Церковь в годы Великой Отечественной: малоизвестные факты
Этот день долгое время оставался в большей степени семейным праздником, но сегодня его политический вес сложно переоценить. На этом фоне возникают спекуляции, попытки исказить факты, оправдать или умалить зверства захватчиков. Настоящая история достойна бережного отношения, а ее герои — памяти об их подвигах.
И церковь в годы войны подарила нашей стране множество героев как из духовенства, так и из простых мирян. Несмотря на разногласия с советской властью, выбор у православных был небольшой: сохранить Отечество любой ценой или потерять его навсегда.
Послание митрополита Сергия
«Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…» — гласило послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1941 года. В этот день происходит не только переломный момент в истории нашей страны, но и принимается важнейшее решение о судьбе Русской Церкви.
На тот момент Церковь находилась в тисках репрессий, почти все выжившие архиереи содержались в тюрьмах и лагерях. Уже более 20 лет государство прилагало все усилия, чтобы уничтожить «религиозные пережитки» и их носителей. В начале30-х годов церковь была объявлена единственной «легальной» контрреволюционной силой в СССР. Руководство страны поставило задачу в ходе «безбожной пятилетки» 1932–1937 годов уничтожить все храмы, церкви, костелы и прочие религиозные объекты, охватить антирелигиозной пропагандой все население страны, и особенно молодежь.
Однако духовная память народа не исчезает в одночасье. Несмотря на гонения, церковь оставалась моральным ориентиром для многих людей. Ведь если бы она не представляла никакой серьезной оппозиции советской власти, и бороться с ней было бы незачем.
На момент начала Великой Отечественной войны у церкви не было никаких разумных причин поддерживать текущий политический строй. Напротив, она могла стать инструментом раскола и подорвать внутреннее единство населения. Но, вопреки расхожим сегодня мнениям, церковь ищет не политических выгод, а объединения и мира для народа Божьего. Даже ценой столь тяжелых компромиссов.
Митрополит Сергий не откладывал свое обращение, не выбирал формулировок, не ставил никаких условий. 22 июня на литургии в Богоявленском соборе он обратился к молящимся, говоря о духовных корнях русского патриотизма, проводя параллели между фашистами и другими захватчиками, посягавшими на нашу землю. Владыка завершил свою пламенную проповедь пророческими словами: «Господь дарует нам победу!» — и отправился в свою келью, чтобы собственноручно напечатать текст послания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Этот текст и по сей день вдохновляет и вселяет трепет: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю… Положим же души своя вместе с нашей паствой…».
26 июня 1941 года митрополит Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы». С этого момента во всех храмах страны вплоть до окончания войны начали совершать подобные богослужения. Церковь не оставила свой народ, разделила с ним все тяготы войны, труды и скорби. Епископы, священники и миряне совершали подвиги независимо от обстоятельств: и в глубоком тылу, и на передовой, и на оккупированных территориях.
Подвиг святителя Луки
Одним из ярчайших примеров самоотверженного служения Родине можно считать подвиг священноисповедника Луки (
После плохого питания в ташкентской тюрьме святитель Лука едва мог ходить. Первое время ему приходилось ждать распределения и ютиться в разных местах, не имея определенного места жительства. Тяготы ссылки, однако, не сломили волю епископа. Он, как и в молодости, продолжал идти по пути служения ближним.
С началом войныОтвет пришел на удивление быстро. Ведь переписка осужденных внимательно просматривалась сотрудниками НКВД, а иногда и рядом других инстанций. Можно считать чудом, что именно в этом случае вся бюрократическая цепочка дала «зеленый свет» телеграмме епископа.64-летний святитель отправил телеграмму на имя Председателя Президиума Верховного Совета Калинина: «Я, епископ Лука, профессорВойно-Ясенецкий , отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
«В конце июля прилетел на самолете в Большую Mypту главный хирург Красноярского края и просил меня лететь вместе с ним в Красноярск, где я был назначен главным хирургом эвакогоспиталя 15–15. Этот госпиталь был расположен на трех этажах большого здания, прежде занят школой. В нем я проработал не менее двух лет, и воспоминания об этой работе остались у меня светлые и радостные. Раненые офицеры и солдаты очень любили меня. Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах и излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами», — писал в автобиографии святитель Лука.
Весь 1942 год стал для епископа тяжким испытанием. С начала войны он ежедневно проводил по
Постепенно отношение властей к епископу улучшалось: его стали полноценно кормить с общей кухни, заботиться об улучшении условий его работы. Уважение к его научным трудам и врачебным подвигам выказывали не только медицинские работники, но и командиры, из первых уст знавшие об успехах владыки на медицинском поприще. 27 декабря 1942 года он был назначен на Красноярскую кафедру и впервые за долгие годы вернулся к богослужениям.
В 1944 году святитель Лука был назначен на Тамбовскую кафедру. «По окончании моей ссылки, в 1943 году, я был назначен в Тамбов, в области которого до революции было сто десять церквей, а я застал только две: в Тамбове и Мичуринске. Имея много свободного времени, я и в Taмбове около двух лет совмещал церковное служение с работой в госпиталях для раненых», — вспоминал святитель. Врачебные обязанности владыки в Тамбове оказались значительно шире, чем в Красноярске. Ему как главному хирургу больницы приходилось курировать около ста пятидесяти госпиталей, в каждом из них было от пятисот до тысячи коек.
В 1946 году святитель Лука за свои труды был удостоен Сталинской премии первой степени. Почти все полученные деньги он раздал нуждающимся. К 1955 году архиерей полностью ослеп, но продолжал принимать пациентов, безошибочно ставя диагнозы.
11 июня 1961 года владыка почил, и на его похороны собралась многотысячная толпа. Власти тщетно пытались пресечь «религиозную демонстрацию», но верующие следовали за катафалком вплоть до кладбища. Сложно представить лучшее признание заслуг любимого врача, профессора и пастыря. В 2000 году его причислили к лику святых.
Все для фронта…
Любовь к Родине и противостояние ее врагам всегда были частью жизни всякого православного христианина. Поэтому верующие сразу отреагировали на призыв о помощи фронту и заботе о раненых бойцах. Помимо денег жертвовали драгоценности, одежду и обувь, ткани и прочие материалы, необходимые для обеспечения боеспособности армии.
«Так внешне материально выразилось отношение верующих к переживаемым событиям, ибо нет православной семьи, члены которой прямо или косвенно не приняли бы участие в защите Родины», — сообщал протоиерейА. А. Архангельский в письме к митрополиту Сергию.
За годы Великой Отечественной войны церковь собрала на нужды армии 300 миллионов рублей. На эти деньги были созданы танковая колонна «Димитрий Донской» (19 танков
Примечательно, что война для многих открыла дорогу в церковь. Вчерашние фронтовики принимали монашеский постриг или священный сан, вспоминая в молитвах своих фронтовых товарищей. Вполне лояльные делу революции советские граждане меняли свои взгляды, видя подвиги «церковников», которых высмеивала пропаганда тех лет. Война стала горнилом, в котором не уцелела никакая ложь. И для нашей современности очень важно говорить правду. Сложную, неоднозначную правду, которая совсем не похожа на лозунги. Которую нельзя высказать короткой фразой. Но именно о такой правде Христос говорит: «И позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
Иерей Владимир ИВАНОВ.
Читайте также: