Девушка и скрипка: интервью с героиней самого большого портрета на фасаде здания мэрии Краснодара
Маргарита Киракосова — концертмейстер и первая скрипка камерного струнногоВ музыкальной династии Киракосовых природа на детях ни разу не отдохнула. В этой замечательной музыкальной семье ходить, читать книги и читать нотный текст учатся одновременно…Премьер-оркестра , лауреат международных конкурсов, лауреат премии талантливой молодежи администрации Краснодара. Прекрасный музыкант и просто красавица.
«Уменьшенная квинта»
— Судя по фамилии, вы должны быть брюнеткой…
— Люди
— Дедушка Михаил Киракосов, дирижер, скрипач, композитор, после войны возглавлял Краснодарский театр оперетты, в репертуаре шли его музыкальные комедии. Ваши родители тоже музыканты… Легко ли продолжать династию?
— И да и нет. Родители, Михаил Михайлович и Галина Борисовна, окончили Одесскую консерваторию как пианисты. Папа был солистом в Краснодарской филармонии. Бабушка по маминой линии, Маргарита Рыбицкая, училась в Москве у пианиста Якова Флиера… Музыка в доме звучала всегда. Так что у меня и
— Звук «детской» скрипки мало мотивирует к занятиям музыкой. Почему выбрали этот инструмент?
— Родители мечтали создать струнный квартет из нас, сестер. Я и Клавдия — скрипки, Маргарита (не спрашивайте, почему в нашей семье две Риты) — альт, Виктория — виолончель. У них получилось. Все мы работаем в
— У кого вы учились? Кто из педагогов дал вам больше всего?
— Мне повезло: когда я была маленькой, в Краснодар приехал скрипач, дирижер Михаил Николаевич Токарев. Он знал мою бабушку, и мама попросила его прослушать наш квартет. Он прослушал. И сказал: «С этой „уменьшенной квинточкой“ я бы хотел позаниматься»… До сих пор не понимаю, как он меня учил — часто мы просто говорили о великих музыкантах, о Давиде Ойстрахе, с которым учитель был лично знаком, — но это работало… Мы выиграли множество конкурсов — и это была целиком заслуга Михаила Николаевича…
На каждом этапе у меня были замечательные учителя, которые мне давали именно то, что в данный момент мне было нужно. Я благодарна Валерию Вороне, у которого оканчивала аспирантуру и стажировку в Московской консерватории. Он вывел меня на новый уровень. Я браламастер-классы у самых невероятных музыкантов! И сейчас, как только появляется возможность, я лечу в Москву…
Соло и тутти
— Как вы попали в
— О, это было еще при дирижере Алексее Сидоренко.
— Есть ли
— В нашем оркестре каждый может сыграть соло. А потом сесть на свое место в оркестре. Поверьте, это очень, очень сложно — уметь совмещать разные задачи.
— Вы любите
— Конечно! Иначе меня бы здесь не было! Меня давно зовут в Москву!
— Ваш инструмент можно узнать из тысячи. Откуда такая скрипка?
Элемент не найден!
— До третьего курса у меня был очень слабенький инструмент. Иногда играешь, а у самой слезы катятся. Мне говорят: чего ты плачешь? Ты же хорошо играешь! Но я плачу оттого, что скрипка эта не звучит так, как я представляю: ведь у нее нет нужного мне голоса… Сейчас у меня— Вы проводите со скрипкой много времени. Чему она вас научила?
— Дисциплине, воспитанию воли… После репетиции по четыре, по шесть часов в день хочется поваляться с книжкой. Но нельзя — завтра снова на репетицию, нужно заниматься.
— У вас есть опыт работы в международных коллективах. Вы играли с датчанами, итальянцами, англичанами. Чем «наши» отличаются от «не наших»?
— Зарубежные музыканты никогда не позволяют себе приходить на репетиции с невыученным текстом.
— Как вы попали в оркестр Яна
— Это вышло совершенно случайно. Мы с камерным молодежным оркестром прилетели из Дании. Мне звонит Валерий Иосифович: «Завтра в Новой опере прослушивание в
— Что круче: быть первой скрипкой в камерном или в симфоническом?
— Это разные ощущения. Но мне нравится больше работать в камерном. Есть ощущение чистоты, стройности.
— Вы хотели
— Нет. Один раз нам пришлось выступать без дирижера — я показывала оркестру вступления. Но в камерных оркестрах игра без дирижера является нормой. В Европе многие так выступают.
— Вы
— В любом! Фантастический музыкант! Он может из любой мелочи сделать
— Вы солист и вы концертмейстер. Сложно переступать грань?
— Однозначно.
— Почему у вас нет сольных программ?
— Я тоже задаюсь этим вопросом. Но в
Варвара-краса , длинная коса
— Кем вы себя больше чувствуете: Маргаритой за прялкой Гете или героиней романа Булгакова?
— Когда как, по настроению.
— Какие музыкальные истории вас вдохновляют? Например, «Черный человек» Моцарта или как Бах сочинял Чакону усопшей жене?
— Люблю их все. Например, как отец Никколо Паганини запирал сына в сарае, чтобы тот занимался скрипкой… Со мной в
— Вы говорили, что любите сказки. Читать, рассказывать, смотреть, сочинять?
— Я читаю их племянникам. Но мне кажется, я читаю их для себя. Мир
— Вы обладательница самого большого портрета в городе. Как вы отнеслись к тому, что на фасаде мэрии ваше изображение?
— Приятно, конечно.
— Вам никогда не хотелось постричься? Вам не предлагали деньги за косу? Или стать участницей конкурса на самые длинные волосы?
— Нет. Иногда на концертах для детей слышу, как девочки говорят: «Смотри,
— Игра на скрипке требует сил. Как удается держать себя в физической форме?
— Каждый вечер я занимаюсь растяжкой, йогой, гантелями. Обязательно.
— Есть ли хобби? Разведение фиалок, игра в доту?
— Я очень счастливый человек — мне повезло с профессией. Скрипка занимает все мое время. Иногда предаюсь шопингу — очень люблю платья, красивые вещи.
— Какой подарок для вас самый желанный?
— Скрипка Страдивари.
Нелли
Николай Кубарь: «Верю в очищающую силу искусства»
Хормейстер, аранжировщик, педагог: Геннадий Томилин отмечает юбилей