Из глубины веков: какие якоря хранятся в Новороссийске
Коллекция продолжает расти. И уже сегодня она охватывает
Камнем на дно
Как только первобытный человек построил свой первый «корабль», связанный из стволов деревьев плот или долбленый челн, он понял, что не всегда можно упереться в дно шестом и удержаться за водоросли.
Иногда нужно было останавливать судно на середине реки или вдали от морского берега. И камень, привязанный к лиане, либо к свитой из сухожилий убитых животных веревке, можно считать первым в истории подобием якоря.
— Лишь подобием, — подчеркивает мой гид. — Потому что привязанный к веревке груз — это еще не якорь в современном смысле слова. Удерживающая способность (произведение держащей силы на вес якоря) современных якорей в десятки раз превосходит их собственный вес. А у камня, лежащего на дне, удерживающая способность меньше его веса. Поэтому такое приспособление первобытных мореходов принято называть якорным камнем.
Первым усовершенствованием якорного камня, по которому его можно отличить от великого множества разбросанных на дне морей и океанов обычных осколков скальной породы, стал желоб (канавка), сделанный по окружности, чтобы веревка не соскальзывала с гладкой поверхности. Якорными камнями пользовались мореходы Древнего Египта, Вавилона, Финикии, Карфагена, Греции и Рима.
В коллекции Новороссийского музея более десятка якорных камней. Например, утолщенный каменный блок размером 60×37?20 см с формой, приближающейся к прямоугольному параллелепипеду. В центральной части по всему периметру для крепления каната проходит желобок более 2 см шириной и до 2 см глубиной. Подобные якорные камни считаются наиболее древней конструкцией и датируются
Споры ученых вызвали две одинаковые находки, сделанные в удаленном от моря Крымском районе. Камни овальной формы и приблизительно равных размеров 25?20?4 см имеют по два просверленных отверстия. Такие отверстия для крепления веревки, что было надежнее желобка, пробивали в якорных камнях финикийские мореходы. Однако, судя по массе и габаритам крымских находок, держащая сила их ничтожна. Возможно, они использовались в качестве сетевых грузил, что не уменьшает их значения для коллекции.
— Якорные камни встречаются в Черном и Средиземном морях и относятся к периоду наиболее ранних контактов человека с морем, — продолжает Лев Александрович. — Их применяли в разных регионах на протяжении многих сотен и даже тысяч лет. Были и такие примитивные конструкции как сети, мешки и корзины с камнями, даже кедровые колоды с оловом.
Несколько позже стали появляться якорные приспособления с комбинацией из камня и дерева. Наибольшее распространение получили деревянные якоря с каменным штоком,
В новороссийской коллекции имеется три каменных штока. Два из них, датируемые 1 тыс.
Куй железо, пока горячо!
В период ранней античности на смену камню приходит металл. Колонизаторская политика древних греков подталкивала их к развитию мореплавания и заставляла строить все более крупные суда. А это, в свою очередь, требовало и усовершенствования якорей. Так появляются деревянные якоря со штоком из свинца, вес которых достигал сотни килограммов. Первые свинцовые штоки большинством исследователей датируются
Коллекция Новороссийского музея располагает пятью свинцовыми штоками и множеством свинцовых деталей якорного крепления. Самый древний экспонат предварительно датируется V1
Применение свинца в якорях, все еще делавшихся из дерева, безусловно, стало технической революцией. Форма якорей оставалась прежней, но конструкция стала более совершенной. Рога крепились к веретену свинцовой рамой на шипах и клиньях из орехового дерева. Чтобы концы рогов не расщеплялись при падении на твердый грунт, они покрывались железными листами на гвоздях.
У древних еще не было якорной цепи, и они пользовались растительным канатом, сравнительно легкий вес которого вряд ли мог прижать верхнюю часть веретена к грунту. Поэтому шток крепили сверху якоря, чтобы его деревянная основа полностью «утонула». Положение дел изменилось с точностью до наоборот, когда появляются железные якоря. Тогда уже шток становится деревянным и крепится в верхней части конструкции.
Якорь, который сам при тяге за канат переворачивается на рог, придумали на Востоке за 2 тысячи лет до нового летоисчисления. Такие якоря, сделанные сначала целиком из дерева, а позже со свинцовыми штоками, получили распространение в бассейне Средиземного моря. Но кто первым сумел сделать железный якорь? Древние рукописи приписывают изобретение фригийскому царю Мидасу, либо эллинам Евлампию и Анахарсису. Мнения расходятся. Но можно почти с полной уверенностью утверждать, что впервые железный якорь появился в Средиземноморье, этой колыбели мореплавания, приблизительно в V11
Конфигурация железных якорей с момента их появления оставалась практически неизменной вплоть до начала Х1Х столетия. Очень интересными экспонатами в коллекции являются византийские и арабские якоря, обнаруженные экспедицией «Цемесская бухта» в 1982 году в районе поселка Южная Озереевка. Большинство ученых относят якоря этого типа к
С падением Рима морская торговля и судостроение на Средиземном море пришли в упадок. Основная роль в дальнейшем развитии мореходства перешла к норманнам, обитавшим на полуострове Ютландия и в Скандинавии. Именно им приписывают изобретение кошки, одного из самых причудливых по форме якорей. В Х1V в. на ладьях скандинавов появились трех-, четырех-, пяти- и даже шестилапые
В новороссийской коллекции насчитывается добрых полтора десятка
Велосипед изобретали всегда
Издавна люди стремились улучшить конструкцию судового якоря, сделать ее более надежной. Об этом красноречиво свидетельствует количество выданных патентов на изобретения, связанные с конструкцией якорей. На сегодняшний день это количество перевалило за 5 тысяч! И если считать, что люди занимаются судоходством тоже приблизительно 5 тысяч лет, то получается, что в среднем каждый год человек изобретал новый якорь. И просто физически невозможно перечислить все названия. Поэтому ограничимся лишь некоторыми из тех, которые есть в музейной коллекции.
Адмиралтейские якоря. К ним относятся конструкции англичанина Перинга и американцев Паркера, Роджера, Митчесона, Айлена, Ленокса, Портера, Тротмана, Айсаака. При испытании этих модификаций на верфи Ширнессе под Лондоном в 1852 году лучшим был признан запатентованный за 12 лет до того якорь системы Паркера, который и получил официальное название — якорь адмиралтейского образца.
Это самый распространенный и привычный для нашего восприятия якорь с двумя прямоугольными или дугообразными рогами с лапами, а также прямым веретеном с отверстием для рыма и штоком.
Очень редким экземпляром в коллекции является половина дубового штока к
По правилам Британского Адмиралтейства, штоки якорей могли быть как деревянными, так и железными. Первоначально замена дубовых штоков железными была вызвана соображениями весьма далекими от требований прочности. В южных морях корабли нередко терпели аварии
Якоря системы капитана Холла образца 1888 года. Эта конструкция оказала большое влияние на дальнейшее строительство якорей. Капитан из Шеффилда предложил легко разбирающийся якорь, равных которому по простоте изготовления и прочности было не сыскать. Один из экспонатов этого типа был снят с затопленного в Цемесской бухте корабля английской эскадры, приходившей
Якорь Матросова (повышенной держащей силы) подарен музею экипажем большого десантного корабля Черноморского флота «Цезарь Куников» в 1995 году, на празднование
Кажется, наступил завершающий этап в многовековой истории якоря. Что еще можно придумать, если и так конструкция доведена почти до совершенства? Но инженерная мысль не стоит на месте. И сегодня можно встретить уже такие типы якорей, как складной, грибовидный, зонт, обруч, стол, винтовой, присасывающий, плавучий, ледовый…
— Тысячелетия якорь являлся принадлежностью каждого корабля, тысячелетия он служил опорой и надеждой для моряков, — завершает свой увлекательный экскурс Лев Степко. — И история якоря не так уж проста, как может показаться на первый взгляд. Случайно ли до сих пор ни у нас в стране, ни за рубежом никто так и не написал полную историю этого важнейшего и весьма оригинального изобретения человечества?