Новороссийск в 1918 году: битва красных и белых газет
Символично построена экспозиция выставки – в виде газетного разворота. На левом стенде – издания красных, справа – белых и социалистов. А в витраже, расположенном в центре, на верхней витрине размещены газеты и плакаты большевиков, одержавших верх в братоубийственной войне, а на нижней – побежденных белогвардейцев. Обрамляют витраж слева – портрет и стихи певца революции Владимира Маяковского, а справа – воспевшей «белого рыцаря» Марины Цветаевой. Оформление экспозиции – заслуга научного сотрудника музея Ирины Швец и художника Ольга Иващенко.
Автор выставки, бывший корреспондент одной из городских газет, а ныне научный сотрудник музея Наталья Шумилина, объяснила свой журналистский подход и профессиональный интерес к изучению представленного материала.
«Однажды, взяв для
Как рассказала Наталья Анатольевна, газет, издаваемых красными, в архивах было действительно немало, а вот издание белогвардейского толка нашлось в единственном экземпляре. Чтобы восполнить пробел, исследователь дошла до Российской национальной библиотеки в
Такая же ситуация была и с плакатами той поры. Если агитплакаты красных можно в больших количествах обнаружить в Интернете, то
События 1918 года развивались трагически для обеих воюющих сторон, как, впрочем, и для всего населения бывшей Российской империи. Теснимые только что созданной
Трудно дать объективную оценку этому черному периоду в истории России, как трудно найти правых и виноватых. Одно можно утверждать с полной уверенностью: Россия приняла мученический венец. Убийственна статистика потерь Гражданской войны и интервенции. Общее число погибших с осени 1917 года по конец 1922 года (в результате сражений, террора с обеих сторон, от болезней, эпидемий и голода) оставляет более 10 миллионов человек. Это не считая тех, кто был вынужден покинуть Родину и стать бесприютным эмигрантом, а таких несчастных скитальцев оказалось более двух миллионов человек.
И открывшаяся выставка не дает прямых оценок тем событиям, а беспристрастно, через газетное слово и броский плакатный лозунг, рассказывает о них.
Большевистская городская печать являла собой пример ленинского отношения к газете, которая должна быть агитатором, пропагандистом и организатором народных масс на построение светлого будущего. Вот что писала 15 июня 1918 года местная «Красная газета» (орган городского комитета компартии большевиков) в передовице «Кто против Советов», с первого абзаца отвечая на поставленный заголовком риторический вопрос: «Помещики, купцы, фабриканты. Немецкие и другие
И далее — в известном духе: «Трудящимся никогда не была нужна такая свобода и такая родина. Только после революции они приобрели родину — социалистическое отечество, только в результате революции они приобрели свою свободу».
Совсем иной тон публикаций находим на стенде так называемых «реакционных сил» — белых и социалистов. В их изданиях главное место занимает хроника происходящих событий. Вот короткие, но рисующие общую картину происходящего в регионе и во всей стране хаоса, заметки из городской газеты «Черноморский маяк»:
«Протест и угроза Петлюры. В связи с занятием донскими казаками района Юзовки Петлюра опубликовал „открытое письмо“ к командующему Донской армией ген. Денисову с протестом против вступления донцов на территорию Украины. Петлюра грозит, что Украинская Народная Республика объявит Дону войну».
«Анархия в Екатеринославской губернии. В Екатеринославской губ. полная анархия, принявшая стихийный характер. Вооруженные банды вырезывают целые села, разрушают фабрики. Жители терроризованы, бандиты не делают различия между интеллигенцией и простым народом. К бандитам примкнули вооруженные арестанты, выпущенные из тюрем ушедшими
А вот хроника событий в самом Новороссийске, где под властью белого офицерства самым неприятным событием минувшей недели стало незначительное ограбление магазина.
«Кража со взломом. Вечером 22 ноября, около 9 часов, был обокраден магазин кооператива
«Благодарность
«Театр и музыка. Народный дом. Состоявшийся вчера в народном доме
Пожалуй, самый броский экспонат выставки — красочный плакат, на котором изображен белый воин в виде Святого Георгия Победоносца, пронзающий красную гидру большевизма.
Под плакатом не менее броская подпись: «Плотным змеиным кольцом охватил БОЛЬШЕВИЗМ сердце России. Казалось, ничто не в силах вырвать жертву. Но вот в лучах восходящего солнца показался всадник, добровольно взявший на себя подвиг спасения России. Мощно занесена рука всадника, и в бессильной ярости чувствует змий, что тверда эта рука, верен ее удар и не избежать ему карающей десницы».
Но в реальности все произошло с точностью до наоборот…
Читайте также: В музей Новороссийска передали раритетные документы из архива князей Трубецких.