Якутия — Кубань — Камчатка: когда учителя фасовали икру
Конкурс «Учитель. Школа. Жизнь» проводится в нашем медиахолдинге «Вольная Кубань» более десяти лет. За эти годы вышло сотни материалов о жизни замечательных педагогов, о целых коллективах, статей с
Якутия
Тысяча девятьсот сорок восьмой год… Маленький поселок Эльдикан в холодной Якутии. Моя мама Тамара Косогорова — ученица девятого класса, отличница, комсомолка, активистка, бессменная вожатая первоклашек. И вдруг ей предлагают стать учителем начальных классов, зная, как девушка любит возиться с детьми. А еще потому, что преподавателей не хватает. Надо так надо. Мама думала недолго, ведь это еще хоть и маленькая, но зарплата. А жила семья, как и все в тяжелое послевоенное время, бедно. Так началась наша педагогическая династия.
Затем было поступление в педагогическое училище Якутска, работа в родной средней школе поселка Эльдикан учителем начальных классов. Юная учительница, моя мама, поступила заочно в педагогический институт на филологический факультет. Но окончить его не удалось. Тамара сдала зимнюю сессию, а на летнюю не смогла выехать: распутица, дорог нет — не выбраться. Мама никогда и не жалела об институте, потому что работа с малышами приносила много радости. В маленьком поселке было чем заняться: смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования — у нее все получалось. Она прекрасно пела, занимала призовые места в лыжных гонках. Да и семья требовала внимания и заботы: в 1959 году мама вышла замуж и стала Мурзиной. У молодых родителей подрастали дети.
Но суровый климат Якутии с морозами до 60 градусов стало тяжело переносить. И в 1966 году мои родители переехали в теплые края — на Кубань, в Темрюк. Учителей уже было достаточно, поэтому маме приходилось временно работать и в средней школе станицы Голубицкой, и в средней школе № 1 Темрюка, и воспитателем в детском саду. Но затем ее пригласили учителем в
Камчатка
К сожалению, в 1976 году мы покинули полюбившийся Темрюк и уехали на Камчатку: мой папа был фанатом Дальнего Востока. Здесь наша семья жила до
Окончила школу я уже на Камчатке и поступила в Камчатский государственный педагогический институт на филологический факультет. Вначале мне не столько хотелось заниматься с детьми, сколько читать и работать в библиотеке. Я уже тогда понимала, что учитель — это невероятно сложно.
После института я получила распределение в крохотный поселок Ильпырский Корякского национального округа. Ильпырский в переводе с корякского — «Песчаная Коса». И это самое точное название, потому что наш поселок — крохотная узкая полоска суши. А весной и осенью суши не было совсем — море заполняло все. Ни деревца. Ни кустика. Ни травинки. Только песок и Берингово море. В Ильпырской средней школе жил и работал известный российский бард Юлий Черсанович Ким. А я приехала работать на его место. Жаль, не удалось с ним встретиться. Зато произошла другая встреча, ставшая переломной в моей жизни.
В самолете по пути к первому месту предстоящей работы я встретила еще одного молодого специалиста, учителя химии, своего будущего мужа — Сергея Петровича Грозу. Он мечтал попасть после окончания Сахалинского педагогического института на Камчатку. Думаю, чувствовал, что встретит свою судьбу и будущую жену.Так в 1983 году началась наша педагогическая деятельность и семейная жизнь. С первых дней наша с мужем жизнь зависела от школьной. Даже свадьбу планировали на каникулах. Это время мы всегда вспоминаем с удовольствием, хотя было очень трудно. Учитель в маленьком поселке — это совсем не то, что в большом городе. Вся жизнь на виду. Тебя знают все, знают, как и что ты говоришь, делаешь.
Жил поселок за счет рыбозавода. Осенью начиналась путина, и жители обязаны были трудиться на этом предприятии. Учителя — не исключение. Мы работали в третью смену, с 20.00 до 2.00, а утром опять на уроки. И так, пока идет рыба, а это сентябрь — октябрь. Нам выдавали робу, которая была на пять размеров больше, и вперед — фасовать икру! И никто не говорил, что это не входит в наши обязанности. Путина! В ноябре заканчивалась навигация. И никуда ты не выберешься до мая: замкнутое пространство, дорог нет. Почту на военном вертолете доставляли один раз в месяц, если погода позволяла. Телевизоров нет. Из развлечений — один кинотеатр и вечера, которые мы придумывали и проводили сами. Все время и молодую энергию мы отдавали школе. Коллектив у нас был маленький, но дружный. Мы до сих пор благодарны за помощь и поддержку в первый год нашей работы. Со многими коллегами мы поддерживаем связь до сих пор, несмотря на то что поселок давно признали аварийным и закрыли, а люди разъехались кто куда.
Кубань
Так, в непростые
Сергей Петрович вернулся в школу заместителем директора. Прожить двум педагогам с маленькими детьми в то время на Камчатке было сложно: задерживали зарплату, продуктов в магазины не завозили, система рушилась. Мы решили вернуться в уже знакомый мне Темрюк. Да и мои родители уже жили здесь и были нам очень рады.
профиля по теме «Хром и его соединения».
Время шло. Мы с мужем плодотворно трудились. А мама ушла на заслуженный отдых. Ее педагогический стаж — более сорока лет. Наш с мужем — вместе семьдесят шесть лет. Наша династия уже отдала школе более ста пятнадцати лет и еще продолжает трудиться. За эти годы, конечно, были и удачи и разочарования, но мы не представляем себя ни в какой другой профессии.Приятно, что наш труд оценен. За эти годы получено много грамот, мы оба почетные учителя Тамани, я награждена грамотой министерства образования. Мои ученики принимают активное участие в муниципальных олимпиадах, международных
Вся наша жизнь связана со школой. Каждое утро мы вдвоем идем по знакомой дороге. Не всегда наши мнения по поводу обучения и воспитания совпадают, но мы уважаем труд друг друга и наших коллег. По сути, мы учимся всю жизнь.
Не знаю, сколько мы еще проработаем, но, надеюсь, все, что мы делали и делаем, не зря. Ведь не только мы учим детей, но и они многому научили нас. Я часто вспоминаю и повторяю строки из стихотворения: «Учитель, воспитай ученика! Чтоб было у кого потом учиться».
Ранее мы писали:
Сергей Даниленко: Стрельба в Казани обнажила массу системных проблем