Наводнение в Пятигорской: как жители пережили стихийное бедствие
— Мы еще не спали, когда нас начало топить. Раньше, бывало, заходила вода во двор, но выше цоколя никогда не поднималась. В этот раз она стала стремительно прибывать, — поделилась с «ВК Пресс» директор школы № 11 мама девяти приемных детей Екатерина Ефременко. — Мы со старшей дочерью побежали пересаживать кроликов из клеток нижнего яруса на третий ярус. Думали, это их спасет. Увы… Потом собрались с детьми в комнате. Вода все прибывала. Я позвонила по номеру 112 и попросила, чтобы эвакуировали хотя бы детей. Там сказали, что заявка принята, нужно ждать. Между тем мы засекали время и делали отметки уровня воды. Оказалось, что за десять минут вода поднимается на 10 сантиметров. Мы стояли на мебели под самым потолком. Вскоре под водой скрылась дверь. Стало понятно, что при эвакуации придется подныривать под нее. Но помощь все не приходила...
Так было в доме многодетной семьи. Их никто не эвакуировал. Фото: из архива семьи.
Позвонила снова. Ответили, что информацию передали спасателям, но те не могут до нас добраться из-за течения. То есть нам попросту оставалось умирать, деваться было некуда. Еще бы пять-семь сантиметров воды — и дети начали бы захлебываться. Это было самое страшное. Нас спасло то, что около 01.40 вода остановилась, а потом начала понемногу убывать. Я попыталась открыть окно, чтобы вода из дома уходила на улицу. Потом услышала, как течение свалило стену гаража. Стена, у которой мы сидели, сильно трещала. Я боялась, что она тоже обрушится, но обошлось.
Состояние комнат после схода воды. Фото: Константин Поддубный.
Сейчас семье помогают волонтеры. Они выносят из дома скопившуюся грязь и землю. В комнатах начала рушиться штукатурка. Предстоит серьезный ремонт. Работы непочатый край. 7 июля семью навестил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Он поручил своим заместителям помочь в восстановлении дома.
Нас бросили на произвол судьбы
— Сначала вода пошла фонтаном из унитаза и душевой кабины. Выбежал на улицу, а тут уже река — навстречу! Вернулся в дом, велел жене поднимать детей (у нас гостили четверо внуков) на второй этаж. Вода поднималась и поднималась. У соседа течением сорвало сарай, который, в свою очередь, снес нашу теплицу. Заборы тоже уплыли. Поток бурлил часа три, потом пошел на спад, — рассказывает житель улицы Молодежной Рамазан Шарипов.
Поток воды снес стену в доме Шариповых. Фото: Константин Поддубный.
— Мы тоже звонили в МЧС, боялись за внучек. Просили приехать, пока воды не стало еще больше, — продолжает его супруга Татьяна Шарипова. — Мы не могли выйти, однако спасатели могли бы добраться к нам, используя технику. Но нет… А как теперь жить, с чего начинать? Все пропало в одночасье. Смотришь на весь этот погром — и не знаешь, за что браться в первую очередь. Дом весь в грязи и иле, вещи тоже, даже переодеться не во что. Огород тоже уничтожен. Соберем что можно, а остальное только выкинуть. Техника промокла, мы ее высушим, но будет ли работать? Мы держали кроликов, кур, цыплят. Все утонули. Утром повсюду лежали трупы животных.
Повсюду – грязь и неприятный запах. Фото: Константин Поддубный.
Живность в ту ночь потеряли практически все, кто оказался в зоне наводнения. Как-то выжили в бурном потоке некоторые утки. Чудом спаслись собаки, кошки. Четвероногие после случившегося выглядят напуганными либо слишком спокойными, для них наводнение тоже стало огромным стрессом.
Даже МЧС добраться не могло
— Предупреждений о наводнении практически не было. Кто-то проехал, что-то неразборчиво сказал в мегафон — и все. Никто ничего не понял. Мало ли, может, кто-то ездит по улицам, что-то продает, — рассказывает местный житель Игорь Шугля. — Началось же все в районе половины первого ночи. Нас никогда не топило здесь, какие бы дожди ни шли. Потом смотрим, река через дорогу начала перетекать. Вскоре я вышел на веранду, вода уже была во дворе, быстро поднималась. Когда начало топить дом, поставили диван на диван, забрались туда. На улицу выходить уже было без вариантов, бежать некуда. Спасатели приехали уже после того, как вода сошла. Не могли добраться к нам даже на вездеходе-амфибии из-за течения.
После приходили ребята-волонтеры, помогли разобрать снесенную потоком теплицу, другие завалы. Это были просто добровольцы, не от администрации. Питьевую воду нам тоже в основном привозили частники, да и до сих пор доставляют. Продуктами питания и предметами первой необходимости нам всем помогают тоже частники, например предприниматели с рынка. Приезжали медики, сделали всем прививки от дизентерии и других заболеваний.
Также глава семьи показал нам свой дом после потопа. В комнатах пришлось сорвать ламинат, чтобы хоть как-то все сохло, из стен вытащили стекловату. Предстоит капитальный ремонт, но сначала дом будут сушить с помощью тепловой пушки. Бытовая техника и мебель испорчены. Машина утонула в гараже, не успели выгнать. Есть мастера, которые предлагают восстановить авто за 350 тысяч рублей, но никакой гарантии не дают.
Автомобиль после встречи со стихией. Фото: Константин Поддубный.
Сейчас семье помогают друзья и представители местного ресторана, где работает супруга Игоря Любовь. Они привезли кое-какую мебель, электрогенератор, насосную станцию. Также приезжали на помощь в качестве добровольцев казаки из Староминской.
Большая часть мебели стала мусором. Фото: Константин Поддубный.
Из хорошего: мусор в станице вывозят оперативно, часто. Быстро восстановили электроснабжение. На столбах повесили временные счетчики и сделали розетки, чтобы люди могли хотя бы через переноску подключаться к сети, запитать дом. Да и после приезда главы региона местные власти больше засуетились, стали активнее собирать волонтеров.
Перед сном стелили тряпки на диван
— В ту ночь я спала как убитая, но неожиданно проснулась. Мне показалось, будто в комнате кто-то ходит и дышит. Встаю с постели — и ногами прямо в воду, уже по колено было. Я сразу поняла, что наводнение, — делится с нами жительница улицы Ставропольской Любовь Зайшлая. — У нас во время наводнения погибли пчелы — несколько семей, кролики, птица. Собака чудом спаслась — забралась на будку, встала на задние лапы, выла. Мебель вся мокрая, пол вздулся, нужно все срывать и стелить новый. Вонь стоит, грязь сантиметров десять. Вода принесла во двор венки с кладбища, трупы животных. Не представляю, что делать. Перед сном приходится стелить на диван разные тряпки, чтобы не было сыро. Хоть бы какую-то материальную помощь оказали — и то хорошо…
Река Тлябгу, вдоль которой идет улица Ставропольская. Сложно представить, что этот ручей превратился широкую реку и затопил все вокруг. Фото: Константин Поддубный.
Кстати о помощи. В школе № 11 поселка Мирного Горячего Ключа развернут штаб. Там можно оставить заявку, по которой волонтеры выезжают на дом. Также в штабе можно получить предметы первой необходимости: средства личной гигиены, одежду, одеяла, еду, воду. Гуманитарную помощь собирают в школе № 4 Горячего Ключа. В станицу уже направили несколько «Газелей» с вещами и провиантом.
Женщина не может сдержать слезы, видя, во что превратился ее дом. Фото: Константин Поддубный.
Глава Горячего Ключа Сергей Белопольский сообщил, что пострадавшим выплатят по 10 тысяч рублей на каждого прописанного в доме человека. Естественно, для этого нужно представить документы: ксерокопию паспорта, свидетельство о рождении ребенка, расчетный счет на каждого пострадавшего и документы на дом. Как собрать их, если все утонуло, не уточняется. Оформить заявку на выплату можно в самом городе (в местной администрации на улице Ленина) и в станице Пятигорской (в школе № 11 поселка Мирного).
Смотрела в окно и видела море
— Мой дом находится в низине, поэтому попал в число тех, кто принял основной удар реки. Я спряталась на чердаке и вычерпывала на улицу подступающую воду, молилась о спасении, — рассказывает Светлана Разина. — В доме теперь разруха, грязь. Я уже давно обращаюсь в разные инстанции, прошу сделать дамбу, но получаю только обещания. Раньше тоже случались подтопления, но вода заходила на 40–50 сантиметров, не больше. А в этот раз вода шла высотой в несколько метров. Я видела в окно море мутной воды. Если бы чистили заторы на реках, такого бы не случилось.
Спасатели оказывают помощь пенсионерке. Фото: Константин Поддубный.
Пока мы беседовали, к женщине на помощь приехали сотрудники «Кубань-СПАС». Они приступили к разбору завалов.
Нас делают виноватыми
После случившегося наводнения в нескольких муниципалитетах губернатор Вениамин Кондратьев поручил разобраться с жилой застройкой в пойме рек и водоохранных зонах, проверить разрешения на возведение домов.
Местный житель показывает, как высоко поднялась вода. Здесь – 2,25 метра. Фото: Константин Поддубный.
В Пятигорской жители рассказали, что на их возмущение местные власти ответили, будто те сами виноваты: построили дома у реки — вот и получили.
— А раньше как было? Сад выкорчевали, участки раздали людям. Те построили дома, стали жить. Таких наводнений здесь на моей памяти не было. Несколько лет назад у нас поставили знаки «Водоохранная зона». Теперь говорят: вы что, не видели, где строились? — объяснил нам местный житель Алексей.
В ту ночь утонуло много машин. Фото: Константин Поддубный.
Вопросов после случившегося много, но самое главное сейчас — помочь пострадавшим людям. Они не должны чувствовать себя оставленными один на один с бедой, не должны выпрашивать помощь, не должны оправдываться за то, что их затопила река. Они пережили страшную ночь, а после нее должен уже наступить ясный день.
Больше фото из станицы здесь.
Кристина Кузнецова.