День народного единства в России: история праздника
Смутное время
Конец 16 — начало 17 веков в России, как вы помните из истории, называют Смутными временами. Не будем углубляться в причины, а их несколько, но так получилось, что в те времена закончилась царская династия Рюриковичей и
Государь русского православного государства — католик, который совершенно не считался с русскими традициями! С этим народ не согласился. В каждом городе, в каждой вотчине самостоятельно решали, чьи указы выполнять, кому подчиняться и служить. По стране бродили шайки разбойников, грабя и убивая мирное население. Люди мечтали о твердой власти, способной навести порядок. Стало ясно, что нужно собирать ополчение и освобождать Москву от заграничных правителей.
Первое ополчение возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его войска, к которым присоединились дружины князей Трубецких и Шаховских, а также казачья вольница во главе с атаманом Заруцким, освободили часть Москвы. Но в ходе распрей, возникших в борьбе за власть, Ляпунова убили. Оставшиеся войска присягнули Лжедмитрию III. Смута продолжилась…
Все началось с явления чудотворца
Кузьма Минин родился в многодетной семье крупного соледобытчика. Отец владел тремя деревнями, землей и лесами. Сам Кузьма в зрелые годы, как бы мы сейчас сказали, занимался животноводством, слыл почитаемым и богатым гражданином Нижнего Новгорода.
За ним последовали другие: несли все добро, за какое можно было получить деньги. Большую помощь оказали богатые купцы и предприниматели. На собранные средства стали нанимать служилых людей. Долго думали о воеводе, предводителе. Выбор пал на князя Пожарского. Несмотря на происхождение от Рюрика и Долгорукого, он был из обедневшей семьи. В молодые годы служил при дворе царя Федора Ивановича. Позже при царе Василии Шуйском Дмитрия Пожарского назначили воеводой, пожаловали 20 деревень в Суздальском уезде.
Когда к нему обратился Минин с просьбой возглавить ополчение, он отказался. И лишь после беседы с архимандритом Печерского монастыря Феодосием согласился. У ополчения стало два вождя, причем Минин, не знавший военного дела, не стремился командовать войском, Пожарский же не смыслил в том, как собирать и обеспечивать войско. Благодаря усилиям Минина служилые люди не испытывали ни в чем недостатка и даже получали жалованье. Нижний Новгород превратился в ратный стан. Более 10 тысяч воинов пошли на Москву под командованием Пожарского.
Людоедство в осажденном Кремле
Засевший в Кремле после первого ополчения польский гарнизон сильно нуждался в припасах. К осажденным из Польши двигался обоз с продуктами и войско из 12 тысяч человек. 22 августа Пожарский решил вступить в бой с поляками, которые стали переправляться через Москву-реку. Если бы им удалось объединиться с осажденными (а это еще около шести тысяч армии), то победить их было бы очень трудно.
Первое ополчение, державшее осаду Кремля, объединилось под началом Минина и Пожарского. Они отбили обоз с продуктами, поляки пустились в бегство. Первая победа ободрила. А для запертого в Кремле польского гарнизона это стало катастрофой, у них начались голодные времена.
Поляки убивали и пожирали друг друга. Польский полковник, после того как на него напали с целью его съесть, пошел на переговоры с Мининым и Пожарским. Но переговоры сорвались по вине поляков, которые стали оскорблять войско. Служилые люди ворвались в Китай-город и перебили всех иноземцев. 4 ноября, в праздник иконы Казанской Божьей Матери, большая часть поляков, истощенная голодом, капитулировала. В этот день Пожарский принес обет построить храм имени Казанской Божьей Матери. И, как видим, обещание сдержал. А окончательно русское ополчение сбросило польские знамена в кремлевские лужи 7 ноября.
В январе 1613 года состоялся Земский собор по выбору царя. Это был первый всесословный собор, где правом голоса обладали даже крестьяне. «Повесть о Земском соборе 1613 года» сообщала о восьми претендентах, среди которых был Дмитрий Пожарский, но выбрали сына патриарха Филарета — Михаила. Он стал первым из династии Романовых.
Мысль об увековечении памяти героев народного ополчения пришла намного позже, в 1803 году. Скульптура работы Ивана Мартоса на Красной площади была воздвигнута лишь в 1818 году, уже после войны с Наполеоном.
До 1917 года день поминовения Минина и Пожарского и день Казанской Божьей Матери праздновались постоянно.