Корабли с именем Новороссийска на борту: от шхуны до ракетоносца
Впервые гордое имя Новой России было присвоено парусно-винтовой шхуне по Указу императора Александра Второго в честь героической обороны города в годы Крымской войны 1853-1856 гг.
27 февраля 1855 г. в Суджукскую бухту вошла эскадра англо-французских кораблей в составе французского четырехпушечного пароходофрегата и четырех английских кораблей: 20-пушечного колесного пароходофрегата, двух винтовых 13-пушечных корвета и четырехпушечной канонерской лодки. После отказа сдать Новороссийское укрепление без боя, они в течении трех суток обстреливали город.
Затем, 2 марта, корабли эскадры подошли ближе к берегу, спустили шлюпки и началась посадка десанта в шлюпку. Десять орудий приморской батареи открыли картечный огонь, повредив один корабль. Десант был отбит. И на следующий день эскадра ушла из Суджукской бухты, уводя на буксире поврежденный корабль. Этот подвиг и послужил поводом для начала династии кораблей с именем нашего города.
Шхуна «Новороссийск» была построена в Англии и входила в состав Черноморского военно-морского флота. Шхуна, вооруженная всего двумя сигнальными пушками, выполняла посыльные и транспортные функции. В 1866 г. участвовала в съемке берега и гидрографическом промере Мариупольского рейда, а в 1872 г. обеспечивала определении астрономических пунктов на побережье Черного моря. Прослужила шхуна «Новороссийск» до 1884 г., когда была выведена из эксплуатации и исключена из списка Черноморского флота.
Технические новации
Вторым в династии стал миноносец «Новороссийск», построенный на верфях Германии в 1886 году. После прохода по Королевскому (Днепр-Бугскому каналу) он вошел в состав практической эскадры Черноморского флота. В 1895 г. миноносцу присвоили №263. Во время капитального ремонта в Новороссийских судоремонтных мастерских на миноносце заменили котлы, работающие на каменном угле, на котлы нефтяного отопления. На нем испытывались форсунки инженера Шенсновича (по его проектам в Новороссийске была построена первая в мире электростанция 3-фазного тока).
Председатель Морского Технического Комитета вице-адмирал И.М. Дюков в 1899 г. сообщил рапортом в Главное управление Кораблестроения:
«Ввиду достигнутого на миноносце №263 успеха применения нефтяного отопления по способу инженера Шенсоновича, Морской Технический Комитет, отдавая предпочтения этому перед прочими, полагал бы полезным на минном крейсере «Казарский» и миноносце №259 устроить нефтяное отопление с механической пульверизацией нефти по способу инженера Шенсновича в Новороссийске…»
Так пересеклась история миноносца «Новороссийск» с историей города, чье имя он носил. Миноносец в боевых действиях участия не принимал. В 1911 г. он был исключен из списков действующего флота и передан на хранение в Севастопольский порт. В сентябре 1919 г. был взорван при эвакуации белогвардейских войск под командованием генерала Врангеля.
Элемент не найден!
Терпящим бедствиеУдивительная судьба сложилась у третьего судна из династии «новороссийских». Имя города получил построенный в Англии в 1890 г. спасательный буксирный пароход. Его приобрело акционерное общество Владикавказской железной дороги для оказания помощи судам, терпящим бедствия. Однако использовался пароход и для различных буксирных работ в порту. Судно было оборудовано противопожарным и водоотливным оборудованием, имело электрическое освещение и паровое отопление.
Уже в апреле 1891 г. буксир «Новороссийск» оказал помощь терпящему бедствие около Керчи английскому пароходу и практически окупил затраты на его постройку. 14 октября 1914 г. город Новороссийск был обстрелян германо-турецкими крейсерами «Беслау» и «Берк». Буксир «Новороссийск» получил повреждения, но оказывал помощь пострадавшим судам.
Капитан буксира Колланджелло и команда, не потеряв присутствия духа, потушили начавший гореть английский пароход «Фридрих» и оказали помощь в тушении пожара на эстакаде. В 1915 г. буксир участвовал в подъеме со дна бухты парохода «Святой Николай», потопленного при обстреле города. В декабре 1916 г. буксир «Новороссийск» был мобилизован у акционерного общества Владикавказской железной дороги для военных нужд.
В годы гражданской войны буксир находился в расположении Владикавказской железной дороги. После освобождения города от белогвардейцев он вошел в состав Новороссийской военно-морской базы. Прослужил спасатель до конца Великой Отечественной войны.
Под жестокой бомбежкой
Горнило Второй мировой войны прошли еще четыре судна с именем «Новороссийск».
Грузопассажирский пароход, построенный в 1896 г., изначально именовался «Россия». В период гражданской войны судно было угнано за границу, но в 1922 г. возвращено в СССР и переименовано в «Новороссийск». Вступило в эксплуатацию с портом приписки Одесса.
22 июня 1941 г. пароход мобилизован и включен в состав Черноморского флота, обеспечивал доставку военных грузов. В Одесском заливе подвергся ожесточенной бомбардировке вражеской авиации и от попадания нескольких авиабомб получил тяжелые повреждения. Спасая пассажиров, капитан А. Ф. Ботто направил тонущее судно к берегу и выбросил пароход на отмель. Только через два года фашистские саперы сняли его с мели, но в строй судно не вводилось. В 1944 г. его вернули пароходству.
Получил боевое крещение и речной колесный буксир «Новороссийск». Построенный в Киеве в 1935 году, он работал в Ниже-Амурском речном пароходстве, когда началась война. Буксир был мобилизован сначала в качестве военного транспорта, а в ноябре 1941 г. поставлен на вооружение и переквалифицирован в канонерскую лодку. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции в августе 1945 года. Прослужил буксир до 1960 года, но уже в гражданском речном флоте.
Рыболовному сейнеру «Новороссийск» 1939 г. постройки довелось принимать участие в обороне города, имя которого он носил. В марте 1942 г. сейнер был мобилизован и переоборудован под тральщик, получил наименование КТЩ-605 и включен в охрану водного района Новороссийской военно-морской базы. Участвовал в охране рейдов, вел борьбу с минами, доставлял пополнение на Малую землю. Геройски погиб 1 апреля 1943 г., когда, возвращаясь с дозора, подорвался на неконтактной мине в Цемесской бухте.
Сухогрузный пароход Edward Eggleston, построенный в США в мае 1943 г., уже через несколько дней был куплен СССР и переименован в «Новороссийск». Вошел в состав Дальневосточного морского пароходства. В годы Великой Отечественной производил экспортно-импортные перевозки между портами СССР и союзников. В августе 1945 г. в качестве войскового транспорта участвовал в высадке десанта на острове Сахалин и в Курильской десантной операции. Прослужил в торговом флоте до 1974 г.
Элемент не найден!
Гибель линкораЛинейный корабль «Новороссийск» был построен в Италии в 1914 г. под именем «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). Принимал участие в Первой и Второй мировой войнах. Прошел коренную модернизацию с 1933 по 1938 гг. В 1949 г. линкор был передан по репарации Советскому Союзу и зачислен в состав Черноморского флота. В том же году прибыл в Севастополь и переименован в «Новороссийск».
Этот линкор был самым крупным по водоизмещению и самым мощным кораблем по своему вооружению в ВМФ СССР. Водоизмещение – 29100 т, длина корпуса – 186,38 м, ширина корпуса – 28 м, осадка – 10,39 м, мощность паровых турбин – 93433 л.с., скорость хода – 28 узлов, дальность плавания – 6400 миль, экипаж – 1250 человек; бронирование: пояс борта – 250 – 130 мм., башни – до 280 мм, палубы – до 100 мм; вооружение: 320-мм орудий 10, 120-мм зенитных автоматов 12, противоторпедная защита «Пульзе».
Однако послужить социалистическому государству ему довелось недолго: 29 октября 1955 г. линкор «Новороссийск» затонул в Севастопольской бухте от взрыва при невыясненных обстоятельствах. Погибли 611 человек. Линкор был поднят лишь 4 мая 1957 г., в перевернутом виде отбуксирован в бухту Казачью для разделки на металлолом. Судьба линкора – самая трагичная и загадочная из всех кораблей, носивших имя «Новороссийск».
На морях и океанах
«Новороссийскую» флотилию в послевоенное время пополнили еще 11 судов самого различного, но – мирного предназначения. В 1951 г. с верфей Бельгии сошел рыболовный траулер «Новороссийск», трудившийся в составе Мурманского рыбного флота в Баренцевом море и Северной Атлантике.
Построенный в 1963 г. в Японии танкер был назван «Новороссийский партизан» в ознаменование 20-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Новороссийском и в память о героической борьбе партизанских отрядов Новороссийского района. Танкер имел неограниченный район плавания, занимался перевозкой нефтепродуктов из Персидского залива к берегам Северной и Южной Америки, к Азиатским портам Японии, Индии, Вьетнама, а также в порты стран Европы.
Прогулочный пассажирский теплоход «Новороссийск» с 1973 по 1988 гг. работал на прибережной линии Суджукская коса – Кабардинка – город. Во время летнего курортного сезона перевозил до 10 тысяч пассажиров. Средний Черноморский сейнер «Новороссийск» 1972 г. постройки вел промысел на Азовском, Черном и Каспийском морях с удалением от порта до 600 миль. Буксир-кантовщик «Новороссиец» с 1974 г. помогал судам швартоваться к причалам Новороссийского порта.
Два танкера носили одинаковое имя – «Герои Новороссийска». Первый из них, построенный в Англии в 1977 г., был продан Греции в 1979 г. Второй сошел с норвежских стапелей в 1980 г. и вступил в строй Новороссийского морского пароходства, мог перевозить одновременно четыре сорта нефтепродуктов. Еще одно нефтеналивное судно, 1982 г. постройки, получило имя «Новороссийск», оно также могло перевозить одновременно четыре вида нефтепродуктов.
С 1982 по 2002 гг. в Атлантике трудился большой морозильный рыбопромысловый траулер «Новороссийский рабочий». С 1988 по 2002 гг. в Новороссийском портофлоте работал прогулочный пассажирский теплоход «150 лет Новороссийску», совершая туристические рейсы по линиям Новороссийск – Кабардинка – Геленджик, Новороссийск – Малый Утриш – Геленджик.
Последним в этом списке на сегодняшний день значится судно с горизонтальным способом погрузки типа РО-РО «Новороссийск», построенное в 1994 г. В течение 10 лет судно перевозило колесную технику, пока не было продано Соединенным Штатам.
На страже Отечества
Три военных корабля получили имя «Новороссийск» за последние десятилетия. Недолго носил это гордое имя большой противолодочный корабль, переименованный в 1971 г. в «Николаев». Зато прославился своими дальними походами авианесущий крейсер «Новороссийск». Он предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника. После многомесячных испытаний 15 августа 1982 г. крейсер вошел в состав ВМФ СССР, служил в Краснознаменном Тихоокеанском флоте до 1993 г., когда был продан Южной Корее. Многие призывники Новороссийска прошли морскую закалку на борту крейсера.
В 1991 г. со стапелей Ярославского судостроительного завода сошел погранично-сторожевой корабль «Новороссийск». Он предназначен для противолодочного и корабельного дозора на водах и выходах в пунктах постоянного и маневренного базирования сил флота, эскорта и охраны государственной границы. В 1996 г. корабль передан в состав Новороссийской отдельной бригады сторожевых кораблей, участвует в охране государственной границы и охране рыбных промыслов на Черном море.
Сторожевик имеет мощное вооружение: 76-мм артустановку, 30-мм шестиствольную артустановку, зенитно-ракетную установку «Стрела-3», два торпедных 533-мм аппарата, бомбометные установки РБУ-1200 м, а также два комплекса для защиты от крылатых ракет. И сегодня сторожевой корабль «Новороссийск» несет боевую вахту на морских рубежах государства Российского.
«Невидимка» пришла в порт приписки
Новороссийская военно-морская база (НВМБ) в день своего 20-летия, 21 сентября 2015 года, встретила первую подлодку, которую нарекли именем города-героя. Новейшая дизель-электрическая подводная лодка (ДПЛ) «Новороссийск», совершив межфлотский переход из Северного на Черноморский флот, прибыла к месту постоянного базирования. Лодка успешно прошла испытания и совершала длительный переход из Баренцева моря, обогнув всю Европу. Всего субмарина прошла 6500 морских миль.
ДПЛ «Новороссийск» – головная субмарина проекта 636.3. В обиходе их чаще называют новым поколением «Варшавянок». Подводное водоизмещение — 3,1 тысячи тонн; глубина погружения — до 300 м; скорость под водой — 20 узлов (37 км/ч). Уходя под воду, подлодки этой серии исчезают с экранов сонаров, за что их и называют «черными дырами». Экипаж — 52 человека, что говорит о значительной роботизации. Главное оружие — ракеты «Калибр-ПЛ», которые невозможно перехватить. Именно ими мы не раз успешно разрушали объекты террористов на территории Сирии.
И вот долгожданная встреча. Субмарина гордо заходит в Цемесскую бухту. На пирсе ее вместе с родственниками моряков встречали Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Виктор Чирков, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, командир НВМБ капитан 1-го ранга Олег Шастов, глава Новороссийска Владимир Синяговский и начальник Главного управления № 4 при Спецстрое России генерал-майор Михаил Ташлык. В числе почетных гостей — гендиректор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков — от создателей подлодки, а также представители руководства Центрального конструкторского бюро «Рубин».
На этом династия не заканчивается. Верим, что славное и гордое имя Новороссийска будет присвоено еще многим гражданским судам и военным кораблям.