Якутия — Кубань — Камчатка: когда учителя фасовали икру


Как часто учителя говорят: «Школа — моя жизнь», «Школа — моя судьба»? Наверняка, почти каждый, кто не мыслит жизни без уроков, без детского гомона и смеха, без планирования и еще много другого, что связано с воспитанием и образованием подрастающего поколения…

Конкурс «Учитель. Школа. Жизнь» проводится в нашем медиахолдинге «Вольная Кубань» более десяти лет. За эти годы вышло сотни материалов о жизни замечательных педагогов, о целых коллективах, статей с мастер-классами ведущих педагогов. Но до сих пор «Учительская страничка» выходила только в нашем печатном издании. Мы подумали: а почему бы самые интересные материалы не публиковать в «ВК Пресс»? Сказано — сделано. И первый зачин нашего проекта начинается со статьи Ольги Гроза из Темрюкского района. Нам она показалась очень интересной, потому что затрагивает несколько поколений, а также несколько территорий нашей необъятной Родины. Жизнь членов учительской династии в Якутии, на Камчатке, на Кубани, особенности профессии в этих регионах — в нашем первом материале.

Якутия

Тысяча девятьсот сорок восьмой год… Маленький поселок Эльдикан в холодной Якутии. Моя мама Тамара Косогорова — ученица девятого класса, отличница, комсомолка, активистка, бессменная вожатая первоклашек. И вдруг ей предлагают стать учителем начальных классов, зная, как девушка любит возиться с детьми. А еще потому, что преподавателей не хватает. Надо так надо. Мама думала недолго, ведь это еще хоть и маленькая, но зарплата. А жила семья, как и все в тяжелое послевоенное время, бедно. Так началась наша педагогическая династия.

Затем было поступление в педагогическое училище Якутска, работа в родной средней школе поселка Эльдикан учителем начальных классов. Юная учительница, моя мама, поступила заочно в педагогический институт на филологический факультет. Но окончить его не удалось. Тамара сдала зимнюю сессию, а на летнюю не смогла выехать: распутица, дорог нет — не выбраться. Мама никогда и не жалела об институте, потому что работа с малышами приносила много радости. В маленьком поселке было чем заняться: смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования — у нее все получалось. Она прекрасно пела, занимала призовые места в лыжных гонках. Да и семья требовала внимания и заботы: в 1959 году мама вышла замуж и стала Мурзиной. У молодых родителей подрастали дети.

Но суровый климат Якутии с морозами до 60 градусов стало тяжело переносить. И в 1966 году мои родители переехали в теплые края — на Кубань, в Темрюк. Учителей уже было достаточно, поэтому маме приходилось временно работать и в средней школе станицы Голубицкой, и в средней школе № 1 Темрюка, и воспитателем в детском саду. Но затем ее пригласили учителем в школу-интернат, где Тамара Илларионовна и проработала до 1976 года, получив многочисленные грамоты и награды.

Камчатка

К сожалению, в 1976 году мы покинули полюбившийся Темрюк и уехали на Камчатку: мой папа был фанатом Дальнего Востока. Здесь наша семья жила до 90-х годов. Мама и в этом краю нашла свое место. Это школа и любимые ученики.

Окончила школу я уже на Камчатке и поступила в Камчатский государственный педагогический институт на филологический факультет. Вначале мне не столько хотелось заниматься с детьми, сколько читать и работать в библиотеке. Я уже тогда понимала, что учитель — это невероятно сложно.

2.JPG
После института я получила распределение в крохотный поселок Ильпырский Корякского национального округа. Ильпырский в переводе с корякского — «Песчаная Коса». И это самое точное название, потому что наш поселок — крохотная узкая полоска суши. А весной и осенью суши не было совсем — море заполняло все. Ни деревца. Ни кустика. Ни травинки. Только песок и Берингово море. В Ильпырской средней школе жил и работал известный российский бард Юлий Черсанович Ким. А я приехала работать на его место. Жаль, не удалось с ним встретиться. Зато произошла другая встреча, ставшая переломной в моей жизни.

В самолете по пути к первому месту предстоящей работы я встретила еще одного молодого специалиста, учителя химии, своего будущего мужа — Сергея Петровича Грозу. Он мечтал попасть после окончания Сахалинского педагогического института на Камчатку. Думаю, чувствовал, что встретит свою судьбу и будущую жену.
Так в 1983 году началась наша педагогическая деятельность и семейная жизнь. С первых дней наша с мужем жизнь зависела от школьной. Даже свадьбу планировали на каникулах. Это время мы всегда вспоминаем с удовольствием, хотя было очень трудно. Учитель в маленьком поселке — это совсем не то, что в большом городе. Вся жизнь на виду. Тебя знают все, знают, как и что ты говоришь, делаешь.

Жил поселок за счет рыбозавода. Осенью начиналась путина, и жители обязаны были трудиться на этом предприятии. Учителя — не исключение. Мы работали в третью смену, с 20.00 до 2.00, а утром опять на уроки. И так, пока идет рыба, а это сентябрь — октябрь. Нам выдавали робу, которая была на пять размеров больше, и вперед — фасовать икру! И никто не говорил, что это не входит в наши обязанности. Путина! В ноябре заканчивалась навигация. И никуда ты не выберешься до мая: замкнутое пространство, дорог нет. Почту на военном вертолете доставляли один раз в месяц, если погода позволяла. Телевизоров нет. Из развлечений — один кинотеатр и вечера, которые мы придумывали и проводили сами. Все время и молодую энергию мы отдавали школе. Коллектив у нас был маленький, но дружный. Мы до сих пор благодарны за помощь и поддержку в первый год нашей работы. Со многими коллегами мы поддерживаем связь до сих пор, несмотря на то что поселок давно признали аварийным и закрыли, а люди разъехались кто куда.

Кубань

Так, в непростые 90-е я получила второе высшее образование — учителя-логопеда. Моя семья всегда поддерживала и понимала меня.

Сергей Петрович вернулся в школу заместителем директора. Прожить двум педагогам с маленькими детьми в то время на Камчатке было сложно: задерживали зарплату, продуктов в магазины не завозили, система рушилась. Мы решили вернуться в уже знакомый мне Темрюк. Да и мои родители уже жили здесь и были нам очень рады.

1.JPG
Следующий наш этап — работа в родной тринадцатой школе. Это самое значимое, длительное и продуктивное время. Я вернулась туда, откуда началась моя дорога к знаниям. Мне опять пришлось учиться. Как ни странно, но учителей русского языка тогда хватало, места для меня не было, но школа № 13 всегда славилась инновациями. Открывался коррекционный класс, и мой диплом учителя-логопеда пригодился. Потом были и лицейские классы, и обычные, но я поняла прелесть работы в начальной школе.
Время шло. Мы с мужем плодотворно трудились. А мама ушла на заслуженный отдых. Ее педагогический стаж — более сорока лет. Наш с мужем — вместе семьдесят шесть лет. Наша династия уже отдала школе более ста пятнадцати лет и еще продолжает трудиться. За эти годы, конечно, были и удачи и разочарования, но мы не представляем себя ни в какой другой профессии.
Приятно, что наш труд оценен. За эти годы получено много грамот, мы оба почетные учителя Тамани, я награждена грамотой министерства образования. Мои ученики принимают активное участие в муниципальных олимпиадах, международных играх-конкурсах. Ученики Сергея Петровича успешно сдают экзамены по химии, поступают в высшие учебные заведения. Он готовит детей к муниципальным и краевым олимпиадам, где они занимают призовые места, пропагандирует здоровый образ жизни.

Вся наша жизнь связана со школой. Каждое утро мы вдвоем идем по знакомой дороге. Не всегда наши мнения по поводу обучения и воспитания совпадают, но мы уважаем труд друг друга и наших коллег. По сути, мы учимся всю жизнь. Кто-то на собственном опыте, кто-то на чужих ошибках, а еще лучше — встретить мудрого наставника. Замечательно, если эта встреча случается в детстве. У меня эта встреча случилась.

Не знаю, сколько мы еще проработаем, но, надеюсь, все, что мы делали и делаем, не зря. Ведь не только мы учим детей, но и они многому научили нас. Я часто вспоминаю и повторяю строки из стихотворения: «Учитель, воспитай ученика! Чтоб было у кого потом учиться».

Ранее мы писали:

Сергей Даниленко: Стрельба в Казани обнажила массу системных проблем

Похожие материалы