К 100-летию Григория Пономаренко: воспоминания, публикуемые впервые

К 100-летию Григория Пономаренко: воспоминания, публикуемые впервые

Завтра, 2 февраля сто лет со дня рождения великого русского композитора, классика песенного жанра народного артиста СССР Григория Федоровича Пономаренко. Его имя прочно встало в почетный ряд вместе с именами И.Дунаевского, В.Соловьева-Седого, А.Пахмутовой… Его считают своим в Оренбурге и Волгограде, в Липецке и Иванове… Однако своим домом он называл Кубань. Его нет с нами 25 лет, но его удивительно добрые, мелодичные песни живут в современном скоростном мире, волнуют, идут в народ, теряют свое авторство. Здесь, на Кубани, они звучат сильнее во сто крат. И самое главное — они понятны нынешним молодым. Юные артисты с большим удовольствием берут в свой репертуар песни Григория Пономаренко.

Концерты, марафоны, книга

Весь прошлый и нынешний годы в Краснодарской филармонии объявили годами Пономаренко.

Например, все время, пока концертные организации были закрыты и артисты встречались со своим зрителем в интернет-пространстве, в филармонии объявили онлайн-марафон «Звучит Пономаренко». Сначала артисты подали пример: они рассказывали небольшие истории о том, как песни Г. Ф. Пономаренко повлияли на их жизнь, и исполняли песни прославленного композитора. А потом подтянулись и зрители. В прямом эфире лились рекой песни «Оренбургский пуховый платок», «А где мне взять такую песню», «Ой, снег-снежок», «Тополя» и многие другие. Марафон как нельзя лучше показал, что песни народного артиста любят, их поют, а значит, память о нем будет вечна.

2 февраля, в 17.00 на площади перед Краснодарской филармонией традиционно состоится возложение цветов к памятнику народному артисту СССР, композитору Григорию Пономаренко. В мероприятии примут участие представители министерства культуры Краснодарского края, генеральный директор Краснодарской филармонии народная артистка России Вероника Пономаренко, а также артисты и художественные руководители творческих коллективов филармонии.

Фото46 изм.jpg

В этот же день в 18.30 в концертном зале филармонии состоится большой концерт в честь юбилея композитора «Я лечу над Россией». В нем выступят творческие коллективы и солисты филармонии.

А 3 февраля на еще одном концерте выступят солисты филармонии: заслуженная артистка Кубани Ирина Игнатенко; лауреаты международных конкурсов Надежда Грекова, Алексей Греков, Наталья Пенжоян, Дарья Скрипка, Екатерина Каримова. Перед концертами в фойе филармонии пройдет выставка мемориального музея-квартиры Григория Пономаренко. В экспозицию войдут личные вещи и музыкальные инструменты композитора.

Вместе с Кубанью 100-летие Григория Федоровича отметят Волгоград, Самара, Оренбург, Воронеж, Нарьян-Мар и, конечно, Москва. С 22 по 28 февраля Оренбургская филармония проведет XXXIII Всероссийский фестиваль профессионального народного искусства «Оренбургский пуховый платок», в этом году он приурочен к столетию композитора.

Кроме того, федеральный телеканал «Россия-Культура» готовит специальный выпуск программы «Романтика романса», в котором прозвучат мелодии Григория Федоровича. 12 февраля Государственный русский народный Волжский хор имени П.Милославова представит программу к 100-летию композитора.

А 4—6 ноября этого года в исполнении творческих коллективов Краснодарской филармонии песни Григория Федоровича прозвучат со сцены Государственного Кремлевского дворца в Москве.

Весь этот творческий год в самой Краснодарской филармонии будут проходить мероприятия самого разного формата, посвященные памяти композитора. Уже нынешней весной на сцене филармонии ансамбль «Адажио» представит зрителям новую концертную программу песен Григория Пономаренко. Самые популярные произведения композитора зрители услышат в новом музыкальном прочтении артистов. Также в сети в открытом доступе выйдет фильм-концерт ансамбля «Адажио», в котором артисты дополнят исполнение песен личными рассказами о значении композитора и его музыки в их жизни. Выйдет в свет книга — нотный сборник песен Григория Федоровича в обработке Геннадия Томилина. Издание будет эксклюзивным, ведь в нем будут опубликованы песни композитора, которые ранее не издавались.

Во всех уголках края на весь год запланированы праздничные мероприятия, которые продолжат цикл музыкально-просветительских встреч, посвященных творчеству нашего выдающегося земляка.

Мелодист от Бога

Являясь единственной наследницей творчества композитора, генеральный директор и художественный руководитель Краснодарской филармонии Вероника Журавлева-Пономаренко чувствует ответственность за сохранение музыкальных произведений композитора, бережно передаваемых из поколения в поколение.

— Григорий Федорович рано лишился матери, — рассказывает Вероника Ивановна. — Отец женился второй раз, но эта женщина не сумела заменить Грише мать. Мальчика забрал дядя, брат отца Максим Терентьевич. У них с женой не было детей, поэтому относились к ребенку как к родному. Максим Терентьевич был знатный гармонист, собиратель народных инструментов, мастер по изготовлению баянов. То есть можно сказать: Гришу с рождения сопровождала музыка. И он рано стал чувствовать ее, был мелодистом от Бога, сам изучил нотную грамоту. Когда переехали на Запорожье, его определили к профессиональному баянисту Александру Кинебасу. Подростком он сам писал музыку к школьным спектаклям.
Григорий Федорович так и не смог смириться со смертью мамы. Всю свою невыносимую боль от разлуки, нерастраченную любовь к ней он выразил в песнях.

— У него много песен о маме. И все они такие пронзительные, — продолжает Вероника Пономаренко. — Он всю жизнь душой страдал, что у него не было матери. Поэтому и песни такие душевные. Когда поешь, и у самой слезы в глазах, и у зрителей. Помню, как он написал песню «Сирота» для Людмилы Зыкиной. Первый раз, когда она пела ее, рыдала. Да все втроем рыдали: я, Григорий Федорович, Зыкина. Позже, на сцене, у певицы всегда с собой был платок. Она смахивала слезы, когда пела эту песню. У меня в планах издать сборник его песен о матери. Григорий Федорович оставил нам огромное творческое наследство. Недавно все пересчитали точно — 4628 песен у него. Раньше я ворчала-ругалась, что он постоянно писал: где присядет, там и пишет, будто одержимый, он был словно соткан из тысячи мелодий… А он с улыбкой приговаривал: «Верочка, песни — не колбаса, не пропадут…». Некоторые песни до сих пор остались на таких непримечательных листиках. Мы в филармонии постоянно, как из драгоценного сундука, достаем новые произведения, работаем над ними и представляем на суд зрителю. Так будет и в юбилейные концерты. Очень много стихов, которые он посвятил мне. Они очень личные, глубоко лиричные, и я не решаюсь их пока издавать. Он писал легко, у него всегда была масса творческих замыслов. И так не любил, когда его называли «великим композитором». Он — от народа, знал все беды и чаяния людей, поэтому так и понятны всем его песни. Помню, он написал на стихи Сергея Есенина «Выткался на озере алый цвет зари». Ее уже пели в концертах. А через некоторое время говорит, что переписал ее: «Она ж по-другому должна звучать». Я тогда спросила: а как же с первым вариантом быть? Его уже поют. Он мудро ответил: «А ничего, народ сам выберет, какая лучше». Так и случилось, сейчас песню поют только во втором варианте.

Добрый и эмоциональный

Вероника Ивановна рассказывает, что при воспоминании о Григории Федоровиче у нее всегда тепло на душе.

— Он словно солнце, теплое, светлое — всегда с лучезарной улыбкой, — говорит она. — Невероятно добрый он человек. Животных любил до безумия. Страдал, когда видел бездомных, раненых кошек и собак. Мы жили на Красной, 204, в доме был полуподвальный этаж. И вот дворовая кошка облюбовала там себе уголок, чтобы привести в мир котят. Она должна была вот-вот окотиться, с трудом запрыгивала в то место. Григорий Федорович смастерил ей лесенку, чтобы она без труда взбиралась туда. С соседними детьми он выхаживал котят, строил скворечники и кормушки. Он был очень эмоциональный и впечатлительный — в лучшем смысле этих слов. У него текли слезы от того, что его душу переполняли чувства от красоты природы: «Вера, посмотри на это великолепие степи… Все эти звуки, запахи…». Любимая его передача по телевизору — это «В мире животных». Да что уж… В последние свои дни, 5 января 1996 года (7 января он погиб в автокатастрофе), была страшная метель, снег завалил весь город. Транспорт с трудом передвигался. Он вдруг вспомнил, что на даче птички остались без корма. У нас там в специальном домике жили птички. Я умоляла не ехать. Поехал, а там птичий домик ветер поломал. Так он нашел доски и снова смастерил им жилье.

— Обычно талантливые люди совершенно не приспособлены к быту. Да и неталантливые мужчины часто не могут носки в шкафу найти. А Григорий Федорович мог сам себе приготовить, самостоятельно найти нужную одежду?

i_059.jpg

— Я уже говорила, что он, как говорится, рукастый и мастеровой. Самостоятельно все чинил, что поломается. Как у всех мужчин, в гараже у него было много инструментов. Он также очень любил готовить. Особенно у него удавалась фаршированная щука. Вообще нравились рыбные блюда. Говорил: «Я же с Волги!». Насчет одежды? Я могла посоветовать, что надеть, но выбирал он сам. На концертах — всегда с иголочки одет.

— Вы как-то рассказывали, что Григория Федоровича неоднократно звали в Москву. Но он прикипел душой к Кубани…

— Да, много раз предлагали… В 1978 году сам министр культуры СССР пригласил его в Москву и просил: «Вы, Григорий Федорович, должны жить в Москве, в столице, что там Кубань, это ж провинция». Обещал квартиру, какую захочет. Я в то время победила на престижном конкурсе «С песней по жизни». И рвалась в Москву, уже почти уговорила Григория Федоровича. Но приехали домой, на Кубань, посмотрели на цветущие деревья, цветы на Красной, и он окончательно передумал, сказал тогда: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».

— Вы вместе с концертами объездили полмира. Вам аплодировали и в престижных столичных залах, и в районных домах культуры, и просто на колхозном стане. Какое выступление самое запоминающееся?

— Григорий Федорович всегда очень уважительно относился к зрителям. Любил людей, и они платили сторицей. Мы выступали и в маленьких коллективах, и в залах — больше тысячи человек.

Много воспоминаний, много историй… Но вот вспоминаю. Приехали мы с концертом в маленький город Заводоуковск в Тюменской области. Я вышла на сцену в концертном красивейшем, но тоненьком платье, в босоножках с золотыми ремешками. На улице — минус 56 градусов. На третьей песне у меня онемели ноги. Тогда из-за кулис мне принесли тулуп и валенки… Вот в таком облачении я допела концерт. Кстати, совсем недавно пришло письмо от человека, который организовывал этот концерт. Вспомнил этот случай. Так приятно и тепло на душе стало. Люди помнят. Противоположная история… В жарком Сочи мы дали четыре концерта. Уже ночью, уставшие, возвращались в гостиницу «Жемчужина». Остановились у своей машины. Григорий Федорович поставил там рядом баян. Забыл его… Наутро спохватились — нет баяна. И в милицию обращались, и объявления писали — нет, не вернули.

Жив, пока жива память

Человек жив, пока жива память о нем. В этом простом основании народного сознания воплощена глубокая идея, один из законов бытия человечества в его духовном движении вперед. Память — важнейшее орудие созидания настоящего и будущего.

В Краснодарской филармонии бережно хранят память о человеке, чье имя неразрывно, навечно связано для нас с понятием «классика». Классик народной песни живет в молодых голосах артистов филармонии.

Вот что рассказала молодая артистка, участница марафона «Звучит Пономаренко» Ирина Целищева:

— Я родилась и выросла в городе-герое Волгограде. Здесь окончила музыкальную школу и музыкальный колледж. В 2011 году поступила в Волгоградскую консерваторию. В 2016 году по приглашению руководителя Государственного концертного русского народного оркестра «Виртуозы Кубани» Анатолия Яковлевича Винокура я приехала на Кубань, стала работать в Краснодарской филармонии.

В моей семье очень любили и почитали творчество Григория Федоровича. Пятьдесят лет назад мой дедушка подарил своей жене, моей бабушке, сборник песен Г. Ф. Пономаренко «Колокольчик». Бабушка пела эти песни мне, когда я была совсем маленькой, а потом эти же песни мы пели всей семьей. Так я выросла под произведения Григория Федоровича, поэтому творчество композитора в моей жизни сыграло решающее значение. Ведь музыка — это моя жизнь.

В Волгограде Григория Федоровича считают своим земляком. В послевоенные годы он приехал в Сталинград (Волгоград). Здесь началась его работа с народным хором русской песни «Волжские зори». Этот коллектив он называл своей творческой лабораторией. За десять лет создал немало задушевных лирических песен, и именно этот жанр стал основой творчества композитора. Песни «Подари мне платок», «Растет в Волгограде березка» сочинил в Волгограде. И их пела и поет вся страна до сих пор. В нашем коллективе — оркестре «Виртуозы Кубани» отношение к творчеству прославленного композитора особенное. Мы очень много играем его произведений, есть целые программы, состоящие из его песен. Он нам оставил настоящую духовную сокровищницу, которая неиссякаема даже по прошествии стольких лет. Каждая его песня — жемчужина, а Григорий Федорович — образец неподражаемого таланта и одаренности, поистине народного композитора. Удивительная сила песен Григория Федоровича Пономаренко в том, что они очень душевные и искренние, как и он сам.

Ранее в ВК Пресс мы писали о юбилее Вероники Пономаренко: народная артистка впервые рассказала о семье

Читайте также: Вероника ЖУРАВЛЕВА-ПОНОМАРЕНКО: Счастье — в творческом поиске