Генплан Краснодара: логика и сценарий


В краевой столице приняли генеральный план развития города до 2040 года. Работу по его подготовке называют беспрецедентной — и по качеству исследований и изысканий, и по вовлеченности в процесс общественности и открытости документа для обсуждения, и по современной цифровой основе. Однако для жителей города все же интереснее не техническая сторона, а содержание. Если очень коротко, то в течение двадцати лет ежегодно в Краснодаре необходимо строить по десять школ и по двадцать садиков, по четыре поликлиники и семнадцать лет из этого периода запускать по одной больнице в год. Как увидели логику и динамику развития нашего города разработчики нового генплана?

Уникальный для городов-миллионников документ

О новом генплане рассказал разработчик — директор научно-исследовательского института Перспективного градостроительства Санкт-Петербурга Павел Спирин:

— Генеральный план Краснодара — это была очень масштабная, огромная работа. Краснодар для нас как для разработчиков является ответственным проектом — по тренду развития вашего города развиваются все города России. Его проблемы обусловлены интенсивным развитием — Краснодар лидер по приросту населения. Работая над новым генеральным планом, мы постарались не просто выявить проблемы и найти алгоритм их решения, но и заложить основу для развития города на ближайшие 20 лет.

Директор НИИ подчеркнул: уникальность нового генплана в том, что Краснодар — единственный город-миллионник в стране, генплан которого сделан на цифровой основе. Была проведена аэрофотосъемка, на основе которой создан цифровой топографический план, ставший картографической основой генерального плана. Проведена инвентаризация территорий, проанализированы сведения кадастра.

Проведена большая работа по согласованию запланированных мероприятий. Как рассказал Павел Спирин, 42 процента земель в структуре городского округа принадлежат Российской Федерации — то есть на эти участки полномочия муниципалитета и края не распространяются. Три процента принадлежит краю, почти пять — городу. 50 процентов — земли физических и юридических лиц. Размещение объектов социальной инфраструктуры, инженерных коммуникаций, другие вопросы согласовывались с 16 федеральными структурами.

Общие направления: полицентричность и соцориентированность

Численность населения — это тот базовый показатель, от которого рассчитывается вся инфраструктура и в целом зависят проектные решения, логика и динамика развития города. В Краснодаре механический прирост населения высокий, его пик был в 2017 году — приехали 136 тысяч человек. Если высокий темп будет сохранен, то к 2040 году мы выходим на цифру более трех миллионов. Территориальные возможности позволяют комфортно расселить не более 2,2 миллиона человек, остальные будут проживать в агломерации (Северский, Динской, Красноармейский районы и Горячий Ключ). Поэтому в генплане рассмотрена территория не только Краснодара, но и прилегающих территорий, учтены транспортные потоки.

В целом если говорить о концепции развития города и сбалансированной городской среды, разработчики остановились на полицентричной модели, выделив центр и 12 подцентров. Для решения проблемы пробок это оптимальный путь: в постиндустриальных городах основная емкость приложения труда приходится на общественно-деловые зоны (офисные помещения, торговые центры, предприятия сферы обслуживания). Необходимо, чтобы места трудоустройства соотносились с жилыми районами, сфера обслуживания подтягивалась к ним и горожанам не приходилось ежедневно «курсировать» на длинные расстояния.

— В уникальном исследовании для генеральных планов, проведенном в Германии, говорится: сколько ни строй развязок и дорог, если неправильно структурирована территория, это не решит проблемы пробок. Если жители в одних зонах проживают, в другие едут на работу, в третьих они будут проводить досуг, еще отвозят детей в школу или детский сад, в спортивные клубы, трафик всегда будет высоким. В Европе модное направление — пятнадцатиминутный город: в пешей доступности человек может посетить парк, магазины, обеспечить детей возможностью развития и социальной активности. Полицентричная модель развития и 12 подцентров должны дать правильную структурность городу.

Для этого определены основные территории концентрации рабочих мест, заложено развитие производственного потенциала (в городе планируется создание шести индустриальных парков плюс еще несколько появятся в ближайших населенных пунктах). Сформированы общественные пространства, соотнесены с жилыми кварталами, которые либо уже существуют, либо предполагаются. Каждый такой подцентр обеспечен социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой. Именно по такому принципу и построен документ, он полностью выверен и сбалансирован, заверил Павел Спирин. Если посмотреть на практику европейских стран, которые тоже прошли через период активного развития городов, — именно этот рецепт работает практически везде. Так, тысячи новых рабочих мест появятся во всех районах города.

Ну и основной вектор генплана — его социальная ориентированность. Это, в принципе, очень заметно по цифрам и данным.

Транспорт: особый режим для центра, «наземка"и трамвайный бум

Что касается отраслевой специфики развития города, то в первую очередь разработчики рассказали о транспортной составляющей. Проблемы в настоящее время серьезные. Достаточно большое количество улиц в Краснодаре имеет тупиковый характер, улично-дорожная сеть в принципе слабо структурирована.

Заметную роль в решении проблемы пробок играет развитие трамвайного сообщения — общая длина трамвайной сети увеличивается в три раза. К 2040 году появятся 220 новых остановок и три депо. Сеть автобусного и троллейбусного сообщения увеличится в 2,5 раза. Сейчас многие районы недообеспечены общественным транспортом — почти в 3,5 раза увеличивается общая структура маршрутов.

Впервые в документ территориального планирования включен велосипедный транспорт. В Берлине в год от автомобилей отказываются до двухсот тысяч человек — пересаживаются на велосипедный транспорт, в Краснодаре для этого благоприятный климат, но необходимо обеспечить безопасность и комфорт, отметил Павел Спирин. Протяженность велодорожек будет увеличена в десять раз.

Также у разработчиков есть данные от Минтранса и РЖД о том, что грузовой транспорт большей частью пойдет в обход Краснодара.

— Нам удалось в министерстве транспорта отстоять позицию формирования и использования существующих железных дорог для создания системы городской электрички, чтобы была возможность создания так называемого наземного метро. Предусмотрена структура и логика увязки остановочных пунктов с остановками трамвайной сети для того, чтобы сформировать 14 транспортно-пересадочных узлов, — это также поможет снизить суточный трафик автомобилей, — пояснил Спирин.

Предусмотрено развитие двух транспортных колец — внешнего и внутреннего, создание четырех транспортных коридоров, которые соединят восточную и западную части города. В центре города количество индивидуального транспорта должно быть ограничено — преимущество у пешеходов, велосипедного и общественного транспорта.

Также планируется расширение аэровокзального комплекса до 13,5 миллиона пассажиров в год и появление железнодорожной высокоскоростной магистрали Москва — Краснодар — Адлер.

Социальная инфраструктура: сотни объектов

Это тоже непростой вопрос для Краснодара. Разработчики не просто отработали все по нормативам — постарались выйти и за пределы их содержания.

Строительство социальных объектов будет просто грандиозным — мы об этом уже сказали в самом начале. По детским садам: 196 есть, к 2040 году их число вырастет на 591 объект. То есть каждый год необходимо вводить по 23 сада. По школам: 98 есть, планируется построить 172, это 8–9 школ в год.

Внимание в генплане уделено и развитию дополнительного образования — художественные, музыкальные и спортивные школы появятся во всех районах: в XXI веке дети горожан должны расти в среде, которая в тренде в развитых европейских государствах. Кстати, библиотеки и дома культуры постепенно переходят в структуру именно дополнительного образования — их функции расширяются. Это уже очень заметно в Санкт-Петербурге, тенденция просчитана и обозначена и для столицы Кубани.

Еще одна проблема нашего города — не хватает плоскостных сооружений, хотя условия для занятий спортом на улице уникальные. Спортплощадок станет тоже намного больше.

Здравоохранение: должны появиться 83 поликлиники (в среднем по четыре в год), 17 больниц — практически по одной в год.

Инженерная инфраструктура: последнее предупреждение

Здесь также разработчики постарались учесть все по максимуму — во всяком случае, по словам директора НИИ. Необходимо строительство двух ТЭЦ. Отработана единая система водоснабжения. Все непросто с дождевой канализацией — для нас привычнее ее называть ливневкой. Резервные участки под нее с трудом найдены и зарезервированы, однако это — последний шанс: если они уйдут под застройку, у Краснодара уже больше не будет шанса создать систему ливневой канализации, предупредили разработчики. К счастью, в последнее время ситуация в краевой столице под жестким контролем — ушли в прошлое узаконивание самостроев через суды, появились реальные инструменты действенного управления процессами.

Зеленый каркас: больше в десять раз

Еще одно новшество, которое предложено для Краснодара и поддержано на уровне Правительства Российской Федерации, — отработано создание природно-экологического каркаса, то есть системы природных и искусственно созданных зеленых территорий и водных объектов. В этой части по нормативной обеспеченности Краснодар пока отстает от других городов юга России, поэтому предусмотрены дополнительные рекреационные зоны — будут созданы парки, скверы, бульвары, площадь зеленых зон увеличится в десять раз. Дополнительно отработано свыше трех тысяч гектаров рекреационных территорий, норматив будет — более 16 квадратных метров на человека. Кстати, о новых зеленых зонах часто говорили и жители города, все пожелания краснодарцев максимально выполнены.

Как изыскивались возможности и учитывались пожелания

В ходе общественных обсуждений поступали некоторые замечания и возражения, например о том, что социальные объекты размещаются на территории, где сейчас гаражи.

— Поверьте, это не от лучшей жизни! Нам как исполнителям-проектировщикам не оставалось другого выбора. Взять Юбилейный микрорайон: там просто физически нет земли при существующем дефиците объектов социальной инфраструктуры. Жители выступили за сохранение гаражей. Приходилось выбирать меньшее из зол — вышли на федеральные земли, — отметил Спирин.

Он также отметил, что социальные кластеры, возможно, в некоторых случаях все же нарушат радиус доступности, но это также вынужденная ситуация. Так, с помощью образовательных кластеров (кварталов) должна решаться проблема нехватки школ для тех районов, где физически невозможно расположить объекты: на свободных участках будут строиться сразу несколько учебных заведений, чтобы «насытить» ближайшие районы школьными местами.

— Мы благодарим жителей Краснодара за неравнодушие к городу и интерес к работе над генпланом, за помощь в том, чтобы сделать документ как можно более качественным и жизнеспособным, — отметил разработчик. — Комиссия по землепользованию и застройке отработала предложения, поступившие от населения. Из них большую часть мы учли и приняли. Но есть вопросы, решения по которым комиссия принять не могла — они противоречат законодательству Российской Федерации, безопасности жизни горожан и не могут быть учтены. Новый генплан полностью соответствует законодательству Российской Федерации. Если говорить в целом, я не помню, какой еще документ мы так открыто обсуждали. Был запущен сайт, на котором размещался каждый шаг — около 1,5 тысячи обращений от общественников поступило еще в ходе разработки. Но около 40 процентов содержания документов относятся к грифу «сов. секретно» или предназначены для служебного пользования. Серьезно отработана база Росреестра — совместили ее с новой топографической основой, выявили проблемы. Мы сделали все, чтобы не затрагивать интересы физических и юридических лиц. Но увы, есть ситуации, когда сити-менеджерам все же придется решать вопрос с выкупом участков.

Свой рассказ о новом генеральном плане Краснодара Павел Спирин начинал с цитаты президента Франции Шарля де Голля, который в свое время сказал, что Франция в ХХ веке от градостроительных ошибок потеряла больше, чем от всех войн вместе взятых. Безусловно, легче не допустить коллапса, чем потом все исправлять, важна градостроительная дисциплина.

Теперь в нашем городе есть основополагающий документ — прежний генеральный план — 2012 года уже не выдерживал никакой критики, и о развитии по нему, конечно же, речи быть не могло: реальность слишком изменилась за последнее время — численность населения увеличилась на 75 процентов. Город пережил беспрецедентный в своей истории бум жилищного строительства. Да, уже есть ряд мнений о том, что над документом можно было еще поработать, чтобы «отшлифовать» отдельные моменты. Однако с другой стороны — для таких случаев есть механизм внесения изменений в генплан: вероятно, сразу в таком большом документе абсолютно все учесть сложно. Юрий Рысин отметил, что необходимо серьезно подумать над использованием пойменных земель, придется кропотливо поработать над интегрированием в генплан исторического центра — предмета охраны исторического поселения: документ не дает его развивать, хотя развитие должно быть при соблюдении определенных правил и ограничений. Однако главный архитектор края подчеркнул: принципиальные положения разработаны качественно, на серьезном уровне.

Главное — уже есть путь, четко задано направление, обозначены основные позиции и понимание логики развития. Как отметил Павел Спирин, есть генеральные планы, которые годами согласовываются Федерацией. Краснодарский прошел процедуру без проблем — это тоже может сказать о качестве проработки вопросов.

Действительно, настало время жестко менять градостроительную политику города. Новый документ теоретически должен позволить Краснодару стать современным, комфортным и удобным городом. Насколько гладко все пойдет на практике — мы увидим. А наши дети и внуки должны будут уже не только увидеть, но и ощутить совершенно иную атмосферу города. Атмосферу нового Краснодара, основа которого заложена в таком непростом 2020-м.

Этапы работы над новым генпланом

В ноябре 2018 года «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» приступил к подготовительному этапу разработки главного градостроительного документа кубанской столицы.

К августу 2019 года были завершены наиболее объемные этапы работ — составлен цифровой топографический план в масштабе 1:2000, проведен градостроительный анализ территории и существующей демографической, социально-экономической ситуации Краснодара.

В декабре 2019 года разработчики передали генплан в мэрию для согласования с городскими структурами.

В апреле 2020 года принято решение о том, что общественное обсуждение из-за пандемии пройдет в дистанционном режиме.

25 июня положительное заключение выдали все краевые ведомства.

24 июля главный градостроительный документ краевой столицы получил финальное заключение от Минэкономразвития РФ и был полностью согласован всеми федеральными ведомствами.

Общественные обсуждения проекта генплана проходили в несколько этапов. С 22 июня на сайте администрации города был открыт специальный раздел с информацией о проекте генерального плана. С 6 июля по 6 августа жители города и собственники земельных участков могли внести свои замечания и предложения. Также в течение месяца в разных районах города работали 40 экспозиций проекта генплана. С 27 по 30 июля во всех городских округах прошли «круглые столы» с разработчиками проекта генплана, жителями и представителями общественности.

С 10 августа все поступившие замечания и предложения рассматривала комиссия по землепользованию и застройке. Отработаны 5490 замечаний и предложений, поступивших от жителей города. Параллельно «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» учитывал рассмотренные комиссией предложения и вносил соответствующие изменения в проект.

1 сентября итоговый проект генплана подписал исполняющий обязанности главы Краснодара Виталий Косенко.

2 сентября документ рассмотрели и утвердили депутаты городской Думы.

Похожие материалы