Абьюз с точки зрения христиан: всегда «терпи и смиряйся» или дай отпор?


Имеет ли право верующий человек дать отпор наглости и откровенной грубости? Что делать, если идет откровенное использование: ну ты же добрый, ты же должен? Непротивление злу, вторая щека, отдай даже больше, чем просят, — к сожалению, мы не имеем глубины знания библейских истин и часто воспринимаем все слишком поверхностно и совершенно не так, как должны. И если разобраться в теме, то христианин — это, извините, совершенно не униженный слабак. Это сильный человек, кстати сильнее других, потому что знает, где брать эту силу, но держащий естественную для всех людей (к сожалению, увы, да — для всех) агрессивность и грубые животные инстинкты выживания под жестким контролем воли. Знающий, как это возможно и для чего необходимо, и, так сказать, практикующий. И при откровенном абьюзе (насилии) умеющий отреагировать правильно, корректно и с максимальной пользой для души (а иногда и тела): как мы знаем, для верующих прежде всего — любовь.  О том, что призыв прощать был обращен не к слабовольным меланхоликам, а к вспыльчивым и склонным к грубости и мести — «око за око» — людям (что было прямо прописано в древних законах!), и о том, как на самом деле правильно реагировать современным православным христианам при столкновении в жизни с абьюзивными отношениями, рассказывает настоятель храма в честь святой блаженной Матроны Московской в Краснодаре иерей Даниил КОРОВЯКОВ.
 Человек может быть проводником греха и источником зла на земле. Конечно, не каждый, однако в греховной природе нашей личности заложен этот потенциал: всякий человек может быть инициатором войн, агрессии и столкновений. Именно по этой причине с помощью уголовного законодательства такое начало в естестве человека ограничивается. В социуме установлены правила, которые защищают личность и позволяют каждому жить без унижения и оскорблений со стороны других, а за нарушения предусмотрено наказание.

отец.jpg
Почему в каждой личности есть такое начало? Библия учит нас, что природа человека изменилась после грехопадения Адама и Евы. Лишившись прямого общения с источником своей жизни — Богом, человек приобрел воинственность, страстность и смертность и стал вынужден в поте лица добывать себе пищу, скрываться от диких зверей, мучиться от голода и жажды, страдать от зноя, холода и болезней. То есть после изгнания из рая человек стал подобен неразумным животным. Как говорится в Священном писании, «приложился скотам бессмысленным и стал подобен им» (Пс. 48:13). В жизни животных есть немало поведенческих мотивов, которые провоцируют их на агрессию. Чаще всего это защита своего — территории, добычи, семьи. Но человек в своем падшем положении может стать для своих близких гораздо опаснее любого зверя. Агрессия животного подчинена весьма простой и естественной логике, ее практически всегда можно предугадать, спрогнозировать и нередко исправить ситуацию, если самому вести себя правильно. А человеческий разум, пребывающий во власти греха, способен на самые чудовищные и безумные извращения своего гнева.

Здесь я имею в виду отношения, когда границы чужого жизненного поля нарушаются не случайно, а совершенно намеренно и осознанно. И в этом случае на помощь жертве может прийти ее естественная способность противостоять нападению — и порождается конфликт с неизвестным исходом. Такой способ защиты своих границ и был у человека после того, когда он через первый грех уподобился животным: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб…» — ветхозаветный принцип талиона, или равного возмездия (Лев 24:17—21).

Но вот на землю приходит Иисус Христос и из сострадания и любви к человечеству принимает — абсолютно добровольно! — приравненное к животной природе человеческое естество. И встает совершенно правильный вопрос: был ли усвоен Христом гнев? Был. Например, мы находим в Священном писании немало примеров, когда Христос гневался на фарисеев и однажды даже плетью выгнал из храма менял. Да, у Христа было эмоциональное чувство праведного гнева как реакция на осквернение святынь, которые он защищал. То есть гнев Христов всегда был направлен на творимый грех, а не на людей.

Подчеркну: Спаситель всегда разделял грех и самого человека, который этот грех творит. Одно из правил Церковных канонов, 27-е Правило Святых Апостолов, звучит так: Господь никогда не поднимал руки на человека: «…Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». Конечно же, пример жизни Спасителя — это и есть икона для каждого человека, как жить и поступать в обычных условиях нашей повседневности. Практическими правилами и нормами реализации примера Господа в нашей жизни служат заповеди Блаженств. Именно с ними Христос обратился к Своим ученикам и народу, для которых до того момента главной заповедью было: «Око за око и зуб за зуб».

Элемент не найден!

Но чтобы правильно понять смысл Евангельских заповедей, нужно правильно знать исторический контекст. Господь обращал свою речь не к слабовольным меланхоликам, а к людям сильным, волевым, вспыльчивым и склонным к абьюзу, к превышению допустимого в общественных отношениях. Кротость Священного писания, о которой мы часто слышим и к которой стремимся в своих отношениях с близкими, — это не меланхоличность, а великая сила, удерживающая там, где это необходимо ради высшей цели и пользы ближнего.

Опрокинутые столы меновщиков денег в Иерусалимском храме — лучшее подтверждение тому факту, что кротость Спасителя, например, на суде, при Его аресте, скрывает духовную мощь поборника справедливости и истины. И в этом ключе упоминание о подставленной другой щеке совершенно не является оправданием внутренней слабости и неумения постоять за себя. Когда на допросе Христа беспричинно ударяет служитель, Господь, хотя и готов был терпеть страдания и издевательства в Свой адрес, все же не подставил другую щеку, но спросил ударившего Его: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня»? (Ин. 18:23).

Несомненно, этот уникальный пример совсем не отменяет заповедь о другой щеке, но он рисует нам один из важнейших смысловых оттенков: истинное христианское отношение к унизившему тебя человеку, кем бы он ни был, имеет право быть выражено в четком и твердом вопросе: почему и за что ты так поступаешь со мной?
Можно с уверенностью сказать, что Христос задал этот вопрос ударившему Его не от застлавшей Ему глаза обиды, а из-за пользы для самого ударившего — чтобы последний сам смог почувствовать гнусность и несправедливость своего деяния. Сейчас нередко многие считают, что воплощением заповеди о любви к ближним и внутренней кротости для христианина становится молчаливое, смиренное, непротивление направленной на него агрессии. Однако есть случаи, когда в ответ на насилие и несправедливость, совершаемую в свой адрес, нужен твердый вопрос. Для вразумления обидчика.

Есть люди, которые не в силах совладать со своей агрессией и этим причиняют немало страданий близким и даже самим себе. Иногда с такими людьми приходится по необходимости или ради каких-либо целей проводить немалую часть своей жизни. Надо понимать несколько моментов.

аабб.jpg
Во-первых, в этом процессе в нас рождается добродетель терпения. Почему терпение является добродетелью? По той простой причине, что с нее начинается все. Господь сказал, что над заповедью о подставленной другой щеке есть другая — высшая заповедь, о любви. Можно ли полюбить человека, которого ты терпеть не можешь? Конечно, нет. А можно ли человека, которого ты терпеть не можешь, научиться терпеть? Не задирать планку на любовь, а просто-напросто терпеть? Терпеть работодателя, терпеть коллегу, терпеть дальних родственников или, наконец, кого-то в ближайшем кругу своей семьи? Просто терпеть, напоминая себе, что через терпение мы становимся ближе к Богу. Ведь действительно, мы ежедневно творим проступки, отдаляющие нас от Бога, а если захотим, то сделаем этот процесс отпадения через терпение обратимым.
Во-вторых, кроме людей, не умеющих контролировать свою агрессию, бывают и те, кто никак не может проявить свой природный, праведный гнев, когда того требуют обстоятельства. От этого может страдать и сам человек, и те окружающие, кого он должен, но не может защитить. В подобной ситуации стоит в молитвах просить у Бога решимости и твердости, когда этого требует ситуация и его совесть христианина, и учиться проявлению этих качеств.

В-третьих, все мы должны подражать Иисусу Христу как доброму и идеальному примеру не только в тех ситуациях, где Он со смирением переносит злобу и унижения своих оппонентов, но и там, где Он, не умаляя любви и кротости, твердо произносит в адрес старшего из Своих учеников: «Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн!» (Мф. 16:23). Особенной мудрости требует понимание того, когда нужно промолчать, а когда дать отпор и спросить: для чего ты так поступаешь?

Каков же может быть общий вывод? Наверное, его можно сформулировать следующим образом: быть агрессивным, злым человеком ужасно. Унижать своих близких, даже если тебе до безумия кажется, что ты прав, недопустимо и неприемлемо для каждого человека. А оказавшись рядом с тем, кто этого не понимает, нужно выбрать такую стратегию и путь, которые не только принесут пользу и благие последствия жертве агрессии, но и проявленной мудростью этой жертвы послужит вразумлением самому обидчику.


Ранее мы сообщали: Митрополит Григорий: Миром управляет Бог -  мы встретились с митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Григорием, чтобы поговорить о самых насущных вопросах, волнующих сейчас и верующих, и еще не воцерковленных жителей региона, о том, какая ведется работа в епархии и как нам надо продолжать работать над собой.

Также читайте: Подаренную Путиным икону привезли на позиции военных ЦВО: поднимает боевой дух- Икона является точной копией образа «Спас Нерукотворный», который принадлежал успешному военному министру Российской империи Петру Ванновскому. Весной этого года Владимир Путин подарил икону российским военнослужащим. Теперь ее провозят по всем подразделениям ВС РФ в зоне спецоперации для поднятия боевого духа верующих.

И еще: О новомучениках, религиозной политике в СССР и святых Кубани- Как подчеркнул митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий, Русскую Православную Церковь часто называют церковью новомучеников и исповедников — столько святых угодников, сколько было в начале ХХ века в России, больше нигде не найти. В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской были внесены имена более чем 1800 святых, и с каждым годом число новомучеников увеличивается, открываются новые свидетельства.