Трагедия в Цемесской бухте: воспоминания о крушении парохода «Адмирал Нахимов»
Вечером 31 августа 1986 года Владимир Солдатов приехал в филиал гостиницы «Черноморская» на
— Ровно через час меня разбудил телефонный звонок, — вспоминает Владимир Александрович. — Диспетчер порта сообщил, что «Нахимов» затонул. Первая реакция — глупый розыгрыш. Но потом я понял, что такими вещами не шутят, все это очень серьезно. Вызвал по телефону водителя и поехал в город. Встретился со своими заместителями, дал распоряжения.
Ночь, дует приличный
Когда приехал на морвокзал, увидел потрясшую меня картину. Уже начали подходить небольшие суда — катера, буксиры — и высаживать спасенных пассажиров и членов экипажа.В морвокзале разместилось уже много людей, и председатель горисполкома дал распоряжение организовать питание для спасенных. Прежде всего горячий чай, пирожки. Потом привезли капитана «Нахимова» Вадима Маркова. Высокий мужчин в белом, но мокром мундире. Его посадили отдельно от всех, поставив рядом сотрудника милиции.Кто-то был закутан в простыню,кто-то был просто в мокрой одежде. И мне показалось, что все они в зеленке. Но, как оказалось, они были испачканы зеленой краской, которая при затоплении лайнера всплыла из разбитых или раскрытых бочек на поверхность моря, поэтому люди, барахтаясь в воде, окрасились.
— Душевное состояние у меня было
Уже под утро было понятно, что много погибших. Практически сразу же была организована подача рефрижераторных поездов на причалы порта. Для погибших. Потому что лето, жарко, тела надо хранить. Кстати, до сих пор точное количество погибших в той трагедии не установлено. По официальной версии, погибли 423 пассажира и члена экипажа лайнера, включая 65 человек, пропавших без вести, тела которых так и не нашли.
— Перед горисполкомом были поставлены две задачи. Первая — принять, разместить, обеспечить питанием, связью и транспортом пострадавших и приезжавших родственников. Вторая — обеспечить цинковыми гробами и организовать мероприятия по опознанию погибших. Командовать и понуждать своих подчиненных выполнять поставленные задачи мне не приходилось, так как все сотрудники горисполкома выкладывались на сто процентов. Наверное, это особенность нашего русского народа, что во время
В первый день после трагедии, 1 сентября, председателю горисполкома, как и большинству руководителей
Он вернулся домой около четырех утра, позавтракал (или поужинал), подремал до семи утра и — снова работать. Но тогда, как, впрочем, и сейчас, это не считалось
— Тяжелой была не физическая нагрузка, а моральная, — признается бывший градоначальник, а ныне — почетный гражданин
Капитан пассажирского лайнера Марков ушел с капитанского мостика, еще не выведя судно из Цемесской бухты. Оставшийся на вахте третий штурман Чудновский проявил полную нерешительность, когда увидел, что навстречу движется сухогруз. А капитан сухогруза Ткаченко слишком доверился электронике, и руководил курсом корабля по приборам.Владимир Александрович достает из своих архивных папок пожелтевший листок с напечатанным на пишущей машинке списком членов правительственной комиссии, которая приехала в Новороссийск, чтобы решать проблемы, связанные с трагедией лайнера «Адмирал Нахимов».
Комиссию возглавил Гейдар Алиевич Алиев, в будущем — первый Президент Азербайджана, а тогда — первый заместитель председателя Совета Министров СССР. Члены комиссии: Фикрат Ахмеджанович Табеев — первый заместитель председателя Совета Министров РСФСР, Виктор Степанович Пастернак — заведующий отделом ЦК КПСС, Тимофей Борисович Гуженко — министр морского флота СССР, Яков Петрович Погребняк — кандидат в члены Политбюро ЦК КП Украины, Георгий Васильевич Дзись — заместитель председателя Совмина УССР, Гений Евгеньевич Агеев — заместитель председателя КГБ СССР, Юрий Дмитриевич Журкин — в недавнем прошлом первый секретарь Новороссийского горкома партии, ставший тогда уже
Всего в этом списке — 24 фамилии. В правительственную комиссию были также включены, как первые лица Новороссийска, председатель горисполкома Владимир Солдатов и первый секретарь горкома партии Николай Хворостянский.
— Сентябрь выдался в том году очень теплым, градусов под 30 жары. А надо было все время в галстуке и костюме ходить, ведь такая комиссия приехала. Это было тяжело.
Комиссия работала в большом зале здания горисполкома и горкома (ныне здание городской администрации). Были очень тяжелые сцены встреч с родственниками погибших, Гейдару Алиеву не позавидуешь. На большей части таких встреч Владимиру Солдатову тоже приходилось присутствовать, хотя никому из местных руководителей люди вопросы не задавали, все адресовалось председателю правительственной комиссии. Люди выходили из себя, впадали в истерику, иногда переходя на оскорбления членов комиссии.
Вторая горячая точка — место опознания тел погибших родственниками, которое происходило наПоиск затонувших вместе с лайнером пассажиров и членов экипажа начался 2 сентября, спустя сутки после трагедии. Военные водолазы погружались на глубину 47 метров, где на дне покоился пароход. Им приходилось нелегко пробираться по узким коридорам пассажирских палуб, иные из которых были буквально завалены телами погибших. В результате два водолаза погибли во время15-м причале порта, где стояли ивагоны-рефрижераторы . Там буквально волосы вставали дыбом от людского горя. Больше тысячи родственников съехалось со всего Советского Союза. Рыдания, припадания к телам родных людей. При этом погибшие выглядели абсолютно нормально, не так, как после авиакатастрофы, например. Только вчера твой сын или муж, твоя жена или дочка, внук или внучка, брат или сестра были живы, здоровы, и вдруг — жестокая внезапная смерть…
— Самыми страшными для всех нас, новороссийцев, были первые дни после катастрофы. Ко второй неделе все равно человек как бы приспосабливается к горю, перестает воспринимать его близко к сердцу, потому что невозможно находиться на постоянном взводе, начинает притупляться восприятие происходящего. Наверное, это самозащита нашего организма. Иначе просто можно сойти с ума. Поэтому в первые дни было страшно и жутко, а потом началась просто повседневная напряженная работа — встретить, разместить, обеспечить всем необходимым родственников, оказать медицинскую помощь пострадавшим. И ты, выполняя свою работу, испытывал удовлетворение, если все шло нормально, если ты обеспечил людям нормальные условия пребывания в Новороссийске.
Горисполком отвечал за хозяйственные вопросы, а сотрудники горкома партии больше работали непосредственно с людьми, как комиссары на передовой. Кроме того, горком координировал взаимосвязь между различными предприятиями, ведомствами, организациями города. А подгонять никого, как неоднократно подчеркнул в своем повествовании
— Спустя