Мусорный сбой: снова жалобы на заваленные контейнерные площадки в Краснодаре
До сих пор переходный период
Ноги мусорного безобразия изначально росли не из халатного отношения к своим обязанностям, отвратительной работы специализированной службы и повального беспредела. Первопричина мусорных проблем — так называемый переходный период. Вступление в силу новых законодательных норм, регулирующих сферу ТКО, «мусорная реформа».Когда старые отработанные схемы отменили, а новые оказались мягко говоря сырыми.
Глобальный смысл всего очень, просто предельно правильный: десятилетиями мы сваливаем отходы на полигоны, засоряем землю, и уже много засорили, надо с этим что-то делать.
Элемент не найден!
Надо не только собирать и сваливать, но сортировать, перерабатывать, рекультивировать старые свалки. Чтобы провернуть весь объем работы, край поделили на 11 зон, выбрали для них региональных операторов для каждой — мусороуборочные компании, которые должны не только собирать и вывозить, но и сортировать, наладить переработку.Закрепили их на десять лет — чтобы был смысл вкладываться в переработку и настройку нового процесса. Перевели все на новые рельсы, рассчитали и утвердили новые тарифы (официально, через РЭК). Сломали много копий на вопросе лицензирования полигонов.
А прописать такой функционал мусороуборочных компаний, как уборка контейнерных площадок, забыли.
Переработку мусора заложили, схему и стоимость транспортировки, требования к полигонам. А уборку, содержание площадок — нет. Да, такое бывает!
Элемент не найден!
Тогда и началось мусорное безобразие в Краснодаре - пока не внесли изменения в нормативные акты (это не быстро и без этого нельзя) и не выделили средства (незапланированные!) из местного бюджета, и пошло нарушение мусорного равновесия.Кстати, краевая столица на новые рельсы перешла с 2019 года, тогда как край — только с 2020-го.
Выделенные средства осваивает та же компания — но уже через специальные процедуры.
Нехватка сотрудников
Сейчас все продолжает работать по той же схеме. Так что же произошло?
Как пояснил гендиректор АО «Мусороуборочная компания» Валерий Облогин, водители и подсобные рабочие два последних месяца — август и сентябрь — массово уходят на больничный: в августе – 69 водителей и 73 подсобных рабочих, то в сентябре – 79 и 41 (всего ежедневно на вывозе работают 225 единиц техники). Оставшиеся сотрудники привлечены к сверхурочной работе, насколько это возможно. Плюс именно в это время прошли массовые субботники — образовался дополнительный объем отходов. Проблема должна решиться с получением новой техники с большим процентом уплотнения отходов (уже в ноябре).
В принципе одна из проблем — сложность в подборе сотрудников.
Компания даже посматривала на иностранную рабочую силу, но сейчас, во время пандемии, это невозможно.
- 90 процентов наших сотрудников — жители не Краснодара, а периферии, мы вахтами привозим людей из населенных пунктов в радиусе ста километров. Водители на контейнерной машине получают от 50 до 70 тысяч, на крупногабарите – от 70 до 90 тысяч. Социальный пакет мы расширили, но в очередь желающие работать не становятся, - рассказал гендиректор компании.
Кроме того, в целом сказывается и то, что в частном секторе не все заключают договор на оказание этой услуги: обязанность есть, а наказания за невыполнение - нет. В секторе многоквартирного жилья УК подают сведения о некорректном, заниженном числе проживающих - соответственно, не хватает контейнеров. Это все - тоже отчасти отголоски новой системы, и не всегда возможно на местном уровне изменить ситуацию. Хотя с УК работа уже ведется, да и в частном секторе тоже: но сотрудники могут только предлагать заключить договор, не больше.
Грязь на мусорных площадках
Что касается содержания контейнерных площадок — было бы удобнее, чтобы полностью весь комплекс услуг вернулся к регоператору, считает гендиректор Мусороуборочной компании Валерий Облогин;- Все контейнерное хозяйство – содержание площадок, их санитарное, техническое обслуживание – на сегодняшний день закреплено за муниципалитетом. Если раньше это было в тарифе у компании и мы успевали вовремя ремонтировать и обустраивать площадки, обеспечивать вывоз, то сейчас есть определенные сложности. Это единый технологический процесс, и было бы правильно, если бы это все было в едином тарифе у единого оператора. Дело не только в деньгах, но и в самой организации процесса. Когда за все изначально отвечает компания, это более продуктивно.Безусловно, логично, чтобы и крупногабаритный, строительный, и в принципе любой мусор хоть на контейнерной площадке, хоть рядом, хоть в пяти метрах от нее убирали сразу в одну машину одни рабочие сразу, Делается что-то для изменения ситуации? Да, попытки были.
- Выходили на Законодательное собрание, ЗСК - в Государственную думу прошлого созыва с тем, чтобы внести изменения и включать затраты в единый тариф регоператора. Это осталось без рассмотрения. Предлагаю еще раз выйти – с тем, чтобы довести все до логического завершения, - пояснил Валерий Облогин.
Элемент не найден!
Легко можно увидеть последствия: при возвращении к прежней схеме этот вид работ будут снова оплачивать жители города — мы с вами. А тариф и так в отдельных зонах повысился. И еще повышать его не слишком спешат.Но ведь можно оставить оплату за местной властью, а ответственность вернуть компании. Или тоже будут сложности?
Сколько стоит чистота: тарифы на вывоз мусора в Краснодаре
В Мусороуборочной компании уже просчитали стоимость стабильной чистоты на площадках: плата поднимется на 20 рублей в месяц с человека.
Сейчас тариф за вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов) по Краснодару, утвержденный Региональной энергетической комиссией, - 393 рубля 75 копеек за кубометр без учета НДС. Норма накопления ТКО для жителей многоквартирного жилого фонда – 3,2 кубометра, для населения частного сектора - 3,9 на одного человека в год. Это 105 рублей для многоквартирного фонда и 127,97 – для частного сектора на одного человека в месяц.
Раздельный сбор мусора в Краснодаре
Здесь процесс, как говорится, пошел. Но не слишком шустро.
С одной стороны, контейнеры для раздельного сбора уже устанавливаются. Но с другой — эффект пока сомнительный.
- Реализуется программа по раздельному сбору – тоже много коллизий. По одним документам – эта работа вменяется регоператору, по другим – не определен статус вторички, - пояснил Валерий Облогин. - Установлены около полутора тысяч контейнеров для раздельного сбора. Но порядка 48 процентов их наполнения – засор. Бросают все подряд – нужна досортировка. К тому же из наших сеток ночами забирают вторичку: мы несем затраты, а бороться в правовом поле с теми, кто злоупотребляет, не получается. Выправим ситуацию, но на это нужно время.
Элемент не найден!
В принципе поведение жителей города - не всегда идеально. При всех организационно-финансовых сложностях существует и проблема культуры населения. Теоретически - возможно, будет принято повышение штрафов и организована качественная система видеонаблюдения.Куда жаловаться на вывоз мусора в Краснодаре
Любые жалобы, в том числе и на вывоз мусора, некачественную его уборку, содержание контейнерных площадок можно отправлять в электронном виде через специальную форму "Решаем вместе" — выйти на нее можно через официальный сайт мэрии Краснодара krd.ru.
Также в электронном виде можно направить жалобу, обращение, предложение самой мусороуборочной компании — тоже в электронном виде, на адрес [email protected].
И эта тема контролируется департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса мэрии Краснодара.
Вопросы по вывозу ТКО
Ситуацию очень подробно рассмотрели депутаты городской Думы Краснодара. Как отметила председатель Думы Вера Галушко, к вопросу необходимо вернуться и обсудить его с избранными депутатами ГД восьмого созыва. Проработкой ключевых моментов займутся комитеты Думы по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу (председатель Дмитрий Орешкин) и по вопросам молодёжной политики, спорта, туризма и побратимских связей (председатель Серафим Тимченко).
Ранее мы писали о еще одной недоработке в новом законодательстве: Налог на мусор: почему плата за вывоз отходов начисляется для пустующих домов и квартир?
Читайте также о развитии ситуации: Плата за мусор, если жилье пустует: вопрос пошел на федеральный уровень