На Кубани появилась 25-я казачья школа: как возрождаются традиции
Кто хочет — тот добьется
Разыскивать школу в совершенно незнакомом населенном пункте, где ни разу бывать не приходилось, долго не пришлось. И дело не только в том, что учебное заведение находится практически в центре села. При виде сторожевой вышки, плетня сразу стало понятно: это и есть казачья школа.
Путь к получению звания «казачья школа» был нелегок, порой тернист. Идея организовать первый казачий класс возникла десять лет назад.
— Мы встретились с атаманом Геленджикского городского казачьего общества Константином Зыряновым. Он пообещал поддерживать нас в наших начинаниях. Однако одного желания мало, нужно было ознакомиться и перенять опыт учителей казачьих школ. В то время в Геленджике ни одной такой школы не было. Я поехала в Абинский район, где было несколько казачьих школ. Мы многое взяли у наших более опытных коллег. Первый казачий класс организовали в 2007 году, и за ним стала тянуться вся школа, — вспоминает потомственная казачка Татьяна Лиморова, руководившая школой в те годы.
В то время далеко не все родители поддерживали идею казачьего образования. Когда казачата переходили в пятый класс,
— Я помню, на родительское собрание пришел дедушка Смоян — езид по национальности (это небольшой народ, живущий в основном в Армении. — Прим. автора). Выслушав аргументы родителей, споривших о дальнейшей перспективе обучения в казачьем классе, он расставил все точки над i, — вспоминает учитель кубановедения Галина Калачева. — Он сказал: если мы живем на казачьей земле, поэтому должны знать и чтить обычаи, традиции и культуру этого народа. На этом спор закончился.
Несмотря на то, что в одном классе учились дети казаков и езидов, конфликтов между ними не было. Более того, как вспоминают учителя, дети езидов чтили кубанские традиции, а на парадах маршировали в первых рядах.
Вслед за первым казачьим классом был сформирован следующий. Ребята не просто носили казачью форму. Они подтягивали по успеваемости малышей, активно участвовали в спортивных состязаниях, ездили на экскурсии. Так со
— В прошлом году все девять у нас были классами казачьей направленности. Мы подали заявку на присвоение школе статуса «казачья», ее одобрили, — рассказала директор школы Татьяна Водянова — энергичная, молодая, не скрою, красивая женщина. — На православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялась церемония присвоения школе статуса казачьей. В тот день к нам приехали глава Геленджика Виктор Хрестин, атаман Черноморского округа Сергей Савотин, атаман Геленджикского РКО Константин Зырянов, настоятель храма Святого Андрея Первозванного иерей Михаил Саидов. Прошло посвящение ребят в казачата и был избран атаман школы. Открытым голосованием, как это принято у казаков, атаманом избрали восьмиклассника Николая Тревогу. Коля два года был знаменосцем. А знамя у нас — копия флага, водруженного над поверженным рейхстагом. Его нам передал совет ветеранов Геленджика. С выноса знамени у нас начинаются линейки, праздничные мероприятия.
В казачьих школах существует самоуправление. В каждом классе избирается атаман. Все они входят в совет атаманов школы под председательством Николая Тревоги. Атаманы должны следить за дисциплиной, успеваемостью учеников.
Подобный метод воспитания приносит хорошие плоды. Помимо
Школьная программа также претерпела некоторые изменения. Помимо традиционных предметов дети более углубленно изучают историю кубанского казачества, основы православной культуры, введены дополнительные дисциплины: основы начальной военной подготовки, армейский рукопашный бой.
— Не в тягость ли детям строевая подготовка? — поинтересовался у директора.
— Дети с удовольствием занимаются строевой подготовкой! Особенно им нравится стрельба из пневматической винтовки, походы по местам боевой славы. Большую помощь во всех делах нам оказывают наши казаки.
К слову, музей под открытым небом «Казачий кордон», подаренный Кабардинским ХКО и Геленджикским ГКО, в этом году был признан победителем конкурса пришкольных музеев.
Казачата ежегодно участвуют в параде, посвященном принятию Закона о реабилитации репрессированных народов и казачества, в Липкинских поминовениях, ухаживают за могилой Неизвестного солдата.
Уверен: когда они вырастут — станут настоящими патриотами, готовыми встать на защиту Родины.
Правильный подход
Одно из важных направлений классов казачьей направленности и казачьих школ — изучение обычаев, традиций и культуры служивого народа. Чтение, рассказы, демонстрация видеофильмов — это, конечно, хорошо. Однако дети устроены так, что им намного интереснее сделать или потрогать
Детский хор «Кубаночка» разучивает и исполняет казачьи песни. Это также вносит лепту в изучение культуры.
Каким образом дети могут узнать о том, как трудились их предки? Картинки и фильмы не дают полной возможности проникнуться духом минувших веков. В школе несколько лет назад создан музей. В одном из его уголков развернута экспозиция «Кубанская хата». Собирали предметы старины, как говорится, всем миром. Сельчане, узнав о создании музея, несли в школу предметы быта: паровые утюги, вышивку, прялки, зыбки. Где, как не здесь, знакомить детей с казачьим бытом?
Кто бы что ни говорил, но само прикосновение к вещам, насчитывающим век или несколько веков, остается в детской памяти надолго. По себе знаю. До сих пор помню некоторые экспонаты Армавирского краеведческого музея, куда шестилетним ребенком ходил с бабушкой.
В школьном музее можно увидеть награды казаков, сражавшихся в годы Первой мировой войны, оружие времен Великой Отечественной войны, найденное школьным поисковым отрядом. Есть здесь и настоящий раритет — ксерокопии записей, сделанных рукой маршала Жукова. Их передала в дар школьникам дочь Жукова Маргарита Георгиевна. Работы школьников были признаны лучшими на краевом конкурсе имени маршала Жукова.
На отдельном стенде — фотографии села Марьина Роща в
Почему бы и в школах, где есть классы казачьей направленности, не создать свои музеи, чтобы изучение кубановедения дало лучший результат?
В школе сложилась традиция — поездки по
Работа на результат
В сравнительно небольшой сельской школе среди педагогов и учеников немало победителей и лауреатов краевых и российских конкурсов. В этом году учитель ОПК Ирина Козлова и ее коллега Инна Белова, учитель кубановедения, стали призерами конкурса «Учитель года». Галина Калачева, преподаватель кубановедения, заняла первое место среди всех учителей, преподающих этот предмет.
Поэтому и многие из учеников
Благодаря чему небольшая сельская школа добилась таких впечатляющих результатов?
В какой класс ни зайди, везде оформлены казачьи уголки. На стенах школы практически нет свободного места: много стендов, наглядных пособий, фотоотчетов. Здесь нет формализма, которым страдают многие школы. Нет двойных стандартов, когда в школе говорят об одном, а дома хают казачье образование. Именно об этом говорила министр образования и науки края Татьяна Синюгина на одном из зональных совещаний, где обсуждались вопросы казачьего образования.
Некоторые из выпускников школы уехали учиться в разные города, однако, по словам педагогов, некоторые вернутся домой. Трое из них хотят стать педагогами и планируют преподавать в родной школе. Часть выпускников вступили в казачьи общества. Пройдет время, и они станут атаманами, сменив ветеранов, стоявших у истоков возрождения Кубанского войска, а значит, связь между прошлым, настоящим и будущим не прервется.
Сергей КАПРЕЛОВ.
Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс"