К 100-летию Григория Пономаренко: воспоминания, публикуемые впервые
Концерты, марафоны, книга
Весь прошлый и нынешний годы в Краснодарской филармонии объявили годами Пономаренко.
Например, все время, пока концертные организации были закрыты и артисты встречались со своим зрителем в
2 февраля, в 17.00 на площади перед Краснодарской филармонией традиционно состоится возложение цветов к памятнику народному артисту СССР, композитору Григорию Пономаренко. В мероприятии примут участие представители министерства культуры Краснодарского края, генеральный директор Краснодарской филармонии народная артистка России Вероника Пономаренко, а также артисты и художественные руководители творческих коллективов филармонии.
В этот же день в 18.30 в концертном зале филармонии состоится большой концерт в честь юбилея композитора «Я лечу над Россией». В нем выступят творческие коллективы и солисты филармонии.
А 3 февраля на еще одном концерте выступят солисты филармонии: заслуженная артистка Кубани Ирина Игнатенко; лауреаты международных конкурсов Надежда Грекова, Алексей Греков, Наталья Пенжоян, Дарья Скрипка, Екатерина Каримова. Перед концертами в фойе филармонии пройдет выставка мемориального
Вместе с Кубанью
Кроме того, федеральный телеканал
А
Весь этот творческий год в самой Краснодарской филармонии будут проходить мероприятия самого разного формата, посвященные памяти композитора. Уже нынешней весной на сцене филармонии ансамбль «Адажио» представит зрителям новую концертную программу песен Григория Пономаренко. Самые популярные произведения композитора зрители услышат в новом музыкальном прочтении артистов. Также в сети в открытом доступе выйдет
Во всех уголках края на весь год запланированы праздничные мероприятия, которые продолжат цикл
Мелодист от Бога
Являясь единственной наследницей творчества композитора, генеральный директор и художественный руководитель Краснодарской филармонии Вероника
— Григорий Федорович рано лишился матери, — рассказывает Вероника Ивановна. — Отец женился второй раз, но эта женщина не сумела заменить Грише мать. Мальчика забрал дядя, брат отца Максим Терентьевич. У них с женой не было детей, поэтому относились к ребенку как к родному. Максим Терентьевич был знатный гармонист, собиратель народных инструментов, мастер по изготовлению баянов. То есть можно сказать: Гришу с рождения сопровождала музыка. И он рано стал чувствовать ее, был мелодистом от Бога, сам изучил нотную грамоту. Когда переехали на Запорожье, его определили к профессиональному баянисту Александру Кинебасу. Подростком он сам писал музыку к школьным спектаклям.Григорий Федорович так и не смог смириться со смертью мамы. Всю свою невыносимую боль от разлуки, нерастраченную любовь к ней он выразил в песнях.
— У него много песен о маме. И все они такие пронзительные, — продолжает Вероника Пономаренко. — Он всю жизнь душой страдал, что у него не было матери. Поэтому и песни такие душевные. Когда поешь, и у самой слезы в глазах, и у зрителей. Помню, как он написал песню «Сирота» для Людмилы Зыкиной. Первый раз, когда она пела ее, рыдала. Да все втроем рыдали: я, Григорий Федорович, Зыкина. Позже, на сцене, у певицы всегда с собой был платок. Она смахивала слезы, когда пела эту песню. У меня в планах издать сборник его песен о матери. Григорий Федорович оставил нам огромное творческое наследство. Недавно все пересчитали точно — 4628 песен у него. Раньше я
Добрый и эмоциональный
Вероника Ивановна рассказывает, что при воспоминании о Григории Федоровиче у нее всегда тепло на душе.
— Он словно солнце, теплое, светлое — всегда с лучезарной улыбкой, — говорит она. — Невероятно добрый он человек. Животных любил до безумия. Страдал, когда видел бездомных, раненых кошек и собак. Мы жили на Красной, 204, в доме был полуподвальный этаж. И вот дворовая кошка облюбовала там себе уголок, чтобы привести в мир котят. Она должна была
— Обычно талантливые люди совершенно не приспособлены к быту. Да и неталантливые мужчины часто не могут носки в шкафу найти. А Григорий Федорович мог сам себе приготовить, самостоятельно найти нужную одежду?
— Я уже говорила, что он, как говорится, рукастый и мастеровой. Самостоятельно все чинил, что поломается. Как у всех мужчин, в гараже у него было много инструментов. Он также очень любил готовить. Особенно у него удавалась фаршированная щука. Вообще нравились рыбные блюда. Говорил: «Я же с Волги!». Насчет одежды? Я могла посоветовать, что надеть, но выбирал он сам. На концертах — всегда с иголочки одет.
— Вы
— Да, много раз предлагали… В 1978 году сам министр культуры СССР пригласил его в Москву и просил: «Вы, Григорий Федорович, должны жить в Москве, в столице, что там Кубань, это ж провинция». Обещал квартиру, какую захочет. Я в то время победила на престижном конкурсе «С песней по жизни». И рвалась в Москву, уже почти уговорила Григория Федоровича. Но приехали домой, на Кубань, посмотрели на цветущие деревья, цветы на Красной, и он окончательно передумал, сказал тогда: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».
— Вы вместе с концертами объездили полмира. Вам аплодировали и в престижных столичных залах, и в районных домах культуры, и просто на колхозном стане. Какое выступление самое запоминающееся?
— Григорий Федорович всегда очень уважительно относился к зрителям. Любил людей, и они платили сторицей. Мы выступали и в маленьких коллективах, и в залах — больше тысячи человек.
Много воспоминаний, много историй… Но вот вспоминаю. Приехали мы с концертом в маленький город Заводоуковск в Тюменской области. Я вышла на сцену в концертном красивейшем, но тоненьком платье, в босоножках с золотыми ремешками. На улице — минус 56 градусов. На третьей песне у меня онемели ноги. Тогда
Жив, пока жива память
Человек жив, пока жива память о нем. В этом простом основании народного сознания воплощена глубокая идея, один из законов бытия человечества в его духовном движении вперед. Память — важнейшее орудие созидания настоящего и будущего.
В Краснодарской филармонии бережно хранят память о человеке, чье имя неразрывно, навечно связано для нас с понятием «классика». Классик народной песни живет в молодых голосах артистов филармонии.
Вот что рассказала молодая артистка, участница марафона «Звучит Пономаренко» Ирина Целищева:
— Я родилась и выросла в
В моей семье очень любили и почитали творчество Григория Федоровича. Пятьдесят лет назад мой дедушка подарил своей жене, моей бабушке, сборник песенГ. Ф. Пономаренко «Колокольчик». Бабушка пела эти песни мне, когда я была совсем маленькой, а потом эти же песни мы пели всей семьей. Так я выросла под произведения Григория Федоровича, поэтому творчество композитора в моей жизни сыграло решающее значение. Ведь музыка — это моя жизнь.
В Волгограде Григория Федоровича считают своим земляком. В послевоенные годы он приехал в Сталинград (Волгоград). Здесь началась его работа с народным хором русской песни «Волжские зори». Этот коллектив он называл своей творческой лабораторией. За десять лет создал немало задушевных лирических песен, и именно этот жанр стал основой творчества композитора. Песни «Подари мне платок», «Растет в Волгограде березка» сочинил в Волгограде. И их пела и поет вся страна до сих пор. В нашем коллективе — оркестре «Виртуозы Кубани» отношение к творчеству прославленного композитора особенное. Мы очень много играем его произведений, есть целые программы, состоящие из его песен. Он нам оставил настоящую духовную сокровищницу, которая неиссякаема даже по прошествии стольких лет. Каждая его песня — жемчужина, а Григорий Федорович — образец неподражаемого таланта и одаренности, поистине народного композитора. Удивительная сила песен Григория Федоровича Пономаренко в том, что они очень душевные и искренние, как и он сам.
Ранее в ВК Пресс мы писали о юбилее Вероники Пономаренко: народная артистка впервые рассказала о семье
Читайте также: Вероника ЖУРАВЛЕВА-ПОНОМАРЕНКО: Счастье — в творческом поиске.