Казак и офицер: к 30-летию вывода советских войск из Афганистана
С есаулом Валерием Егоровым, окружным судьей Новороссийского районного казачьего общества, мы встретились после урока мужества, который он, офицер-«афганец», провел для студентов строительного колледжа
Перед выступлением Валерия Викторовича студентам показали небольшой документальный фильм про афганские события. Содержание ленты, где лейтмотивом были потери советских войск в разных боевых операциях, Егорову не понравилось.
— Если бы я был молодым человеком, то после просмотра такого фильма никогда бы не захотел идти служить в армию, — поделился казак. — Поэтому свое выступление я начал с комментариев к этому фильму. Рассказал студентам, что в Афгане за девять с небольшим лет боевых действий погибло 15 тысяч советских солдат и офицеров. Да, это немалые потери. Но для сравнения я привел и другую статистику. В те времена в Советском Союзе в
Затем Валерий Викторович объяснил молодежи, ради чего в той далекой стране воевали наши ребята. А ради того, чтобы не дать американцам разместить в Афганистане свои военные базы с крылатыми ракетами, которые они хотели нацелить на Урал с его предприятиями оборонной промышленности. Второе — чтобы перекрыть пути наркотрафика.
— По сути, выведя советские войска из Афганистана, наше высшее руководство предало народ этой страны. И в результате мы получили то, против чего воевали, — американское военное присутствие в подбрюшье Средней Азии.
Боевые рейды
С 1983 по 1985 год капитан Егоров служил в Кабуле в артиллерийском полку
Довелось офицеру участвовать в знаменитой Кунарской операции против моджахедов, проходившей всего в пяти километрах от границы с Пакистаном, где наша пехота столкнулась с пакистанской армией.
— Чтобы ежедневно пальба, беспрерывные бои — такого не было. Приказ на боевую операцию – собрались, вышли, повоевали неделю, вернулись. Мирная жизнь было у нас месяц, а то и два. Хотя бывало, что душманы обстреливали наш военный городок. Однажды минометный обстрел случился ночью, когда у нас после концерта осталась переночевать актриса Людмила Чурсина. Ее разместили в медсанбате. Когда начали рваться мины, к ней в одноместную палату заскочил громадного роста офицер, сгреб в охапку, засунул под кровать да еще и своим телом сверху прикрыл. Людмила Алексеевна после не раз о том случае с юморком рассказывала со сцены.
Ветеран-«афганец» вспоминает, что самым эффективным в той войне была «реализация разведданных». По горячим следам обнаруженных разведкой бандформирований артиллеристы выдвигались в заданный район и разящим огнем уничтожали противника. Затем шел захват пленных и оружия.
— Мне не приходилось, как политработнику, особо убеждать в
Потомственный военный
Валерий Викторович считает, что ему судьбой было предначертано стать офицером. Это потомственное. Прадед погиб в боях на Шипке, освобождая болгар от турецкого ига. Дед пропал без вести в боях под Новороссийском в годы Великой Отечественной. А отец Виктор Егоров — вообще военный летчик. Когда молодым лейтенантом служил в Кореновске, встретил свою любовь. А там и сын Валерий вскоре появился на свет.
Вместе с отцом колесил по гарнизонам всей страны, восемь лет семья жила в Германии, после чего перебрались в Одесскую область, где отец завершал свою военную карьеру и откуда сын после школы поехал поступать в Курганское высшее летное училище, но именно
В кадрированном танковом полку командиры поставили бывшего курсанта начальником строевой части. В свободное от служебных обязанностей время он освоил специальность
После окончания училища его направили в ВДВ. Так он стал гвардейцем прославленной
Казачьи корни
По материнской линии у Валерия Викторовича казачьи корни. Идут они из Кореновска. Там, живя в доме у бабушки, он еще мальчишкой узнал, что родословная у него казачья.
Несмотря на строгие запреты старших, однажды забрался Валерка на горище (чердак), а там — дореволюционные документы предков. Долго разглядывал драгоценную реликвию — грамоту прадеда, казака
— Знай, Валерий, шо ты казак, но ныкому
И он с той поры всегда ощущал себя казаком. А когда
День рождения Валерия Егорова можно считать в известном смысле символичным — 6 марта 1953 года, на следующий день после смерти Сталина. В тот день в истории нашей страны начиналась новая эпоха, в которой суждено будет жить новорожденному. И в его судьбе действительно произойдет слияние двух противоположностей. Замполит, он так и не станет никогда атеистом.
— У каждого человека свой путь к Богу, — говорит он. — А у меня этот путь начался с того же горища в доме у бабушки, где я вместе с казачьими документами нашел старинный псалтырь моего прадедушки, еще с «ятью». И лет с 14 я читал святые писания и возил этот раритет повсюду с собой. И в церковь частенько ходил, хотя и тайком от сослуживцев.
Валерий Викторович
Выезжал старый КАЗАК да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.
Фамилия обязывает
Ровно четверть века Валерий Викторович отслужил в армии. Но на этом его служение Отечеству не закончилось, он продолжает оставаться в строю, теперь — казачьем. К ордену «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и медалям за безупречную службу, в том числе «От благодарного афганского народа», на его груди добавились казачьи награды, среди которых особо почетное место занимает крест «За заслуги перед кубанским казачеством».
Валерий Егоров воспитал трех сыновей. Они выбрали для себя гражданские специальности, но двое, Ярослав и Игорь, вслед за отцом вступили в кубанское казачество. Сейчас у Валерия Викторовича подрастают двое внуков. Мальчишки, Лавр и Гаврил, уверен есаул, обязательно тоже станут казаками. Они уже учатся в казачьем классе. Дед сызмальства прививает им казачьи и православные традиции. А воспитывать настоящих патриотов своей Родины бывший политработник умеет.
И фамилия, считает казак, подспорье ему в воспитании внуков. Егоров водружал Знамя Победы над поверженным фашистским рейхстагом, и один из первых маршалов Советского Союза был полководец с фамилией Егоров, и Главный штаб ВМФ возглавлял в свое время адмирал флота по фамилии Егоров, и губернатором Кубани был Егоров, даже
— Так что фамилия обязывает. Говорят, на Ивановых и Петровых Россия держится. А я бы добавил — и на нас, Егоровых, — улыбается Валерий Викторович.