красноармейский районы и Горячий Ключ). Поэтому в генплане рассмотрена территория не только Краснодара, но и прилегающих территорий, учтены транспортные потоки.
В целом если говорить о концепции развития города и сбалансированной городской среды, разработчики остановились на полицентричной модели, выделив центр и 12 подцентров. Для решения проблемы пробок это оптимальный путь: в постиндустриальных городах основная емкость приложения труда приходится на
— В уникальном исследовании для генеральных планов, проведенном в Германии, говорится: сколько ни строй развязок и дорог, если неправильно структурирована территория, это не решит проблемы пробок. Если жители в одних зонах проживают, в другие едут на работу, в третьих они будут проводить досуг, еще отвозят детей в школу или детский сад, в спортивные клубы, трафик всегда будет высоким. В Европе модное направление — пятнадцатиминутный город: в пешей доступности человек может посетить парк, магазины, обеспечить детей возможностью развития и социальной активности. Полицентричная модель развития и 12 подцентров должны дать правильную структурность городу.
Для этого определены основные территории концентрации рабочих мест, заложено развитие производственного потенциала (в городе планируется создание шести индустриальных парков плюс еще несколько появятся в ближайших населенных пунктах). Сформированы общественные пространства, соотнесены с жилыми кварталами, которые либо уже существуют, либо предполагаются. Каждый такой подцентр обеспечен социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой. Именно по такому принципу и построен документ, он полностью выверен и сбалансирован, заверил Павел Спирин. Если посмотреть на практику европейских стран, которые тоже прошли через период активного развития городов, — именно этот рецепт работает практически везде. Так, тысячи новых рабочих мест появятся во всех районах города.
Ну и основной вектор генплана — его социальная ориентированность. Это, в принципе, очень заметно по цифрам и данным.
Транспорт: особый режим для центра, «наземка"и трамвайный бум
Что касается отраслевой специфики развития города, то в первую очередь разработчики рассказали о транспортной составляющей. Проблемы в настоящее время серьезные. Достаточно большое количество улиц в Краснодаре имеет тупиковый характер,
Заметную роль в решении проблемы пробок играет развитие трамвайного сообщения — общая длина трамвайной сети увеличивается в три раза. К 2040 году появятся 220 новых остановок и три депо. Сеть автобусного и троллейбусного сообщения увеличится в 2,5 раза. Сейчас многие районы недообеспечены общественным транспортом — почти в 3,5 раза увеличивается общая структура маршрутов.
Впервые в документ территориального планирования включен велосипедный транспорт. В Берлине в год от автомобилей отказываются до двухсот тысяч человек — пересаживаются на велосипедный транспорт, в Краснодаре для этого благоприятный климат, но необходимо обеспечить безопасность и комфорт, отметил Павел Спирин. Протяженность велодорожек будет увеличена в десять раз.
Также у разработчиков есть данные от Минтранса и РЖД о том, что грузовой транспорт большей частью пойдет в обход Краснодара.
— Нам удалось в министерстве транспорта отстоять позицию формирования и использования существующих железных дорог для создания системы городской электрички, чтобы была возможность создания так называемого наземного метро. Предусмотрена структура и логика увязки остановочных пунктов с остановками трамвайной сети для того, чтобы сформировать 14
Предусмотрено развитие двух транспортных колец — внешнего и внутреннего, создание четырех транспортных коридоров, которые соединят восточную и западную части города. В центре города количество индивидуального транспорта должно быть ограничено — преимущество у пешеходов, велосипедного и общественного транспорта.
Также планируется расширение аэровокзального комплекса до 13,5 миллиона пассажиров в год и появление железнодорожной высокоскоростной магистрали Москва — Краснодар — Адлер.
Социальная инфраструктура: сотни объектов
Это тоже непростой вопрос для Краснодара. Разработчики не просто отработали все по нормативам — постарались выйти и за пределы их содержания.
Строительство социальных объектов будет просто грандиозным — мы об этом уже сказали в самом начале. По детским садам: 196 есть, к 2040 году их число вырастет на 591 объект. То есть каждый год необходимо вводить по 23 сада. По школам: 98 есть, планируется построить 172, это 8–9 школ в год.
Внимание в генплане уделено и развитию дополнительного образования — художественные, музыкальные и спортивные школы появятся во всех районах: в XXI веке дети горожан должны расти в среде, которая в тренде в развитых европейских государствах. Кстати, библиотеки и дома культуры постепенно переходят в структуру именно дополнительного образования — их функции расширяются. Это уже очень заметно в
Еще одна проблема нашего города — не хватает плоскостных сооружений, хотя условия для занятий спортом на улице уникальные. Спортплощадок станет тоже намного больше.
Здравоохранение: должны появиться 83 поликлиники (в среднем по четыре в год), 17 больниц — практически по одной в год.
Инженерная инфраструктура: последнее предупреждение
Здесь также разработчики постарались учесть все по максимуму — во всяком случае, по словам директора НИИ. Необходимо строительство двух ТЭЦ. Отработана единая система водоснабжения. Все непросто с дождевой канализацией — для нас привычнее ее называть ливневкой. Резервные участки под нее с трудом найдены и зарезервированы, однако это — последний шанс: если они уйдут под застройку, у Краснодара уже больше не будет шанса создать систему ливневой канализации, предупредили разработчики. К счастью, в последнее время ситуация в краевой столице под жестким контролем — ушли в прошлое узаконивание самостроев через суды, появились реальные инструменты действенного управления процессами.
Зеленый каркас: больше в десять раз
Еще одно новшество, которое предложено для Краснодара и поддержано на уровне Правительства Российской Федерации, — отработано создание
Как изыскивались возможности и учитывались пожелания
В ходе общественных обсуждений поступали некоторые замечания и возражения, например о том, что социальные объекты размещаются на территории, где сейчас гаражи.
— Поверьте, это не от лучшей жизни! Нам как
Он также отметил, что социальные кластеры, возможно, в некоторых случаях все же нарушат радиус доступности, но это также вынужденная ситуация. Так, с помощью образовательных кластеров (кварталов) должна решаться проблема нехватки школ для тех районов, где физически невозможно расположить объекты: на свободных участках будут строиться сразу несколько учебных заведений, чтобы «насытить» ближайшие районы школьными местами.
— Мы благодарим жителей Краснодара за неравнодушие к городу и интерес к работе над генпланом, за помощь в том, чтобы сделать документ как можно более качественным и жизнеспособным, — отметил разработчик. — Комиссия по землепользованию и застройке отработала предложения, поступившие от населения. Из них большую часть мы учли и приняли. Но есть вопросы, решения по которым комиссия принять не могла — они противоречат законодательству Российской Федерации, безопасности жизни горожан и не могут быть учтены. Новый генплан полностью соответствует законодательству Российской Федерации. Если говорить в целом, я не помню, какой еще документ мы так открыто обсуждали. Был запущен сайт, на котором размещался каждый шаг — около 1,5 тысячи обращений от общественников поступило еще в ходе разработки. Но около 40 процентов содержания документов относятся к грифу «сов. секретно» или предназначены для служебного пользования. Серьезно отработана база Росреестра — совместили ее с новой топографической основой, выявили проблемы. Мы сделали все, чтобы не затрагивать интересы физических и юридических лиц. Но увы, есть ситуации, когдаСвой рассказ о новом генеральном плане Краснодара Павел Спирин начинал с цитаты президента Франции Шарля де Голля, который в свое время сказал, что Франция в ХХ веке от градостроительных ошибок потеряла больше, чем от всех войн вместе взятых. Безусловно, легче не допустить коллапса, чем потом все исправлять, важна градостроительная дисциплина.
Теперь в нашем городе есть основополагающий документ — прежний генеральный план — 2012 года уже не выдерживал никакой критики, и о развитии по нему, конечно же, речи быть не могло: реальность слишком изменилась за последнее время — численность населения увеличилась на 75 процентов. Город пережил беспрецедентный в своей истории бум жилищного строительства. Да, уже есть ряд мнений о том, что над документом можно было еще поработать, чтобы «отшлифовать» отдельные моменты. Однако с другой стороны — для таких случаев есть механизм внесения изменений в генплан: вероятно, сразу в таком большом документе абсолютно все учесть сложно. Юрий Рысин отметил, что необходимо серьезно подумать над использованием пойменных земель, придется кропотливо поработать над интегрированием в генплан исторического центра — предмета охраны исторического поселения: документ не дает его развивать, хотя развитие должно быть при соблюдении определенных правил и ограничений. Однако главный архитектор края подчеркнул: принципиальные положения разработаны качественно, на серьезном уровне.
Главное — уже есть путь, четко задано направление, обозначены основные позиции и понимание логики развития. Как отметил Павел Спирин, есть генеральные планы, которые годами согласовываются Федерацией. Краснодарский прошел процедуру без проблем — это тоже может сказать о качестве проработки вопросов.
Действительно, настало время жестко менять градостроительную политику города. Новый документ теоретически должен позволить Краснодару стать современным, комфортным и удобным городом. Насколько гладко все пойдет на практике — мы увидим. А наши дети и внуки должны будут уже не только увидеть, но и ощутить совершенно иную атмосферу города. Атмосферу нового Краснодара, основа которого заложена в таком непростом
Этапы работы над новым генпланом
В ноябре 2018 года «
К августу 2019 года были завершены наиболее объемные этапы работ — составлен цифровой топографический план в масштабе 1:2000, проведен градостроительный анализ территории и существующей демографической,
В декабре 2019 года разработчики передали генплан в мэрию для согласования с городскими структурами.
В апреле 2020 года принято решение о том, что общественное обсуждение
25 июня положительное заключение выдали все краевые ведомства.
24 июля главный градостроительный документ краевой столицы получил финальное заключение от Минэкономразвития РФ и был полностью согласован всеми федеральными ведомствами.
Общественные обсуждения проекта генплана проходили в несколько этапов. С 22 июня на сайте администрации города был открыт специальный раздел с информацией о проекте генерального плана. С 6 июля по 6 августа жители города и собственники земельных участков могли внести свои замечания и предложения. Также в течение месяца в разных районах города работали 40 экспозиций проекта генплана. С 27 по 30 июля во всех городских округах прошли «круглые столы» с разработчиками проекта генплана, жителями и представителями общественности.
С 10 августа все поступившие замечания и предложения рассматривала комиссия по землепользованию и застройке. Отработаны 5490 замечаний и предложений, поступивших от жителей города. Параллельно «
1 сентября итоговый проект генплана подписал исполняющий обязанности главы Краснодара Виталий Косенко.
2 сентября документ рассмотрели и утвердили депутаты городской Думы.